Содержание
-
"Смута" в России в конце XVI – начале XVII вв.: Причины. Основные этапы и итоги.
-
“Смутное время”, или просто “Смута”
В исторической литературе события конца XVI – начала XVII в. принято называть Смутой. В дореволюционной историографии за этим периодом закрепился термин “Смутное время”, или просто “Смута”, под которым понималось “общее неповиновение, раздор между народом и властью” (В. Даль)
-
Современники говорили о Смуте как о времени «шатости», «нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты. Термин «смута» использовался в обиходной речи 17 в., делопроизводстве московских приказов, вынесен в заголовок сочинения Григория Котошихина (Смутное время). В XIX– начале XXв. попал в исследования о Борисе Годунове, Василии Шуйском. В советской науке явления и события начала 17 в. классифицировались как период социально-политического кризиса, первой крестьянской войны (И.И.Болотникова) и совпавшей с ней по времени иностранной интервенции, но термин «смута» не использовался. В польской исторической науке это время именуется «Димитриада», поскольку в центре исторических событий стояли Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Лжедмитрий III – поляки или сочувствовавшие Речи Посполитой самозванцы, выдававшие себя за спасшегося царевича Дмитрия.
-
Хронологические рамки Смуты
Определяются неоднозначно. Варианты: смерть в Угличе в 1591 царевича Дмитрия, смерть в 1598 Федора Иоановича - последнего представителя династии Рюриковичей. Избрание на царство первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича в 1613. Борьба с польскими и шведскими захватчиками (1616–1618), возвращение в Москву главы русской православной церкви патриарха Филарета (1619).
-
Объяснение причин
1. Современники Смуты оценивали события, свидетелями которых они были, как кару, постигшую людей за их безбожную, исполненную грехами жизнь. 2. Церковная историография XIX – начала XX в. считала Смуту периодом духовного кризиса общества, видя причины в искажении нравственных и моральных ценностей. 2. С.М. Соловьев тоже говорил о всеобщем моральном разложении. Выдвинул концепцию, согласно которой все участники борьбы делятся на приверженцев государственности и ее разрушителей.
-
Действие этих социально–экономических факторов усиливалось социально–психологическим состоянием общества: опричнина привела к моральной деградации общества: По словам великого русского историка С.М.Соловьева, "водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего". Пока на Московском престоле сидели государи привычной династии, население в своем огромном большинстве безропотно подчинялись. Но пресечение династии привел к всеобщему брожению и кризису. Появилось огромное количество "воровских людей" – маргиналов, не связанных никакими моральными ограничениями, готовых воевать под любыми знаменами. С.М. Соловьев
-
Н.И. Костомаров (1817-1885) свел истоки волнений к проблеме интриг католической церкви, а также политического вмешательства Польши
. Пресечение династии Рюриковичей и вмешательстве сопредельных государств (особенно объединенной Литвы и Польши, отчего период иногда именовался «литовское или московское разорение») в дела Московского царства. Совокупность этих событий привела к появлению на русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов (что проявилось в крестьянской войне Болотникова/
-
В.О. Ключевский (1841-1911)
Рассматривал прекращение династии как повод к Смуте и искал ее причины в том сложном политическом и социальном кризисе, в котором пребывала страна в нач. XVIIв. Мысли Ключевского относительно социальных конфликтов в обществе развил Платонов С.Ф. Смута – движение, которое зародилось в верхах общества и постепенно втягивало в свою орбиту все более широкие слои населения.
-
Наиболее крупный исследователь "смуты" академик Сергей Платонов выделял три ее периода (пласта): династический, социальный и национальный. Сергей Платонов
-
Предпосылки "смуты" и ее общая периодизация
На рубеже XVI– XVII Московское государство пережило тяжелый кризис, охвативший все сферы жизни и поставивший его на грань существования. Главные предпосылки смуты – это разорение страны в результате Ливонской войны и опричнины, усиление социальных конфликтов. Основные направления социальных конфликтов: борьба крестьян против закрепощения (1581. 1592 введены заповедные лета, а затем пятилетний срок розыска и возврата беглых и вывезенных крестьян 1597- урочные); конфликт между различными группировками служилого сословия (феодалы юга и центра; вотчинники и помещики); служилые «по прибору» также недовольны своим положением. Казачество недовольно политикой центральной власти.
-
Характер Смуты
Современные исследователи (Скрынников Р.Г., Новосельцев А.П., др.) считают, ЧТО СОБЫТИЯ ФАКТИЧЕСКИ ПРЕДСТАВЛЯЛИ СОБОЙ ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ, В КОТОРОЙ ОДНА ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА, ДОСТАТОЧНО РАЗНОРОДНАЯ ПО СВОЕМУ СОЦИАЛЬНОМУ СОСТАВУ (СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ «ПО ОТЕЧЕСТВУ» И «ПО ПРИБОРУ» ЮЖНЫХ И ЮГО-ЗАПАДНЫХ Р-НОВ, ПОСАДСКИЕ, КАЗАЧЕСТВО, БЕГЛЫЕ ХОЛОПЫ, КРЕСТЬЯНЕ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ БОЯРСТВА), ВЫСТУПАЛИ ПРОТИВ ДРУГОЙ, НЕ МЕНЕЕ ПЕСТРОЙ В СОЦИАЛЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ, НАСЕЛЯВШЕЙ СЕВЕРНЫЕ УЕЗДЫ. При этом между ними не существовало непроходимой грани и даже происходил своебразный обмен «кадрами».
-
-
Появление Лжедмитрия I
В 1602 году в Польше появился Лжедмитрий I, бывший монах Григорий Отрепьев. После смерти Бориса Годунова и его сына Федора, Лжедмитрий вступил в Москву. 1605-1606 - правление Дмитрия I В мае 1606 года, вскоре после свадьбы с Мариной Мнишек, Лжедмитрий был свергнут и убит.
-
Причины побед Лжедмитрия I
Голод Сомнения в законности царя Восстание Хлопкаи его подавление Возможностьсамозванчества Массовая враждебность к Годунову ПоявлениеСамозванца Успехи Самозванца
-
Необычный царь
Стремителен, чужд торжественной дворцовой медлительности. Сам учит стрельцов стрелятьиз пушек и ходить на приступ. Носит польское платье, бреет бороду. Не спит после обеда. Лично принимает челобитные. Боярскую думу именует Сенатом. Критикует церковь за излишнее внимание к обрядам. Говорит боярам о необходимости образования для народа, собирается посылать дворян учиться за границу Лжедмитрий IГравюра XVII в.
-
Загадка Лжедмитрия
Поведение – демонстративно нетрадиционное,самозванцы так себя не ведут. Может быть Лжедмитрий – настоящий сын Грозного? Доказано – настоящий царевич похоронен в Угличе. Возможно, сам он верилв свое царское происхождение? Ключевский: «Самозванец был только испеченв польской печке, а заквашен в Москве» Кто же «заквасил» самозванца? Версия: заговор Романовых!
-
Падение Лжедмитрия
Приблизилполякови казаков Не восстановилЮрьев день Не ввелкатолицизм Нарушалобычаи Оттолкнул дворянство Оттолкнул крестьянство Оттолкнул поляков Оттолкнул духовенство и русских людейв целом Нет опоры Обречен
-
Май 1606 г. – заговор, бунт, гибель Последние минуты Дмитрия Самозванца. Худ. К. Вениг
-
Смута в душах и головах
ЦарьБорис Федорович ЦарьФедор Борисович ЦарьДмитрий Иванович Частая сменацарей, отсутствие законного царя ложный царь убит бунтовщиками ложный царь, убит заговорщиками Падение авторитета власти
-
Василий Шуйский
1606-1610- царствование Василия Шуйского, избранного Земским собором. Время после избрания на царство Василия Шуйского стало в России временем, когда Смута приобретает характер гражданской войны. Еёпроявлениями стали: - восстание под руководством Ивана Болотникова, - появление Лжедмитрия II, - "семибоярщина".
-
Политика Василия Шуйского
Правительство ВасилияШуйского Тушинскийлагерь, поляки Равновесие Отряд Я. Делагарди (5 тыс.) Швеция Обращение за помощью (февраль 1609 г.) (Уступка Корельской волости Швеции) Победа над тушинцами под Тверью (лето 1609 г.) М.Скопин-Шуйский
-
В феврале 1609г Шуйский заключил договор со Швецией об отправке в Россию наёмного войска в обмен на уступку Швеции крепости Корелы.
Шведские и русские войска под командованием М. Скопина-Шуйского освободили северо-восточную часть России
-
В 1609 г Речь Посполитая объявила России войну.
Войско под предводительством Сигизмунда 3 осадило Смоленск. 20 месяцев выдерживал атаки.
-
ФёдорКонь - главный зодчий Смоленской крепости. Стены 5 км., 38 оборонительных башен.
-
-
Василий Шуйский жестоко расправился с руководителями движения. Болотникова сослали в монастырь, ослепили и утопили. Остальных повесили.
-
Стали создаваться народные ополчения (объединение патриотических сил России)
-
Первое ополчение
Созыв Первого ополчения – 1611 год. Дворяне Советвсей земли П.П.ЛяпуновД.Т. Трубецкой И. Заруцкий Казаки Совпадают ли интересы дворяни казаков? Хотят продлениясыска ХотятвосстановленияЮрьева дня Противоречие Распад ополчения
-
В начале 1611 г. создается первое земское ополчение, которое пытается освободить Москву. Оно распалось из–за конфликта между служилыми людьми и казаками. После этого инициатором нового земского ополчения стал Нижний Новгород во главе с земским старостой Кузьмой Мининым. Начальником ополчения был приглашен воевода Дмитрий Михайлович Пожарский. После прибытия ополчения в Ярославль фактически образовалась новая временная верховная власть – "совет всея земли". Кузьма Минин Дмитрий Пожарский
-
Второе ополчение
Маршрут ополчения:Н. Новгород – Кострома – Ярославль – Москва Богатые торговые города,не затронутые войной Совет всей земли Приказы Войска Состав: посадскиелюди, служилыелюди, казаки, крестьяне «Пятая деньга» В чем главноеотличиеВторого ополченияот Первогопо составу?
-
Памятник Минину и Пожарскому в Москве
-
Последствия и историческое значение "смуты"
Долгие годы "смуты" страшно разорили и слабили страну. По свидетельству современников, в то время можно было ехать целыми днями, не встретив живого человека – лишь воронье над покинутыми деревнями. В последующий период с огромным трудом происходит возрождение Московского государства. Долговременные последствия – события смуты оставили глубокий след в психологии русского народа, который укрепился в мысли о необходимости поддержки самодержавной власти, ибо даже суровая и подчас несправедливая власть оказалась лучше всеобщего распада и анархии. Ведь пережитые бедствия явились преимущественно результатом не внешнего вторжения (оно было следствием ослабления государства), а внутренней смуты. Все это усиливало позиции самодержавия, тем более что в ходе смуты еще более ослабла старая знать: она была либо истреблена, либо в немалой степени дискредитировала себя своей "шатостью". Трудное восстановление разоренной страны вынудило государство усилить государственные повинности, способствовало упрочению крепостной зависимости.
-
События смутного времени вместе с тем показали огромную жизнеспособность нашего народа: он смог найти в себе силы для спасения и возрождения страны в почти безнадежном положении. Россияне оказались не пассивными и покорными "рабами", а инициативными людьми, сохранившими определенные демократические традиции (ополчение по собственной инициативе) и умение действовать совместно. Немало геройских подвигов: длительное сопротивление Троице–Сергиева монастыря "тушинцам", Смоленска – полякам, подвиг Ивана Сусанина.
-
Следствием Смутного времени стали изменения в системе управления страной. Ослабление боярства, возвышение дворянства, получившего поместья и возможности законодательного закрепления за ними крестьян имели следствием постепенную эволюцию России к абсолютизму. Переоценка идеалов предыдущей эпохи, ставшие очевидными негативные последствия боярского участия в управлении страной, жесткая поляризация общества привели к нарастанию идеократических тенденций. Они выразились в том числе в стремлении обосновать незыблемость православной веры и недопустимость отступлений от ценностей национальной религии и идеологии (особенно в противостоянии «латынству» и протестантству Запада). Это усилило антизападнические настроения, что усугубило культурную, а в итоге и цивилизационную замкнутость России на долгие столетия.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.