Содержание
-
Рефлексивные умения педагога как фактор повышения качества образования
Джебко Галина Павловна, учитель истории и обществознания МБОУ «Сахаптинская СОШ»
-
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К.Д. Ушинский.
-
Актуальность темы Рефлексия – неотъемлемая часть современного урока, а сформированность рефлексивных умений – одна из главных черт школьника. Модернизационные процессы в образовании требуют от учителя владения техниками выведения в рефлексивную ситуацию. Проблема кроется в том, что зачастую учитель сам не владеет ни необходимыми знаниями по проблеме, ни техниками – его этому никто не учил и не учит. Многие из педагогов идут к решению проблемы путем самообразования. В этих условиях очень важным условием для развития профессионализма является обмен имеющимся опытом: мнениями, мыслями, приемами деятельности.
-
Цель мастер-класса: представить участникам собственное видение процесса формирования и развития рефлексивных умений учителя, направленных на осмысление своей деятельности Задачи: познакомить с содержанием понятия «рефлексия», видами рефлексии в образовательном процессе и основными рефлексивными умениями, которыми должен владеть учитель, а также условиями, необходимыми для успешного формирования рефлексивных умений педагогов; продемонстрировать приемы осуществления рефлексии, направленной на собственную профессиональную деятельность.
-
РЕФЛЕКСИЯ («обращенность назад») – способность занимать аналитическую позицию по отношению к собственной профессиональной деятельности, осмысление деятельности. ДЕЙСТВИЯ, ПРИЕМЫ,ТЕХНИКИ, ФОРМИРУЮЩИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГ УЧЕНИК СОБСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
-
Практический раунд №1. Понятие «педагогическая рефлексия». Определяем границы знания и незнания ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ
-
Рефлексивные умения педагогов: 1.Умение решать профессиональную проблему различными способами: чем больше идей, тем легче проникнуть в суть проблемы. 2. Умение моделировать всевозможные результаты решения профессиональной проблемы 3. Умение интуитивно чувствовать противоречия, возникающие в ходе решения профессиональной проблемы. 4. Умение выбрать оптимальный способ и результат решения профессиональной проблемы, основываясь на интуиции и анализе всех «за» и «против». 5. Умение своевременно обнаруживать ошибки, возникающие в ходе решения профессиональной проблемы и ликвидировать их. 6. Умение анализировать свои действия: а) «здесь и сейчас» б) в ретроспективе; в) перспективе. 7. Умение проводить самоанализ Я- концепции.
-
Условия для успешного формирования рефлексивных умений педагогов РЕФЛЕКСИРУЮЩАЯ СРЕДА Активные, диалоговые формы общения с коллегами Деятельность творческих сообществ Мини-уроки с последующим анализом и обсуждением в группах ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (!) Что я сейчас делаю и почему?
-
Практический раунд №2. Учимся решать профессиональную проблему разными способами. Ваши ученики сдают ЕГЭ, но результаты вас не удовлетворяют – средний балл который год ниже районного показателя. Предложите способы решения проблемы. Попытайтесь проанализировать собственную деятельность, составив ряд вопросов, отражающих этапы осмысления вами этой проблемы. Приём «Вопросы самому себе» Что я делаю сейчас? Почему я это делаю? Есть ли положительный результат от того, что я делаю? Какие моменты вызывают положительный результат? Почему отрицательных моментов в результате моей деятельности больше, чем положительных? ……………………………………………………………………..
-
Практический раунд №3.Учимся выбирать оптимальный способ и результат решения профессиональной проблемы, основываясь на интуиции и анализе всех «за» и «против». Педагог-психолог провел социометрию и установил, что Татьяна Б., ученица 7 «А» класса, является отвергаемой в классном коллективе. Как разрешить данную ситуацию. Предложите наиболее оптимальный вариант. Почему выбранный вами вариант вы считаете оптимальным? Составьте рефлексивную схему поиска оптимального варианта.
-
Практический раунд №4.Учимся определять траекторию собственного профессионального развития. Этапы рефлексии: Сигнал «Стоп» Запуск работы мысли - что я делаю? - что в данный момент происходит? - как надо делать? Оценка своего интеллектуального и эмоционального состояния (+ и -) Инсайт (озарение) - знаю, как надо; - пока не знаю, но думаю Принятие решения - в чем будет заключаться моя дальнейшая деятельность? - вернуться назад? - продолжать процесс?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.