Презентация на тему "Сознание как философская проблема"

Презентация: Сознание как философская проблема
Включить эффекты
1 из 58
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Сознание как философская проблема" состоит из 58 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2018 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    58
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Сознание как философская проблема
    Слайд 1

    Сознание как философская проблема

  • Слайд 2

    1. Понятие «сознание» как предельное понятие философии: трудности и возможности определения2. Происхождение сознания. Сознание и язык3. Структура сознания с философских и психологических позиций4. Современные стратегии исследования сознания

  • Слайд 3

    Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема// Вопросы философии, 1990, № 10. С. 3-18.

  • Слайд 4

    «Во-первых, сознание — предельное понятие философии как таковой, о чем бы она ни была. Будь то философия природы, общества, права, науки, морали и т. д. Основным орудием и предпосылкой анализа в любом случае здесь будет являться и выступать так или иначе понимаемое сознание, открывающее философу возможность его личностной реализации, находящей выражение в тексте и тем самым существующей в культуре. Не просто в виде достигнутой суммы знаний, а в виде именно реализованной мысли и способа бытия.

  • Слайд 5

    И второе обстоятельство, делающее эту проблему особенно сложной, состоит в том, что одновременно сознание — это весьма странное явление, которое есть и которое в то же время нельзя ухватить, представить как вещь. То есть о нем в принципе нельзя построить теорию. Ни в виде предельного философского понятия, ни в виде реального явления, описываемого психологическими и другими средствами, сознание не поддается теоретизации, объективированию. Любая попытка в этом направлении неминуемо кончается неудачей. По мере приближения к нему сознание, как тень, ускользает от исследователя»

  • Слайд 6

    Возможные определения

    Инструментальное (когнитивное) универсальная способность человека приобретать, преобразовывать, хранить и воспроизводить знания, обеспечивая на этой основе регуляцию и ценностные ориентации поведения, общение и обмен опытом, передачу опыта от одного поколения к другому

  • Слайд 7

    Феноменологическое (структурное): сложное образование, совокупность разнородных идеальных процессов – мыслительных, чувственных, эмоциональных, волевых, мнемических (память), имагинативных (воображение), интуиционных, обладающее качествами системности и согласованности

  • Слайд 8

    Интенциональное: сознание как осознание бытия в любых его проявлениях, направленное как на внешний, так и на внутренний мир; сознание не бывает пустым, это всегда «сознание о…», обладающее интенциональностью.

  • Слайд 9

    Интенция (лат. intentio - намерение)

    Интенциональность – понятие философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет В феноменологии понятие разрабатывают философы Франц Брентано (1838-1917) и ЭдмундГуссерль (1859-1938) По Брентаноинтенциональность – критерий различения ментальных и физических феноменов

  • Слайд 10

    Генезис (происхождение) сознания

    Божественная/ Космическая Биологическая/ Биоцентрическая Социокультурная/ «Человеческая»

  • Слайд 11

    Божественная/ Космическая

    сознание имеет космическое (или божественное) происхождение; Сознание существует само по себе, независимо от материальных носителей. Его источник – в космосе или бог. Частицы “мирового сознания” рассеяны в природе между носителями.

  • Слайд 12

    Биологическая/ Биоцентрическая

    Сознание как порождение живой природы присуще всем живым организмам: Животные обладают не только врожденными, но и приобретенными инстинктами; особенно это заметно у домашних животных; Животные в течение жизни накапливают и успешно используют опыт; Животные, особенно высшие, производят ряд сложных действий. Новейшие научные исследования доказывают, что животным свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, что животные обучаемы, видят сны, имеют свою, своеобразную “социальную организацию” с распределением ролей.

  • Слайд 13

    Александр Владимирович Марков, доктор биол. наук, Палеонтологический институт РАН

  • Слайд 14

    «у животных в той или иной форме обнаружены многие – чуть ли не все – аспекты мышления и поведения, которые традиционно считались "чисто человеческими". Непреодолимой пропасти между человеком и другими животными в сфере психологии нет – точно так же, как нет ее в строении скелета, кишечника и прочих органов» Логика поведения Способность к сопереживанию Понимание чужих поступков Орудийная деятельность Бескорыстная помощь друг другу Создание планов на будущее Критическая самооценка

  • Слайд 15

    Социокультурная/ «Человеческая»

    Сознание присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами «Трудовая/ общественная»» гипотеза: сознание формируется в процессе совместной трудовой деятельности из необходимости координировать коллективные действия по достижению общей цели Сознание тесно связано с языком

  • Слайд 16

    Сознание как многоуровневая рефлексивная система

    Владимир Александрович Лефевр (р. 1936) Конфликтующие структуры. М., 1967 Механизм возникновения сознания – это способность человека к имитации, из которой вырастает способность к построению рефлексивных систем. Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – операция понимания чего-либо через соотнесение его с собой, своей позицией и возможностями. Первоначально рефлексивные акты экстериоризованны (осуществляются во внешней, часто материальной форме – как обряд подготовки к охоте в первобытной общине), но постепенно они интериоризуются (переходят в форму внутренних, идеальных представлений).

  • Слайд 17

    Сознание и язык

  • Слайд 18

    Язык – система знаков Речь – применение языка Один только человек из всех живых существ одарен речью (Аристотель) Содержанием общения животных всегда является конкретная ситуация. Человеческая речь надситуативна, может создавать новые ситуации

  • Слайд 19

    Функции языка

    Средство общения Инструмент мышления (любое слово есть обобщение) Борис Федорович Поршнев (1905-1972), доктор ист. и филос. наук, в книге «О начале человеческой истории» (1974) предполагает, что главная функция - волеизъявление

  • Слайд 20

    Гипотеза лингвистической относительности(гипотеза Сепира-Уорфа)

    существующие в сознании человека системы понятий, а, следовательно, и существенные особенности его мышления определяются конкретным языком, носителем которого этот человек является В английском: «blue» В русском: «синий»и «голубой» В английском: «hand»и «arm» В русском: «рука»

  • Слайд 21

    Эдвард Сепир (Edward Sapir, 1884-1939) – американский лингвист и этнолог Бенджамин Уорф (Benjamin Lee Whorf, 1897-1941) – американский лингвист, специалист по языкам индейцев

  • Слайд 22

    «Мышление и речь» (1934) Лев Семенович Выготский (1896-1934)

    1. Мышление и речь имеют различные филогенетические корни. 2. Развитие мышления и речи идет по различным линиям и независимо друг от друга. 3. Отношение между мышлением и речью не является постоянной величиной на всем протяжении филогенетического развития. 4. Антропоиды обнаруживают человекоподобный интеллект в одних отношениях (зачатки употребления орудий) и человекоподобную речь – в совершенно других (фонетика речи, эмоциональная функция и зачатки социальной функции речи). 5. Антропоиды не обнаруживают характерного для человека отношения – тесной связи между мышлением и речью. 6. В филогенезе мышления и речи можно констатировать доречевую фазу в развитии интеллекта и доинтеллектуальную фазу в развитии речи. В онтогенезе отношение линий развития мышления и речи «гораздо более смутно и спутанно». 7. Мышление ребенка в своем развитии проходит доречевую стадию. В опытах была установлена независимость в этот период зачатков интеллектуальных реакций от речи (как и у шимпанзе). 8. Первые стадии в развитии речи, такие как крик, лепет и первые слова ребенка, являются доинтеллектуальными стадиями, не имеют ничего общего с развитием мышления и рассматриваются часто как эмоциональные формы поведения. При этом они уже обладают социальной функцией речи. Таким образом, у детей первого года жизни обнаруживаются те две функции речи, которые «знакомы нам по филогенезу». 9. В возрасте около двух лет независимые до этого линии развития мышления и речи «перекрещиваются, совпадают и дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека». С этого момента речь становится интеллектуальной, а мышление – речевым. Этот переломный момент характеризуется двумя вышеуказанными признаками, а именно: ребенок начинает активно расширять свой словарь; его словарный запас растет очень быстро, «скачкообразно». 10. То есть, можно выделить две фазы развития речи: аффективно-волевую (до 2-х лет) и интеллектуальную.

  • Слайд 23

    Мышление и речь

    1. В онтогенетическом развитии мышления и речи также как и в филогенетическом, обнаруживаются различные корни того и другого процесса. 2. В развитии речи ребенка есть доинтеллектуальная стадия, а в развитии мышления – доречевая. 3. До некоторого момента (~ 2-х лет) развитие этих линий идет независимо друг от друга. 4. Затем эти линии «пересекаются», мышление становится речевым, а речь – интеллектуальной. Исключительное значение для развития мышления играет внутренняя речь. Нет оснований допускать, что развитие внутренней речи совершается чисто механическим путем громкая речь – шепот – внутренняя речь.

  • Слайд 24

    Развитие любых психических операций, опирающихся на употребление знаков, включает 4 фазы: 1. Примитивная, или натуральная стадия, когда психическая операция в том виде как она сложилась на примитивных ступенях поведения. Этой стадии развития соответствуют доинтеллектуальная речь и доречевое мышление. 2. Стадия «наивной психологии» – наивный опыт ребенка в области физических свойств собственного тела и окружающих его предметов. Этот наивный опыт определяет употребление орудий у ребенка и первые операции его практического ума. На этой стадии овладение грамматическими структурами и формами идет у ребенка впереди овладения логическими структурами и операциями, соответствующими данным формам. 3. Стадия внешнего знака, внешней операции, при помощи которых ребенок решает свою внутреннюю психическую задачу. В развитии речи ей соответствует эгоцентрическая речь ребенка. 4. Стадия «вращивания». Внешняя операция становится внутренней. В области речи этой стадии соответствует внутренняя речь. У взрослого человека известная часть процессов речи и мышления совпадает, это т.н. «речевое мышление». Кроме того, есть большая область мышления, не имеющая отношения к речевому мышлению – инструментальное и техническое мышление, т.н. «практический интеллект». Точно также не все виды речевой активности человека связаны с мышлением, н-р, речь, имеющая эмоционально-экспрессивную функцию, воспроизведение заученного текста и т.д. Таким образом, у взрослого человека слияние мышления и речи есть частичное явление, приложимое только к области речевого мышления, кроме которой существуют неинтеллектуальные речевые процессы и неречевое мышление. Данные сравнительной психологии свидетельствуют о том, что генетические корни мышления и речи присутствуют в животном царстве и что корни эти различны. Сопоставление развития речи и интеллекта как оно шло в животном мире с развитием человеческой внутренней речи и речевого мышления показывает, что второе не является простым продолжением первого. Изменяется сам тип развития – биологический сменяется общественно-историческим. Речевое мышление представляет собой не природную натуральную функцию поведения, а форму общественно-историческую, отличающуюся целым рядом специфических свойств и закономерностей.

  • Слайд 25

    Структура сознанияв психологическом аспекте

    Процессы: Чувственно-мыслительные Эмоционально-волевые Мнемические Имагинативные Интуиционные

  • Слайд 26

    СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

  • Слайд 27

    чувственно-мыслительные процессы

    Чувственное восприятие Мышление Ощущение Восприятие Представление Функция в общей структуре сознания – получение и преобразование информации

  • Слайд 28

    эмоционально-волевые процессы

    Эмоции обеспечивают оценку и отбор значимой информации Волевые процессы обеспечивают регуляцию поведения, выбор путей достижения поставленной цели Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных (1872) Изард К.Э. Эмоции человека (1978); Психология эмоций (1991) Локк Дж.: воля как способность предпочитать или выбирать Шопенгауэр А. Мир как Воля и Представление (1819)

  • Слайд 29

    мнемические процессы

    Богиня памяти и мать всех муз – Мнемозина Функция памяти в общей структуре сознания – запечатление, хранение и воспроизведение опыта жизнедеятельности Импринтинг (запечатление) – особая форма памяти (от imprint - оставлять след, запечатлевать, фиксировать) - фиксация в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов.

  • Слайд 30

    В.В. Набоков (1899-1977)

    Колыбель качается над бездной. Заглушая шепот вдохновенных суеверий, здравый смысл говорит нам, что жизнь — только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями. Разницы в их черноте нет никакой, но в бездну преджизненную нам свойственно вглядываться с меньшим смятением, чем в ту, к которой летим со скоростью четырех тысяч пятисот ударов сердца в час. («Другие берега»)

  • Слайд 31

    синестезия

    Примеры: Синестези́я (греч. συναίσθηση — одновременное ощущение, совместное чувство) —явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Цветной слух Цветное обоняние Личности: В.В. Набоков Артюр Рембо (1854-1891) Александр Николаевич Скрябин (1871-1915)

  • Слайд 32

    А.Н. Скрябин Ж.Н.А. Рембо

  • Слайд 33

    «…цветное ощущение создается по-моему осязательным, губным, чуть ли не вкусовым чутьем. Чтобы основательно определить окраску буквы, я должен букву просмаковать, дать ей набухнуть или излучиться во рту, пока воображаю ее зрительный узор. Чрезвычайно сложный вопрос, как и почему малейшее несовпадение между разноязычными начертаниями единозвучной буквы меняет и цветовое впечатление от нее (или, иначе говоря, каким именно образом сливаются в восприятии буквы ее звук, окраска и форма), может быть как-нибудь причастен понятию "структурных" красок в природе. Любопытно, что большей частью русская, инакописная, но идентичная по звуку, буква отличается тускловатым тоном по сравнению с латинской. Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца, А; довольно ровное (по сравнению с рваным R) Р; крепкое каучуковое Г; Ж, отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного; темно-коричневое, отполированное Я, В белесой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба. Группу мутных промежуточных оттенков образуют клистирное Ч, пушисто-сизое Ш и такое же, но с прожелтью, Щ. Переходя к спектру, находим: красную группу с вишнево-кирпичным Б (гуще, чем В), розово-фланелевым М и розовато-телесным (чуть желтее, чем V) В; желтую группу с оранжеватым Е, охряным Е, палевым Д, светло-палевым И, золотистым У и латуневым Ю; зеленую группу с гуашевым П, пыльно-ольховым Ф и пастельным Т (всё это суше, чем их латинские однозвучия); и наконец синюю, переходящую в фиолетовое, группу с жестяным Ц, влажно-голубым С, черничным К и блестяще-сиреневым 3. Такова моя азбучная радуга (ВЕЕПСКЗ). Исповедь синэстета назовут претенциозной те, кто защищен от таких просачиваний и смешений чувств более плотными перегородками, чем защищен я. Но моей матери все это показалось вполне естественным, когда мое свойство обнаружилось впервые: мне шел шестой или седьмой год, я строил замок из разноцветных азбучных кубиков - и вскользь заметил ей, что покрашены они неправильно. Мы тут же выяснили, что мои буквы не всегда того же цвета, что ее; согласные она видела довольно неясно, но зато музыкальные ноты были для нее, как желтые, красные, лиловые стеклышки, между тем как во мне они не возбуждали никаких хроматизмов.»

  • Слайд 34

    Артюр Рембо. Сонет «Гласные»

    У - зелено, И - красно, Е - бело и А - черно,  О - сине. Я даю разгадку буквам этим:  У - травы и цветы: мир, как он виден детям;  Болото жизни, в коем всем тонуть нам суждено.    И - это первая любовь и первые грехи,  Попытка умереть, что мне не удаётся.  Е - свадьба с той, Единственной: теперь придётся  Ей постоянно посвящать и время, и стихи.    А - разочарования и неудачи  В любви, самоубийство... Будут слёзы, значит,  Над гробом - родственников тех, что в жизни и не знал.    О - ясная лазурь над проклятой могилой,  Скрывающей всё то, что в этой жизни было;  Безоблачные небеса, куда я не попал. У - зелено, И - красно, Е - бело и А - черно,  О - сине. Я даю разгадку буквам этим:  У - травы и цветы: мир, как он виден детям;  Болото жизни, в коем всем тонуть нам суждено.    И - это первая любовь и первые грехи,  Попытка умереть, что мне не удаётся.  Е - свадьба с той, Единственной: теперь придётся  Ей постоянно посвящать и время, и стихи.    А - разочарования и неудачи  В любви, самоубийство... Будут слёзы, значит,  Над гробом - родственников тех, что в жизни и не знал.    О - ясная лазурь над проклятой могилой,  Скрывающей всё то, что в этой жизни было;  Безоблачные небеса, куда я не попал.

  • Слайд 35

    А.Р. Лурия (1902-1977) Маленькая книжка о большой памяти . Ум мнемониста (1965)

  • Слайд 36

    Эффект Зейгарник

    Зейгарник Б.В. (1900-1988) психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает материал, связанный с какими-либо незаконченными действиями, чем с законченными

  • Слайд 37

    имагинативные процессы

    (лат . imago – образ) Я. Э. Голосовкер (1890-1967) «Имагинативный абсолют»

  • Слайд 38

    интуиционные процессы

    Николай ОнуфриевичЛосский (1870-1965)

  • Слайд 39

    Современные стратегии исследования сознания

    Инструментализм – понимание сознания как инструмента адаптации к среде Конвенционализм – изучение структуры и функций разных элементов сознания Кондиционализм– изучение условий, в которых проявляется сознание, и факторов, на него влияющих

  • Слайд 40

    ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ

    Аналогия работы сознания и работы компьютера Жюльен Офре де Ламетри (1709-1251) «Человек-машина» (1747): человек и животные созданы природой из одной и той же «глины» человека отличает от животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее количество ума потребности тела есть «мерило ума» человеческий организм - самостоятельно заводящаяся машина, подобная часовому механизму

  • Слайд 41

    кибернетика

    От древнегреч. κυβερνητική — «искусство управления» Платон: кибернетика как искусство управления людьми («Законы») Андре-Мари Ампер, 1834: наука об управлении государством, которая должна обеспечить гражданам разнообразные блага («Опыт о философии наук» (1834—1843)) Норберт Винер, 1948: наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе

  • Слайд 42

    Проблема искусственного интеллекта

    Норберт Винер (1894-1964) Различие между человеком и машиной, прежде всего, заключается в том, что в организме человека число элементов по порядку величин во много раз больше, чем обладает машина. Из этого непосредственно вытекает, что организация элементов в организме настолько сложна, что при помощи наших современных логических средств мы не можем еще овладеть этой сложностью.

  • Слайд 43

    Помимо этого количественного различия, существует еще качественное отличие. Преимущество человека состоит в его гибкости, в его умении работать с неточными идеями. Это означает, что человек обладаетфантазией, другими словами, он создает понятие. Преимущества машин – в скорости и точности. … машины нуждаются в программах. Эти программы могут, правда, быть составлены другими машинами, однако для этих машин программу должен опять-таки составить человек. это означает, что подвижна сама граница между машиной и организмом, и ответ на вопрос, какой сложности могут быть построены машины, даст только опыт.

  • Слайд 44

    … При конструировании новых машин мы всегда должны сознавать, какие возможны последствия от их применения. Программы для этих машин должны быть всегда заранее точно определены, в противном случае могут быть не только положительные, но и вредные последствия. Если последствия не будут точно известны, то может произойти то, о чем говорится в известной английской сказке, которую я обычно при рассмотрении этого вопроса привожу. Один человек стал обладателем талисмана, с помощью которого могло быть выполнено любое его желание. Однако какой ценой он должен был заплатить за такое благо, было ему неизвестно. Когда он однажды получил с помощью своего талисмана большую сумму денег, то оказалось, что он должен был за это пожертвовать жизнью любимого сына… (Винер Н. Кибернетика и человек// Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М., «Наука», 1983. С. 315-318)

  • Слайд 45

    ТЕСТ ТЬЮРИНГА

    Алан Тьюринг (1912-1954) «Человек взаимодействует с одним компьютером и одним человеком. На основании ответов на вопросы он должен определить, с кем он разговаривает: с человеком или компьютерной программой. Задача компьютерной программы — ввести человека в заблуждение, заставив сделать неверный выбор» («Вычислительные машины и разум», 1950) Условия: Все участники теста не видят друг друга. Если судья не может сказать определенно, кто из собеседников является человеком, то считается, что машина прошла тест. Чтобы протестировать именно интеллект машины, а не её возможность распознавать устную речь, беседа ведется в режиме «только текст», например, с помощью клавиатуры и экрана Переписка должна производиться через контролируемые промежутки времени, чтобы судья не мог делать заключения, исходя из скорости ответов (в середине 20 в. компьютеры реагировали медленнее человека, сейчас они реагируют гораздо быстрее, чем человек)

  • Слайд 46

    Программа «Элиза» (1966)

    Джозеф Вейценбаум (Joseph Weizenbaum, 1923-2008) - «Возможности вычислительных машин и человеческий разум» Станислав Лем: «Из трудов Вейзенбаума (Weizenbaum) мы узнали, между прочим, что его псевдопсихологической программе Eliza давали себя обмануть даже те люди, которые знали, что ни один человек и ни один разум не стоят за произносимыми вопросами и ответами. мы вынуждены признать проблему искусственного интеллекта дихотомичной, поскольку она возникает при столкновении двух систем: человека, который в нашем предположении понимает, что делает и говорит, и машины, которая, очень постепенно в разных  направлениях совершенствуясь, будет имитировать партнера. Я опасаюсь, что имитация может оказаться одновременно и бессознательной, и замечательно изображающей сознание. Эта трудность еще не преодолена, и потому сегодня она представляет собой гордиев узел, распутыванием или рассечением которого должно будет заняться только будущее»

  • Слайд 47

    Искусственный интеллект – не только техническая, но и гуманитарная проблема

    Станислав Лем (1921-2006): искусственный интеллект как экспериментальная философия «Пока не воспользовался интернетом, не знал, что на свете есть столько идиотов» «Почему тебя не пугает машина, которая в тысячу раз сильнее тебя, но ужасает мысль о машине, которая многократно превосходит тебя интеллектом?» Эвальд Васильевич Ильенков (1924-1979): Об идолах и идеалах (1967) Мыслящее существо тем и отличается от немыслящего, что оно умеет действовать «по логике другого» (по объективной логике внешнего мира), в то время как немыслящее существо действует только по своей собственной логике, повинуясь структурно-присущему ему и строго специфичному закону, физически, химически или биологически закодированному в нем алгоритму

  • Слайд 48

    КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ

    Психолингвистика Герменевтика раздел психологии, посвященный исследованию речевого поведения, самостоятельный предмет которого был сформулирован в 1950–х гг. Занимается описанием сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи, функций речевой деятельности в обществе, связи между коммуникационными сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация его слушающим), связи языкового развития с развитием личности - древнегреч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую» искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе, текстов классической древности; направление в философии 20 в. возникшее на основе теории интерпретации литературных текстов. задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов центральный вопрос: КАК ВОЗМОЖНО ПОНИМАНИЕ? представители: Фридрих Шлейермахер (1768-1834), Вильгельм Дильтей (1833-1911), Ганс-ГеоргГадамер (1900-2002), Поль Рикёр (1913-2005)

  • Слайд 49

    ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

    ЭдмундГуссерль (1859-1938) Логические исследования Тот факт, что для меня существует природа, мир культуры, человеческий мир с его социальными формами и т. д., свидетельствуют о том, что для меня существуют возможности соответствующего опыта. Человечество предполагается заранее как непосредственное и опосредованное языковое сообщество.

  • Слайд 50

    АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    Логико-философский трактат (1921) Людвиг Витгештейн (1889-1951) Язык и мир — «зеркальная» пара: язык отражает мир, потому что логическая структура языка идентична онтологической структуре мира. Мир состоит из фактов, а не из объектов. Мир представляет весь набор существующих фактов. Факты могут быть простыми и сложными. Объекты, вступая во взаимодействие, образуют факты. Объекты обладают логической формой — набором свойств, которые позволяют им вступать в те или иные отношения. Весь язык — это полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов. Язык допускает также описание возможных фактов. Так представленный язык целиком подчиняется законам логики и поддаётся формализации. Все предложения, нарушающие законы логики или не относящиеся к наблюдаемым фактам, бессмысленны. «О ЧЕМ НЕВОЗМОЖНО ГОВОРИТЬ, О ТОМ СЛЕДУЕТ МОЛЧАТЬ»

  • Слайд 51

    КОНДИЦИОНАЛИЗМ

    Исследуются: условия протекания сознания, связь сознания и телесности, связь сознания и строения и функций психики, бессознательного, влияние факторов общения, социального окружения, культуры и истории личности в 20 в. подробно разработаны вопросы влияния на сознание непосредственной человеческой телесности и бессознательного опыта (З. Фрейд, К.-Г. Юнг, С. Гроф и др.)

  • Слайд 52

    ПСИХОАНАЛИЗ

    Зигмунд Фрейд (1856-1939) Психика состоит из трех слоев, или инстанций, – Оно, Я, Сверх-Я. Бессознательное Оно: унаследовано биологически, в нем скрыты потаенные душевные движения, напоминающие старых демонов и выражающие безотчетные влечения человека Сознательное Я – посредник между Оно и внешним миром, влияними этого мира на бессознательную деятельность индивида Сверх-Я – императивы долженствования и запреты социокультурного характера. Я пытается подчинить Оно Если это не удается, то Я подчиняется Оно, создавая видимость своего превосходства над ним. Сверх-Я тоже может властвовать над Я (совесть или чувство вины. В итоге «несчастное» Я в тисках противоречий, под угрозой с трех сторон: внешнего мира, вожделений Оно и строгости Сверх-Я

  • Слайд 53

    АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    Карл-Густав Юнг (1875-1961) Коллективное бессознательное: архетипы Архети́п (от греч. Αρχέτυπο — первообраз) — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного глубинные, изначальные образы, которые: воспринимаются человеком только интуитивно на поверхности сознания проявляются в форме различного рода видений, символов, религиозных представлений воплощаются в мифах, сказках, сновидениях и психотических продуктах фантазии дают исходный материал для произведений искусства и литературы Анима (женский образ у мужчины)/Анимус (мужской образ у женщины), Тень (низменное, примитивное в человеке, его темные аспекты и негативные стороны), Самость (целостность личности, верховная личность), Мать («прамать» и «земная мать»), Великая Мать (образ матери, наделенный чертами мудрости и колдовской ворожбы, доброй и злой феи, благожелательной и опасной богини), Ребенок (включая юного героя), Божественный ребенок (младенец-Иисус и другие образы, репрезентирующие бессознательный аспект детства коллективной души), Старик (образ мудреца, доброго духа или злого демона), Мана-личность (существо, наделенное магическими знаниями, силами и проявляющее оккультные качества)

  • Слайд 54

    ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    «За пределами мозга» (1985) Станислав Гроф (1931-наст.вр.) В привычном «социальном» состоянии сознания невозможно проверить, является ли сознание принадлежностью личности, или это некое всеобщее космическое сознание Для экспериментальной проверки сущности сознания (и бытия) необходимо изменить (расширить) сознание Методики расширения сознания – психотропные препараты (в т.ч. ЛСД), впоследствии – холотропное дыхание Все проблемы личности и общества могут быть решены, если происходит сознательное проживание базовых перинатальных матриц (своего рода каналов связи человека и космоса), закрытых или загрязненных в обычной социальной жизни

  • Слайд 55

    Структура сознания по Грофу

    Биографический уровень — уровень биографических воспоминаний.‬ Перинатальный уровень — уровень, относящийся к переживанию рождения и смерти (перинатальные матрицы) Трансперсональный уровень — уровень, относящийся к переживанию измененных состояний сознания (видения, экстаз, галлюцинации, отождествления личности с другими людьми, животными, растениями, Богом и т. д.)

  • Слайд 56

    перинатальные матрицы

    Basic Perinatal Matrices (лат. peri- около, natalis - относящийся к рождению, matrix -первопричина) БПМ-I (амниотическая вселенная») – опыт пребывания в утробе матери БПМ-II («космическая поглощенность и отсутствие выхода») – опыт первой фазы рождения, родовых схваток БПМ-III («борьба смерти и возрождения») – прохождение по родовым путям, первый опыт сознательного преодоления ограничений и проблем БПМ-IV («переживание смерти и возрождение») – опыт начала самостоятельного существования, первых минут после рождения, окончательный разрыв пуповины, начало дыхания

  • Слайд 57

    Кто прошел через нечто подобное:

    О. Хаксли (1894-1963) К. Кастанеда (1925-1998) ТимотиЛири (1920-1996) Кен Кизи (1935-2001)

  • Слайд 58

     Духовной жаждою томим,    В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим    На перепутье мне явился.    Перстами легкими как сон    Моих зениц коснулся он.    Отверзлись вещие зеницы,    Как у испуганной орлицы.    Моих ушей коснулся он,   И их наполнил шум и звон:    И внял я неба содроганье,    И горний ангелов полет,    И гад морских подводный ход,    И дольней лозы прозябанье.   И он к устам моим приник,    И вырвал грешный мой язык,    И празднословный и лукавый,    И жало мудрыя змеи    В уста замершие мои    Вложил десницею кровавой.    И он мне грудь рассек мечом,    И сердце трепетное вынул,    И угль, пылающий огнем,    Во грудь отверстую водвинул.    Как труп в пустыне я лежал,    И бога глас ко мне воззвал:    "Восстань, пророк, и виждь, и внемли,    Исполнись волею моей,    И, обходя моря и земли,    Глаголом жги сердца людей".   

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке