Содержание
-
Роман Е.Замятина «Мы»
Окружающий мир героя
-
С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадывает три случая, а их миллион. Ф.Достоевский
-
Система государства.
-
Благодетель. «Мудрый паук»
Безграничный правитель «человеческого стада» должность (как бы) выборная не нужны ни свобода, ни правда, а только счастье, основанное на сытом удовлетворении и благополучии путь к счастью лежит через преодоление жалости к человеку и насилия над ним Палач « Я спрашиваю: о чем люди – с самых пеленок - молились, мечтали, мучились? О том, чтобы кто-нибудь раз и навсегда сказал им , что такое счастье,- и потом приковал их к этому счастью на цепь. Что же другое мы теперь делаем, как не это.»
-
О. К. Вуколов, 1989 г.
-
Мир.
После 200-сотлетней войны 80% населения уничтожено, но оставшиеся 20% – счастливы. Человеку покорились силы природы, дикая стихия осталась за Зеленой Спиной. «Скрижаль» определяет жизнь Нумеров, превращает их в винтик единого, отлаженного раз навсегда механизма. Они одновременно встают утром и заканчивают работу. Изобретена нефтяная пища. («Правда, выжило только 0,2 % населения земного шара. Но теперь нет проблем с едой»). Победив голод, ЕГ повело наступление против владыки мира – любви, но и эта стихия побеждена. Регулируется деторождение, и воспитание детей государство взяло на себя, существует Детско-воспитательный завод. Воспитанием детей занимаются роботы.
-
Поэзия и музыка подчинены общему режиму жизни. Чтобы нумеров не мучила необходимость самостоятельно оценивать происходящее, издается Единая Государственная Газета, которой безоговорочно верит даже талантливый Строитель «Интеграла». Каждый год в День Единогласия, конечно, единогласно избирается Благодетель. Никакой фантазии, никаких сноведений. Главная задача – строительство «Интеграла», экспансия, создание на чужих планета такого же блистательного, абсолютного и совершенного общества.
-
Газовый колокол.
«В Операционном — работают наши лучшие и опытнейшие врачи под непосредственным руководством самого Благодетеля. Там — разные приборы и, главное, знаменитый Газовый Колокол. Это в сущности старинный школьный опыт: мышь посажена под стеклянный колпак; воздушным насосом воздух в колпаке разрежается все больше... Ну, и так далее. Но только, конечно, Газовый Колокол значительно более совершенный аппарат — с применением различных газов, и затем — тут, конечно, уж не издевательство над маленьким беззащитным животным, тут высокая цель — забота о безопасности Единого Государства, другими словами — о счастии миллионов. Около пяти столетий назад, когда работа в Операционном еще только налаживалась, нашлись глупцы, которые сравнивали Операционное с древней инквизицией, но ведь это так нелепо, как ставить на одну точку хирурга, делающего трахеотомию, и разбойника с большой дороги: у обоих в руках, быть может, один и тот же нож, оба делают одно и то же — режут горло живому человеку. И все-таки один — благодетель, другой — преступник, один со знаком +, другой со знаком ...»
-
Не люди, Не граждане, а нумера.
Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение. Но Р - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д,Т - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме. Звуки М - о милом, мягком, о матери, о море. С А связывается широта, даль, океан, марево, размах. С О – высокое, глубокое, море, лоно. С И – близкое, низкое, стискивающее… (воспоминание о Замятине в книге Ю.Анненкова)
-
«Юнифа» Гладко выбритая голова «Круглые, гладкие шары голов плыли мимо и оборачивались.» «Как в нумер, так и умер.»
-
Математика.
«Я перестал быть слагаемым, как всегда, и стал единицей.» «Вот что: представьте себе квадрат, живой, прекрасный квадрат. И ему надо рассказать о себе, о своей жизни. Понимаете – квадрату меньше всего пришло бы в голову говорить о том, что у него все четыре угла равны. Вот и я в этом квадратном положении. Для меня это – равенство четырех углов, но для вас это, может быть, почище, чем бином Ньютона». «Мы — счастливейшее среднее арифметическое... Как это у вас говорится: проинтегрировать от нуля до бесконечности — от кретина до Шекспира... Так!»
-
К. Малевич «Черный квадрат»
-
Граница.
Человека легко убедить, что он счастлив, оградив от всего мира, лишив возможности сравнивать и анализировать. Пока человек не столкнулся с чем-то подлинным, его легко держать в рамках и подчинять себе, но как только границы расширены, образуется душа, чего допускать нельзя. «Стены – это основы всякого человеческого.»
-
Свобода.
«Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как... ну, как движение аэро и его скорость: скорость аэро=0, и он не движется; свобода человека=0, и он не совершает преступлений. Это ясно. Единственное средство избавить человека от преступлений -- это избавить его от свободы...»
-
….Но.
Система не идеальна: Разные носы Лохматые руки Смысл личных часов «Не такая уж прямая линия». Нумер способен на самоанализ. Жажда свободы, творческая фантазия, любовь, красота неистребимы.
-
Архитектура.
Эстетика кубизма. Все точное, математически выверенное: прямоугольные стеклянные коробки домов («божественные параллелепипеды прозрачных жилищ»), прямые улицы, площади («Площадь Куба. Шестьдесят шесть мощных концентрических кругов: трибуны. И шестьдесят шесть рядов: тихие светильники лиц…»). Стекло и бетон.
-
-
Искусство.
«Я думал: как могло случиться, что древним не бросалось в глаза вся нелепость их литературы и поэзии. Огромная, великолепная сила художественного слова тратилось совершенно зря. Просто смешно: всякий писал о чем ему вздумается. Так же смешно и нелепо , как то, что море у древних круглые сутки тупо билось о берег и заключенные в волнах миллионы килограммометров уходили только на подогревание чувств у влюбленных. Мы из влюбленного шепота волн добыли электричество, из брызжущего бешеной пеной зверя мы сделали домашнее животное, и точно так же у нас приучена и оседлана когда-то дикая стихия поэзии. Теперь поэзия – уже не беспардонный соловьиный свист: поэзия- государственная служба, поэзия –полезность.» «homosapiens— только тогда человек в полном смысле этого слова, когда в его грамматике совершенно нет вопросительных знаков, но лишь одни восклицательные, запятые и точки.» R-13
-
О. К. Вуколов, 1989 г.
-
Тэйлор Фредерик (1856-1915).
Выдающийся американский инженер-изобретатель, основоположник научной организации труда: разработал систему организации и нормирования труда и управления производством, подбора, расстановки и оплаты рабочей силы, направленную на повышение производительности. Выбирается наиболее искусный, сильный рабочий, обученный самым совершенным методам труда. Его работа хронометрируется, а показатели выработки становятся нормой для всех рабочих. От выполнения нормы зависит оплата труда. «Да, этот Тэйлор был, несомненно, гениальнейшим из древних. Правда, он не додумался до того, чтобы распространить свой метод на всю жизнь, на каждый шаг, на круглые сутки — он не сумел проинтегрировать своей системы от часу до 24-х. Но все же: как они могли писать целые библиотеки о каком-нибудь там Канте — и едва замечать Тэйлора — этого пророка, сумевшего заглянуть на десять веков вперед.»
-
Кант Иммануил (1724-1804).
Кант – выдающийся немецкий философ, основоположник немецкой классической философии. Исследовал границы человеческого познания («Критика чистого разума»). Он утверждал, что разум не может познать мир как таковой, что человеку доступен не объективный мир, и лишь субъективный мир ощущений. Человек, по Канту, не пассивное создание природы или общества, он способен сам определить свою волю и поведение. Но, признав за собой право на самостоятельность, человек должен признавать это право за всеми окружающими. Канттак сформулировал нравственный закон: «поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство», «другой человек должен быть для тебя святым».
-
Религия.
«Таблица умножения мудрее, абсолютнее, древнего Бога: она никогда - понимаете: никогда - не ошибается. И нет счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений. Истина - одна, и истинный путь - один; и эта истина - дважды два, и этот истинный путь - четыре. И разве не абсурдом было бы, если бы эти счастливо, идеально перемноженные двойки - стали думать о какой-то свободе, т. е. ясно - об ошибке?»
-
«Вспомните: синий холм, крест, толпа. Одни - вверху, обрызганные кровью, прибивают тело к кресту; другие - внизу, обрызганные слезами, смотрят. Не кажется ли вам, что роль тех, верхних, - самая трудная, самая важная. Да не будь их, разве была бы поставлена вся эта величественная трагедия? Они были освистаны темной толпой: но ведь за это автор трагедии - Бог - должен еще щедрее вознаградить их. А сам христианский, милосерднейший Бог, медленно сжигающий на адском огне всех непокорных - разве Он не палач? И разве сожженных христианами на кострах меньше, чем сожженных христиан? А все-таки - поймите это, все-таки этого Бога веками славили как Бога любви. Абсурд! Нет, наоборот: написанный кровью патент на неискоренимое благоразумие человека.»
-
О. К. Вуколов, 1989 г.
-
Оксюморон.
Дикое состояние свободы; Благодетельское иго разума; Математически безошибочное счастье; Наш долг – заставить их быть счастливыми; Неомраченные безумием мысли лица; Вдохновение – неизвестная форма эпилепсии; Душа – тяжкое заболевание; Самая трудная и высокая любовь – это жестокость.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.