Содержание
-
Развивающее обучение
Галутво Людмила Михайловна, кандидат исторических наук, доцент Кубанского госуниверситета
-
Понятия и термины
Развивающее обучение – специально организованное, в соответствии с законами психического развития школьников обучение (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Система развивающего обучения – гармоничное сочетание комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных дидактических условий и учета специфики психических процессов у школьников на разных этапах обучения.
-
Цель (узкий смысл) – формирование человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи, находить оптимальные средства и способы их решения. Цель (широкий смысл) – обеспечение условий становления ребенка как субъекта учебной деятельности, саморазвития. Достижение планируемого результата требует сознательной, целенаправленной деятельности учащегося и учителя как организатора этой деятельности.
-
Субъектность деятельности связана с личностными качествами школьника, которые формируются в процессе каких-либо действий. Продуктивная деятельность – одна из черт личности. Личность – человек с индивидуальными качествами и способностями и реализуемыми им социальными функциями. Формируется под воздействием окружающей среды (природных и социальных составляющих).Живет согласно внутреннему закону «А кто, если не я?». Осознает значимость свободы и ответственности за свои поступки, рассматривает их как условие, стимул осуществления своих творческих способностей.
-
Свобода - важнейшее условие развития личности, возможность без внешнего давления и препятствий поступать по собственному усмотрению. Неразделима с выбором. Ответственность – осознание ценностей свободы, выбора.
-
Как создать условия для развития личности?
Инновационные («нетрадиционные», альтернативные) приемы и методы. Персонификация Драматизация Воображаемое путешествие Интервьюирование Различные виды обращений Письмо Дидактические игры (ролевые, деловые, ретроспективные) Инсценирование Самопроявление, самореализация школьника, проявляющееся через комплекс соответствующих учебных умений.
-
Традиционные приемы определенной группировки материала. Образная характеристика Портретное аналитическое описание Эссе Образное и конспективное повествование Работа с различного жанра текстами, диаграммами, схемами, графиками При соответствующей организации интересны школьникам. Чем разнообразнее приемы и средства обучения, тем выше мотивация учебной деятельности.
-
Приемы работы с текстами. Комментированное чтение Пересказ, краткое изложение идей Беседа по тексту Самостоятельное изучение текста с конкретной целью Опережающее чтение текста Подбор строк из текста к выводам учителя и обучающихся Составление рассказа по ключевым словам Составление плана, деление на части, оглавление текста Группировка сведений Обобщение на основе группировки сведений текста Составление синхронистических таблиц
-
Приемы работы с текстами. Сопоставление двух и более рядов информации, текста и документов, характеристик Обработка информации графиков, схем, диаграмм Составление логического рассказа на основе диаграммы (нескольких) Сравнение графического материала разных параграфов, тем Нравственная оценка поступка, действий гражданина Разработка заданий, вопросов к тексту диаграмм Моделирование, драматизация Рецензирование публицистической, специальной литературы Подготовка докладов
-
Приемы работы с текстами. Составление биографических, социологических и исторических справок Элементы работы с рефератом Подготовка рефератов Эссе Знакомство с библиотечным каталогом Работа с дополнительной литературой разных жанров Поиск и отбор информации в электронных изданиях, в Интернете Анализ нормативных документов
-
Технология формирования учебной деятельности
Взаимосвязь обучения и развития (Л.В. Занков, Д.Б. эльконин – В.В. Давыдов, И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.К. Селевко, Н.Я. Чутко, И.С. Якиманская). Обучение и развитие – процессы, органически связанные друг с другом Обучение играет ведущую роль по отношению к умственному развитию Деятельность обучающихся направлена на развитие интеллектуального потенциала. Последовательность процесса деятельности: Восприятие учебного материала Его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий Запоминание и сохранение в памяти Применение усвоенного в практической деятельности
-
запомнил
-
Понятия и термины
Методика – вариативная и гибкая система действий участников образовательного процесса. Технология – жесткая и алгоритмическая последовательность действий участников образовательного процесса с расчетом на получение гарантированного результата
-
Технология развивающего обучения
Структура учебной деятельности (в соответствии с развитием психических процессов у школьников). Информационно-ориентировочный компонент (отвечает за ориентировку в изучаемом блоке информации) Операционно-исполнительский компонент (обеспечение интеллектуальных действий) Контрольно-коррекционный компонент (самоконтроль интеллектуальных действий). Набор общеучебных интеллектуальных умений: Наблюдение, слушание, чтение Классификация, обобщение Самоконтроль Важно! Комплексность формирования целостной учебной деятельности
-
Метод развивающего обучения
Структура метода. Создание мотива деятельности с постановкой учебной цели для учащегося и учителя Совместное решение задания с учащимся Организация оценки найденного способа действия Учебные задания или ситуации. Учащемуся необходимо найти ответ, а способы и средства неизвестны. Предполагается нахождение и отбор способа действия с предметом, а не изменение самого предмета. Единица педагогического взаимодействия: пересекаются педагогическая деятельность учителя и учебная деятельность учащегося. В основе ситуации лежит система заданий.
-
Этапы решения учебного задания. Мотивация Анализ проблемы Поиск решения проблемы на основе известного алгоритма Доказательство и обоснование правильности решения Реализация и проверка решения, а в случае необходимости – его коррекция. Метод развивающего обучения технологичен, т.к. воспроизводится при последовательном соблюдении всех этапов
-
Структура технологии развивающего обучения
-
Метод развивающего обучения
Традиционная система обучения Развивающее обучение Метод проверки знаний – вопрос Вопрос предполагает ответ, обращенный к тексту: Кто? Что? Когда? Зачем? Метод проверки знаний – учебное задание Самостоятельный поиск информации на основе трансформации, переноса усвоенных знаний и умений, использование личностного опыта (установите, объясните, определите, найдите) Основная единица содержания – понятие (система понятий) – понимание сущности вещи или явления; целостная совокупность суждений, отражающая внутреннюю сущность.
-
Метод развивающего обучения
Уровень сформированности понятийного мышления – показатель развития личности и сформированности универсальных учебных действий.
-
Описание обучающей ситуации. Задание: нескольким отвечающим у доски необходимо закончить предложение: «Демократия – это…». Каждому из учащихся предоставляется выбрать одно из определений и принять участие в обсуждении: Я узнал… Я открыл для себя… Я хотел бы обсудить… Какие виды деятельности используются? Какие навыки приобретаются или совершенствуются? Какова роль учителя?
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.