Содержание
-
Рынок научно-технической продукции
Лекция 4
-
Рынок научно-технологической продукции
Совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе обмена результатами инновационной деятельности и согласования интересов его участников по ценам, срокам и масштабам
-
Научно-техническая продукция
продукция научной и (или) научно-технической деятельности, содержащая новые знания или решения, зафиксированная на любом информационном носителе и предназначенная для реализации. Основными сферами потребления результатов НИР и ОКР являются сфера материального производства, социальная сфера и, прежде всего, сфера образования и, собственно, научная сфера. (СТБ 1080-97)
-
Условия реализации научно-технической продукции
Наличие продавца и покупателя; Наличие потребительной стоимости и существенной полезности; Наличие права собственности или исключительного права использования.
-
В научной сфере трудом ученых и специалистов создается продукция, обладающая потребительной стоимостью, полезностью и стоимостью. Она может быть товаром, покупаться и продаваться.
-
Субъекты инновационной деятельности
Научные и научно-технические работники; Исследовательские и инновационные фирмы; Фонды Транснациональные компании; Университеты; Инжиниринговые, консалтинговые фирмы; Технопарки; Технополисы; Государство
-
Объекты инновационного рынка
это результаты интеллектуальной деятельности, представленные: в овеществленной форме (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок, инструментов, технологических линий и т.д.);в неовеществленной форме(данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ в виде аналитического отчета, обобщающего описания способа, конструкторской и технической документации);в виде знаний, опыта, консультирования в сфере консалтинга, маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.
-
Особенности НТП
в отличии от материальных сфер деятельности новое знание, как продукция научной сферы, в каждом конкретном случае ее получения является уникальной, но при наличии соответствующих потребностей может воспроизводится в различных сферах деятельности;
-
производство новых знаний, осуществляется на основе знаний, полученных как современниками, так и предшествующими поколениями ученых и специалистов и в историческом и общественном масштабе представляет собой расширенное воспроизводство совокупного общественного знания, процесс движения к новому, более высокому уровню совокупного общественного знания;
-
информационный характер нового знания, как результата научного труда, позволяет осуществлять его накопление в больших объемах, хранение до появления соответствующих потребностей, распространение по разнообразным каналам, многократное использование множеством потребителей;
-
новое знание является продуктом творческого труда работников, отличающихся уникальными творческими способностями, талантом, продолжительной подготовкой, знанием методологии и логики научных исследований;
-
процесс получения нового знания носит вероятностный характер – определенными вероятностными оценками характеризуются получение заданного результата, продолжительность исследования, потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах;
-
полезность и экономический эффект от получаемого нового знания часто трудно определим и имеет значительный временной лаг реализации; продукция научной сферы различается по характеру, содержанию и форме выражения в зависимости от видов научных работ;
-
время реализации нового научного знания от момента его получения до применения (временной лаг) составляет длительный период и зависит от характера научного результата;
-
затраты на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и получение положительных результатов зависят от видов исследований и разработок и составляют значительные суммы, достигающие в отдельных случаях нескольких миллионов долларов США.
-
Формы объекта научно-технологического обмена
-
Формы научно-технического обмена
Некоммерческие Коммерческие
-
Коммерческая научно-технологическая продукция
Наукоемкая продукция; Объекты интеллектуальной собственности; Контрактные НИОКР Лицензии; Технологии
-
HT – hight technology – высокая технология AT – advanced technology – передовая, «продвинутая» технология MT – medium technology – средняя технология LT – low technology – низкая технология
-
Коммерческие формы научно-технического обмена
купля и продажа лицензий (кроме торговых марок); торговля наукоемкой продукцией, научно-технической продукцией, продажа технологий в материализованных формах; прямые зарубежные инвестиции и их сопровождение; Покупка акций предприятий, обладающий высоким научно-техническим потенциалом; совместное проведение НИОКР; Выставки, ярмарки научно-технической продукции
-
Наиболее широко в передаче научно-технической продукции на коммерческой основе используются лицензионные договоры
-
Показатели лицензионной деятельностив РБ
-
Научно-техническая продукция: некоммерческая
Знания научно-технического, информационного, рекламно-технического характера, предназначенные для обучения и подготовки специалистовв определенных отраслях производства; Сведения, материалы, публикации общедоступного характера; Научные открытия, раскрывающие новые теоретические принципы науки и закономерности, которые не могут быть переданы в частную собственность, поскольку являются общечеловечесским достоянием или для которых не имеется конкретных способов применения, приносящих прибыль.
-
Некоммерческие формы научно-технического обмена
публикации в научных изданиях; конференции, семинары, симпозиумы и т.п. обучение, стажировки, практика студентов и специалистов на паритетной основе; деловые встречи; Проведение совместных исследований (фундаментальных), участие в международных программах; передача информационных массивов специальной литературы, компьютерных банков данных, патентов и справочников); миграция ученых.
-
Особенности научно-технической продукции как товара
невозможность точного количественного измерения эффекта НТП в момент внедрения; наличие только качественных отличий между аналогами; каждый вид знания несет в себе научную информацию только ему принадлежащую, следовательно, и НТП, воплощающая в себе оригинальные знания, по своему содержанию специфична и неповторима; любое научное знание не имеет смысла производить более одного раза, при этом потенциал его использования многогранен и во времени не ограничен
-
Наличие рыночной неопределенности
потребитель еще не знает, в какой мере новая продукция может удовлетворить его потребность (или в какой степени новые продукты лучше уже существующих); поведение потребителя подвержено влиянию многих факторов и не может быть предсказуемо даже в случае покупки новой продукции;
-
в случае признания потребителем достоинств новой продукции возникает проблема ее совместимости с другой продукцией, уже используемой потребителем; трудно предсказать скорость, масштабы распространения новшества и насыщения им спроса, определить емкость потенциального рынка и намерения конкурентов
-
Отличительные особенности рынка инноваций
он традиционно является новым для выходящей на рынок организации (в силу новизны разработанного продукта приходится иметь дело с незнакомыми потребителями); он является неэластичным, вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта; он характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов.
-
Особенности рынка научно-технологической продукции
Большое разнообразием товаров; глобальный характер; специфика формирования спроса на НТП и ее предложения определяет направления потоков обмена (купли-продажи) этим товаром в рамках развитых стран (США, страны Европейского Союза, Япония), а также выход на данный рынок новых субъектов в лице наиболее динамично развивающихся стран (Южная Корея, Китай, Индия и др.); по своей природе это «рынок покупателя», где имеет место значительное преобладание предложения товаров над спросом, что позволяет покупателям диктовать свои условия;
-
жесткий характер конкуренции на данном рынке, приводящий не к усреднению цены на нововведение, а к появлению другого нововведения; покупателями НТП являются профессионалы, а цель покупки заключается в повышении конкурентоспособности фирмы, приобретающей новшество; этот рынок вторичен по отношению к товарному рынку, т.е. спрос на НТП определяется спросом на товары (услуги), производимые на основе использования инноваций. Поэтому емкость рынка существенно зависит от инновационной активности экономики на макро— и микроуровнях; характерной особенностью данного рынка является отсутствие определенного «места», где предоставляются новейшие разработки, или каналов сбыта в терминологии товарных рынков. Это определяет важность мероприятий по продвижению НТП на рынок, а также важность развития инфраструктуры данного рынка; на данном рынке используются специфические формы и методы продажи
-
Оценка мирового рынка научно-технической продукции
В развитых странах наблюдаются опережающие темпы прироста экспорта (импорта) научно-технологической продукции по сравнению с общим товарным экспортом (импортом). Это сопровождает увеличением доли научно-технической продукции в товарообороте. Лидеры – Япония, США, Германия (Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Швеция, Корея)
-
Качественный состав и структура рынка научно-технологической продукции
Изменение лидеров HT: США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания + Гонконг, Сингапур - страны Восточной Европы
-
Для оценки тесноты связи обмена научно-технической продукцией можно использовать коэффициент, характеризующий интенсивность торговли научно-технической продукцией. Для его расчета используются следующие параметры: K=(Xij/Xi)(Yj/Y), где Xij — объем экспорта научно-технической продукции из i-й страны (группы стран, региона) вj-ю страну (группу стран, регион); Хi, Yj, — общий экспорт и импорт научно-технической продукции i-й и j-й страны (группы стран, региона) соответственно; У — общий мировой импорт научно-технической продукции.
-
Особенности развития рынка научно-технической продукции
1. В развитых странах наблюдаются опережающие темпы прироста экспорта научно-технической продукции по сравнению с общим товарным экспортом, в то время как в предыдущее десятилетие эти показатели были практически равными. Кроме того, в последнее десятилетие увеличиваются среднегодовые темпы прироста мирового импорта научно-технической продукции. Эти тенденции приводят к увеличению доли научно-технической продукции как в экспорте, так и в импорте продукции в странах с развитыми рыночными отношениями.
-
В группе развитых стран наиболее быстрыми темпами росла доля научно-технической продукции в экспорте-Японии (с 54 до 70%), при этом отличительная особенность участия Японии на мировом рынке научно-технической продукции заключается в быстрых темпах роста экспорта научно-технической продукции на фоне сокращения доли импорта (с 50,5 до 36,5%).
-
Страны с развитыми рыночными отношениями устойчиво занимают ведущее место на мировом рынке научно-технической продукции, хотя их доля в экспорте несколько снизилась (с 88 до 84%).
-
Восточноевропейские страны, включая республики бывшего Советского Союза, сократили и без того небольшую долю, которую они занимали в экспорте научно-технической продукции (с 10 до 6%). Доля республик бывшего Советского Союза за последнее двадцатилетие постоянно снижалась (с 2,8 до 1,7%), что говорит о неспособности административной системы управления обеспечить стабильное продвижение научно-технической продукции на мировой рынок. Ситуация усугубляется сокращением доли импорта научно-технической продукции (с 4,5 до 3,3%).
-
Развивающиеся страны расширяют свое влияние на рынке научно-технической продукции: их доля в экспорте увеличилась с 1,7 до 9,7%, т. е. в 5 раз. Новые быстроразвивающиеся страны Азии увеличили этот показатель с 0,9 до 5,7%, т. е. в 6 раз. При этом если доля импорта научно-технической продукции в целом по развивающимся странам сокращается, то новые быстроразвивающиеся страны увеличили эту долю с 2,6 до 5,8%.
-
На мировом рынке научно-технической продукции в течение последнего двадцатилетия устойчиво лидируют три страны: США, Япония, Германия, которые выпускают почти половину мирового экспорта научно-технической продукции, при этом наиболее высокие темпы роста по данному показателю имеет Япония, которая за этот период практически удвоила свою долю (с 9,5 до 18,3%), в то время как доля США по данному показателю упала (с 19,4 до 12,7%).
-
В число 12 ведущих стран-экспортеров на мировом рынке научно-технической продукции вошли и продержались в течение двадцати лет такие небольшие государства, как Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Швеция, Республика Корея, что позволяет говорить об отсутствии прямой зависимости между размером страны и ее возможностью освоить мировой рынок научно-технической продукции. При этом самых высоких темпов роста достигла Республика Корея: ее доля экспорта за данный период увеличилась в 20 раз.
-
Мировой рынок научно-технической продукции освоен небольшим числом стран, которые закрепились на нем и удерживают свои позиции в течение последнего двадцатилетия: доля двенадцати ведущих стран-экспортеров составляет 80% на мировом рынке научно-технической продукции. При этом в число лидеров-экспортеров не вошло ни одно государство, имевшее административно-командную систему управления
-
Оценка региональных особенностей обмена научно-технической продукцией показывает, что Западная Европа традиционно является наибольшим рынком научно-технической продукции (почти половина мирового экспорта и более 40% импорта научно-технической продукции). При этом значительную долю составляют страны Европейского Союза (40% экспорта и 32% импорта научно-технической продукции). Вторым по объему рынком научно-технической продукции выступает Североамериканский регион (около 20% экспорта и более 25% импорта). США имеют значительное влияние на рынок научно-технической продукции в Западной Европе (28% экспорта) и совсем небольшое как экспортер научно-технической продукции в Японии (7%), в то время как Япония более 40% экспорта научно-технической продукции направляет в США.
-
Республики бывшего Советского Союза экспортировали в страны ЕС только 3% научно-технической продукции, 0,1% — в США, 0,1% — в Японию, 0,1% — в новые быстроразвивающиеся азиатские страны и 49% — в страны Восточной Европы. Таким образом, республики бывшего Советского Союза практически не сумели пробиться на североамериканский, западноевропейский, японский рынки научно-технической продукции, а ориентированы только на рынок восточноевропейских стран.
-
Быстроразвивающиеся страны Азии регионально ориентированы на США (45% научно-технического экспорта), ЕС (15%), Японию (5,6%). В целом эта группа стран ориентирована на рынки экономически развитых стран: 74% экспорта научно-технической продукции, в то время как республики бывшего Советского Союза поставляют на эти рынки лишь около 7%.
-
Почти 90% научно-технической продукции ввозится в развитые страны из экономически развитых стран. Так, страны ЕС почти 60% импортируют из стран ЕС: из США — более 10%, из Японии — почти И, из быстроразвивающихся азиатских стран — 3,5 и из республик бывшего Советского Союза — только 0,2%.
-
Анализ коэффициента интенсивности обмена научно технической продукцией позволяет утверждать что уже к 1970 г в Западной Европе сформировался рынок, характеризующийся интенсивным обменом научно-технической продукций. Высокая интенсивность такого обмена объединяет Северную Америку, Японию, новые быстроразвивающиеся страны. Можно выдвинуть гипотезу, что названные рынки, характеризующиеся высокой интенсивностью обмена научно-технической продукцией, могут обосабливаться и законодательно. Так, принятие решения о законодательном выделении североамериканского рынка представит участникам более 20 тыс. дополнительных льгот. Это еще больше затруднит странам-неактивным участникам научно-технического обмена проникновение на мировой рынок.
-
Формирование и развитие рынка научно-технической продукции
Мировая торговля научно-технологической продукцией отражает процесс реструктуризации экономики Зависит от развитости форм технологического трансфера, инновационной восприимчивости экономики Влияет на скорость диффузии инноваций
-
Трансфер технологий
это процесс передачи технологий, «ноу-хау», оборудования, информации и других материальных и нематериальных источников и носителей знаний с целью извлечения прибыли или получения льгот передающей и принимающей сторонами. На сегодняшний день с точки зрения наличия институтов, обслуживающих процесс трансфера технологий, можно выделить прямой и опосредованный трансфер. Прямой трансфер предполагает, что вуз и потенциальный покупатель информированы о взаимных интересах и предложениях, знают друг друга и взаимодействуют напрямую.
-
Формы прямого трансфера
разработка технологий в рамках прямых договоров с предприятиями и организациями; торговля лицензиями на изобретения, ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и др.; организация научно-инновационных предприятий при вузе.
-
Анализ спроса на нововведения проводится в следующих направлениях:
анализ потребности в выпускаемом или реализуемом новшестве (продукте или услуге); анализ спроса на нововведение и связанные с ним услуги, а также влияние на них различных факторов; анализ влияния спроса на результаты деятельности предприятия; определение максимального объема сбыта и обоснование плана сбыта с учетом проведенного анализа и производственных возможностей фирмы.
-
Основные показатели спроса на научно-технологическую продукцию
количество потенциальных покупателей для данного вида продукции объем спроса время реализации (предложения для реализации) продукции на рынке цена предлагаемой продукции чувствительность спроса к цене
-
Детерминанты спроса на НТП
Отраслевые стандарты; Мода Качество Гарантийный срок и срок сервисного обслуживания Расходы на НИОКР Технический уровень покупателя Скорость освоения новой продукции Транснациональный уровень отрасли Цена на новую продукцию Уровень профессиональной подготовки Реклама, система коммуникаций Доходы потребителей
-
Общеэкономическое состояние государства Политическая обстановка Правовое обеспечение хозяйственной деятельности Экологическая обстановка Темпы научно-технического прогресса Наличие заменителей
-
Современные тенденции мировой экономики, обусловленные повышением технологического уровня
Хайтеграция Софтизация Сервизация
-
Хайтеграция
Процесс обмена высоких технологий на высокие технологии Рост доли высоких технологий (до 25%) Сокращение доли низких технологий (до 30%)
-
Софтизация
Повышение роли невещественных, нематериальных факторов производства, информатизация общества
-
Сервизация
Опережающее развитие сферы услуг
-
Формируются реальные возможности создания сети консалтинговых, инжиниринговых, сервисных, информационных услуг, способствующих поддержке инновационных процессов
-
Продвижение инноваций на рынок
Продвижение — специальная активность, рассчитанная на формирование и стимулирование интереса к товару, личности, организации или направлению деятельности. Само продвижение (promotion), как элемент комплекса маркетинга, включает в себя все средства коммуникаций, которые могут донести информацию до широкой публики. Эти средства условно делятся на пять больших классов: реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, торговые агенты (персональные продажи) и прямой маркетинг.
-
Практика показывает, что традиционные подходы, успешно работающие для других видов товаров, не всегда могут быть применены при продвижении на рынок новой НТП. Основная особенность заключается в самой специфике продукта, так как обычно внедрение научно-технических разработок требует значительных затрат, введения новой технологии в производственный процесс, а также характеризуется высоким риском «непринятия» нового продукта рынком. На стадии разработки используются традиционные средства продвижения, направленные на информирование потенциальных потребителей, на стадии производства пробного образца — средства коммерциализации и трансфера разработки.
-
Позиционирование
Основой продвижения НТП на зарубежные рынки является позиционирование данной продукции в своем сегменте рынка. Позиционирование предусматривает определение индивидуальных особенностей предлагаемой продукции и их отличие от существующих аналогов. Поэтому важно подробно сравнить все существенные параметры предлагаемой НТП с параметрами существующих.
-
Информация о НТП
Главной особенностью продвижения НТП является разъяснение потенциальным пользователям преимуществ, основных характеристик и новых потребительских свойств, предлагаемых к использованию. В качестве источников информации о НТП выступают: публикации национальных и международных официальных организаций; публикации государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций; публикации торгово-промышленных палат и объединений; аналитические отчеты научных организаций; отчеты и издания отраслевых фирм и совместных предприятий; данные о регистрации патентов, лицензий и других исключительных прав конкурентов; книги, сообщения в специальных журналах и газетах; публикации учебных, научно-исследовательских, проектных институтов и общественно-научных организаций; материалы симпозиумов, конгрессов, конференций; прайс-листы, каталоги, проспекты и другие фирменные публикации.
-
Маркетинг инноваций
«ознакомительный» маркетинг, который применяется на ранних стадиях развития, когда прежде всего необходимо ознакомить пользователей с основными особенностями, технологиями, возможностями использования научно-технического продукта; «прикладной» маркетинг, который применяется при наличии НТП-аналогов и направлен на ознакомление пользователя с конкретным научно-техническим продуктом; «сравнительный» маркетинг, который является продолжением прикладного маркетинга и применяется, когда пользователю необходимо не только уметь использовать научно-технический продукт, но и находить тот из них, который в наибольшей степени отвечает его потребностям, а также финансовым возможностям .
-
Реклама
фильмы, брошюры и буклеты, плакаты и листовки, справочники, реклама на стендах и др.
-
Стимулирование сбыта
при введении на рынок нового товара или при выходе организации на новый рынок; при поддержании позиции товара при переходе его жизненного цикла в стадию зрелости; для оживления упавшего спроса.
-
возможность свободного испытания и проверки продукции, презентация продукции (в рамках соответствующей выставки, семинара или отдельно), представление бесплатных образцов.
-
Связи с общественностью
участие в семинарах публикации в специализированных изданиях
-
Персональные продажи
наиболее эффективный способ продвижения НТП, но при этом один из самых дорогостоящих. Используется обычно при продвижении товаров промышленного назначения, длительного пользования на небольшом, сконцентрированном рынке, когда предприятие-разработчик хорошо известно.
-
Прямой маркетинг
в виде каталогов, почтовой рассылки, продаж через Интернет позволяет уменьшить затраты, но при этом эффективность информирования и поиска потребителей достаточна высока.
-
посещение предприятий, телефонное информирование и опрос, размещение информации о НТП в газетах, специализированных журналах, выступления на радио и телевидении, размещение информации о научно-технических разработках на веб-сайтах, в базах данных, электронных каталогах, проведение выездных рабочих семинаров на предприятиях с презентацией разработок, представление продукции в ходе научно-технических выставок и инновационных салонов, проведение презентаций на тематических конференциях, участие в тендерах, рассылка информации о разработках, коммерческих предложений
-
Демонстрации возможностей НТП в ходе ее использования или работы с ней
участие в выставках и ярмарках, организация семинаров для пользователей (в том числе выездных), проведение демонстрационных сеансов, представление пользователям права бесплатной работы с научно-техническим продуктом на определенный период времени в целях ознакомления.
-
Выставка - оптимальное средство продвижения НТП
это уникальное специальное мероприятие, сочетающее преимущества рекламы, связей с общественностью и личных продаж. Основные преимущества выставки: большая концентрация во времени и пространстве потенциальных клиентов; большинство посетителей выставки уже заинтересованы в ее тематике, а значит, контакты с посетителями являются более эффективными, чем при обычной личной продаже; возможность представить НТП в натуральном виде и в действии; возможность моментального отклика.
-
Методы ценообразования на НТП
Проводимые в стране исследования практики ценообразования показывают, что ценовая политика оказывается зачастую недостаточно проработанной и содержит много ошибок. Наиболее часто встречающиеся ошибки: ценообразование излишне ориентировано на издержки; цены недостаточно приспосабливаются к изменению рыночных условий; цена рассматривается в отрыве от других элементов системы маркетинга; цены недостаточно структурируются по отдельным вариантам продукта и сегментам рынка. Сказанное в полной мере относится к субъектам научной деятельности, формирующим ту или иную ценовую политику на создаваемую на коммерческих условиях научно-техническую продукцию.
-
Прибыль является именно тем индикатором, который определяет мотивацию труда, экономическое и социальное развитие коллективов. Средством достижения поставленных целей и одним из элементов конкурентной политики является ценообразование. Оно является единственным элементом системы маркетинга, не сопряженным со значительными расходами.
-
платежи по торговым сделкам на рынке знаний
К первой группе относятся платежи, носящие строго фиксированный характер. Выплаты производятся единовременно в сумме, предусмотренной протоколом соглашения о договорной цене, составляющим неотъемлемую часть торговой сделки.
-
К другой группе относятся платежи, размер которых увязывается с ходом выполнения достигнутого соглашения или с результатами производственной деятельности. Абсолютные размеры платежей в таком случае могут колебаться в зависимости от эффективности использования в производстве приобретенного новшества, однако процентные ставки денежных отчислений пересматриваются крайне редко.
-
торговые сделки компромиссного типа
В основу этой группы положен комбинированный подход и форма расчетов: платежи в виде согласованной, единовременно выплачиваемой фиксированной суммы и дополнительных выплат в виде процентных отчислений от результатов производственной деятельности. Чаще практикуется выплата покупателем вначале фиксированной суммы, что обычно совершается при вступлении в силу заключенного соглашения, с последующим внесением платежей в форме роялти.
-
Факторы, оказывающие влияние на размеры цены, ставки роялти и платежей
ценность самого новшества степень защитной надежности коммерческого секрета или патента величина дополнительных инвестиционных вложений, которая потребуется покупателю для коммерциализации технологического новшества (разработка прототипов, организация маркетинга, проведение экспериментальных торгов, проектирование и налаживание производственного процесса и др.)
-
условия доступа новой технологии или новой продукции на рынок конкурентные преимущества, которые новшество может предоставить потенциальному покупателю в его действиях на товарных рынках норма прибыли, которую может обеспечить новшество потенциальному покупателю
-
Условия ценообразования
Первое – это вопрос об использовании монопольного права. Второе – вопрос о досрочных платежах. Третье – это вопрос о гарантии продавцу новшества его положения.
-
Этапы процесса ценообразования
постановка задач ценообразования калькуляция затрат определение спроса и предложения исследование цен конкурентов выбор модели и метода ценообразования установление исходной цены
-
Методы ценообразования на фундаментальные научные исследования
Целями фундаментальных и ориентированно-фундаментальных исследований являются открытия, теории, гипотезы, а также методы возможного их применения, которые имеют, как правило, общенаучное значение и содержат, в основном, потенциальную потребительную стоимость. В конкретный, данный момент они не могут быть коммерциализированы на рынке научно-технической продукции, так как не обладают для заказчиков полезностью
-
Фундаментальные научные исследования
финансируются, в основном, за счет средств бюджета. Доля фундаментальных работ, выполняемых по договорам за счет средств отечественных заказчиков (без учета Фонда фундаментальных исследований), составляет порядка 0,04%, а в странах с развитой рыночной экономикой, например в США и Японии, около 4,5%. При внедрении в Республике Беларусь маркетинговой модели инновационного цикла, вместо линейной инновационной модели, доля фундаментальных исследований, выполняемых по договорам за счет средств заказчиков, несколько возрастет, составит примерно 1-2%.
-
Затратные методы
Метод фиксированной цены; Метод компенсации издержек. В качестве цены фундаментального проекта исследования, составляющего предмет договора, формирование которой осуществляется по первому методу (метод фиксированной цены) выступает плановая смета расходов.
-
Метод компенсации издержек
может применяться в тех случаях, когда выполнение срочных и очень сложных проектов фундаментальных исследований связано с высоким риском и зачастую требует пересмотра объема финансирования. Для успешного завершения и получения запланированного результата по таким проектам лучше не устанавливать твердо фиксированный объем финансирования, а оставлять бюджет проекта открытым для увеличения при необходимости его расходной части.
-
При использовании этого метода ценообразования в договоре предусматривается приблизительный первоначальный объем финансирования без разбивки по статьям расходов, а затем, при необходимости, по дополнительным соглашениям сторон договора выделяется дополнительное финансирование.
-
В странах с развитой рыночной экономикой, применяющих маркетинговую модель инновационного цикла, используются и другие методы формирования цен, по которым производятся расчеты с исполнителем: метод фиксированной цены с возможностью ее последующего пересмотра, метод фиксированной цены плюс поощрительное вознаграждение и метод компенсации издержек с поощрительным вознаграждением.
-
Метод фиксированной цены с возможностью ее пересмотра
используется в ситуациях, схожих с использованием метода компенсации издержек. Обычно это касается срочных и особо сложных проектов НИР, выполняемых на договорной основе в короткий период. Составляется фиксированная смета расходов, но, в случае необходимости, она в соответствии с условиями договора может пересматриваться с выделением дополнительной суммы финансирования для завершения работы с определением общей цены проекта НИР
-
Метод фиксированной цены плюс поощрительное вознаграждение
используется компаниями с целью усиления стимулирующей роли цены. К фиксированной цене – смете расходов добавляется сумма вознаграждения в виде прибыли.
-
Методы ценообразования на научно-техническую продукцию, создаваемую на договорной основе при выполнении прикладных научных исследований, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ
-
Развитие инновационной экономики предопределяют,главным образом, результаты прикладных научных исследований, а также разработки, создаваемые субъектами научной и научно-технической деятельности на договорной основе с заказчиками. Именно результаты этих работ – изобретения, «ноу-хау», полезные модели, опытные образцы, опытные партии, новые вещества, материалы, новые и усовершенствованные технологии и процессы изготовления инновационной товарной продукции, новые способы организации производства, труда и управления выступают в качестве всеохватывающего источника технического, экономического и социального прогресса. Поэтому цена этих результатов должна зависеть не только от их значимости и эффективности, но и от методов определения доли разработчиков в рыночной цене производимой на их основе инновационной товарной продукции.
-
Методы формирования договорных цен
затратные – метод полных издержек (метод «издержки плюс») и метод прямых затрат; рыночные – доходный метод и комбинированный метод.
-
Метод полных издержек
-
Метод прямых затрат
-
Доходный метод
-
Период учета экономического эффекта (Т) и коэффициент долевого участия исполнителя (К) являются договорными. При определении периода учета экономического эффекта стороны договора могут учитывать такие факторы, как научно-технический уровень инновационной товарной продукции, производимой с использованием результатов НИОКР, ее конкурентоспособность, срок наступления морального старения и др. На основании сформированной этим способом отпускной договорной цены заказчик осуществляет фиксированный денежный платеж исполнителю за законченную и принятую в установленном порядке научно-техническую продукцию. Риск несет полностью заказчик.
-
Комбинированный способ
цена на уровне фиксированного платежа; н – согласованный сторонами договорной размер отчислений от прибыли, полученной заказчиком (пользователем) от производства инновационной товарной продукции на основе использования результатов НИОКР (ставка роялти, в %); h – вероятность коммерческого успеха инновационной товарной продукции на рынке (определяется сторонами договора с учетом научно-технического уровня разработки, полезности для потребителей и др. факторов), в %; Т – длительность жизненного цикла разработанного исполнителем новшества на рынке по производству инновационной товарной продукции (до момента морального старения), лет; Ц't и С't – соответственно цена и себестоимость единицы инновационной товарной продукции, выпускаемой на основе разработанного новшества (технологии) в t-ом году, руб.; Аt – натуральный объем выпуска инновационной товарной продукции в t-ом году; αt - коэффициент дисконтирования;
-
Выведение инновационных продуктов на рынок
-
Этапы развития рынка и основные группы потребителей
Ранний рынок – 20% от возможного объема продаж конкретного продукта на рынке новаторы (технологические энтузиасты) - 3% в объёме продаж ранние последователи (провидцы) – 17% Основной рынок – 80% от объема продаж раннее большинство (прагматики) – 35%. позднее большинство (консерваторы) – 35%. инертная часть (скептики, увальни) -10%.
-
Проблемы инновационных фирм на раннем рынке
завышенные ожидания от продукта при недостатке финансирования нет опыта по продвижению товара на рынок продажа так называемого «фантомного продукта» трещина между энтузиастами и провидцами
-
Проблемы инновационных фирм на основном рынке
Пропасть между провидцами и прагматиками Формирование целостного продукта Развитие инфраструктуры
-
Особенности поведения основных групп потребителей на рынке инновационных продуктов/услуг
-
Новаторы (технологические энтузиасты)
«Привратники» у дверей любой новой технологии Работают чаще всего в отделах перспективных технологий Будут часами пытаться заставить работать продукт, который, возможно, и продавать-то не стоило Их «плюсы» - отличные критики Их «минусы» - мало полномочий, рынок небольшой Нельзя игнорировать то, что для них важно: Правда Доступ к самым компетентным лицам Хотят получить новинку первыми и дешево (последнее – вопрос восприятия)
-
Ранние последователи (провидцы)
Им хватает проницательности, чтобы увидеть стратегические возможности новой технологии,темперамента, чтобы превратить технологию в эффектный рискованный проект, и харизмы, чтобы увлечь этим проектом своих коллег Обращают внимание общества на новые технологии КТО: Руководители с небольшим стажем, люди с сильной мотивацией, ими движет «мечта» Извлекают пользу не из технологии самой по себе, а из прорыва, которого она позволяет добиться Их «плюсы»: Мало чувствительны к цене. Будут работать с фирмами, у которых мало или вообще нет финансирования. Скрытый источник венчурного капитала Их «Минусы»: Им легко продать, но трудно угодить Важно!!! - Управление их ожиданиями
-
Раннее большинство (прагматики)
Не хотят быть пионерами, никогда добровольно не станут полигоном для «обкатки» продукта Их цель: постепенное, предсказуемое, измеряемое движение вперед Уделяют самое пристальное внимание: Компании Качеству продукта (ЦЕЛОСТНЫЙ ПРОДУКТ) Инфраструктуре Надежности обслуживания Нуждаются в сравнительной оценке продуктов и поставщиков (необходимость конкуренции)
-
Позднее большинство (консерваторы)
Больше верят в традиции, чем в прогресс Против прорывных инноваций Не хотят отзываться на клич «присоединяйтесь», который сгоняет прагматиков в стадо Любят покупать все: В одной коробке По сниженным ценам
-
Увальни (скептики)
Не покупаются на посулы продавцов Постоянно отмечают несоответствия между обещаниями продавцов и поставляемым продуктом Это надо использовать, прислушиваясь к их доводам: они указывают на то, чего не хватает для поставки законченного решения (целостного продукта)
-
Факторы конкуренции на рынке инновационных продуктов/ услуг
Целевой потребитель (НИШЕВОЙ РЫНОК) Готовое решение (ЦЕЛОСТНЫЙ ПРОДУКТ) Адекватное ценообразование Эффективная дистрибуция Позиционирование Партнеры и союзники
-
Целевой потребитель
потребитель, на которого ориентирована маркетинговая деятельность компании.
-
Целостный продукт
Родовой продукт – то, что получает покупатель по контракту Ожидаемый продукт – ожидаемая конфигурация продуктов и услуг, необходимая для достижения покупателем цели своей покупки Расширенный продукт – продукт, доукомплектованный таким образом, чтобы обеспечить максимальную вероятность достижения цели покупки Потенциальный продукт – потенциал развития продукта по мере того, как на рынок выходят все больше сопутствующих товаров, а в продукт вносятся изменения по просьбам пользователей
-
Адекватное ценообразование
ценообразование, ориентированное на конкретного клиента: Для провидцев – ценообразование на базе ощущаемой ценности Для прагматиков - ценообразование на базе конкуренции Для консерваторов - ценообразование на базе себестоимости
-
Эффективная дистрибуция
– выбор каналов сбыта продукции, соответствующих маркетинговой ситуации Критерии выбора таких каналов возможность выхода на целевого клиента возможность создания спроса и его максимального удовлетворения возможность формирования целостного продукта потенциал массовых поставок
-
Специфика позиционирования на рынке инноваций
На раннем рынке - демонстрация ярко выраженного технологического преимущества, которое затем превращают в доверие к продукту, т.е. ориентация на продукт. На основном рынке - демонстрация преимущества лидерства на рынке, которое затем превращают в доверие к компании, т.е. ориентация на рынок.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.