Презентация на тему "Специфика и формы диагностики на уроках ИЗО Обогащение арсенала диагностических методик учителей изобразительного искусства"

Презентация: Специфика и формы диагностики на уроках ИЗО Обогащение арсенала диагностических методик учителей изобразительного искусства
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Специфика и формы диагностики на уроках ИЗО Обогащение арсенала диагностических методик учителей изобразительного искусства". Презентация состоит из 22 слайдов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.32 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    22
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Специфика и формы диагностики на уроках ИЗО Обогащение арсенала диагностических методик учителей изобразительного искусства
    Слайд 1

    Специфика и формы диагностики на уроках ИЗО Обогащение арсенала диагностических методик учителей изобразительного искусства

    Лекция №3 Теория и методика преподавания ИЗО 4 курс

  • Слайд 2

    Какие чувства, какое настроение произведение вызывает? Какими средствами автор это передаёт? Как бы ты назвал это художественное произведение?

  • Слайд 3

    К проблеме восприятия произведений искусства учащимися младшего школьного и подросткового возраста

    Желания познакомиться с произведениями искусства недостаточно. Адекватно воспринять, уловить основной «эмоциональный тон», «идею-чувство», или «господствующий строй чувств» (Ф. Шиллер), выраженный в художественной форме пафос произведений разных видов искусства и, благодаря этому, «унаследовать» заключенные в них общечеловеческие ценности - вот что является необходимым условием полноценного художественного восприятия.

  • Слайд 4

    Если же оценивать произведения искусства так же, как и события окружающей жизни, игнорировать художественную форму, воспринимать произведения как прямое отражение тех или иных предметов, явлений и событий, строить на этой основе художественное образование это приводит к тому, что в педагогической литературе называется «наивным реализмом». В этом случае произведение не оказывает воздействия, специфического именно для искусства, которое могло бы сыграть значительную роль в духовном развитии человека. А в качестве «отражения жизни» произведение искусства заведомо уступает силою воздействия этой самой жизни, «первичной реальности».

  • Слайд 5

    Условием адекватного восприятия всех видов искусства является чуткость к основному эмоциональному тону («пафосу») произведения. Дети обладают благоприятными предпосылками для адекватного восприятия произведений разных видов искусства, но их актуализация требует специальных психолого-педагогических условий. Осознать и развернуто вербализовать пафосную характеристику произведения - задача очень трудная для ребёнка, не обладающего ни достаточным для такой работы словарным запасом, ни богатым опытом общения с искусством.

  • Слайд 6

    Вопросы, дающие дополнительную возможность осознать и сформулировать характеристику основного эмоционального тона произведения, а также резюмировать своё понимание его внутреннего содержания 1. Какие чувства, какое настроение произведение вызывает? 2. Какими средствами автор это передаёт? 3. Как бы ты назвал это художественное произведение?

  • Слайд 7

    Формула эффективности урока состоит их двух частей: тщательности подготовки и мастерства проведения В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностика, прогнозирование, проектирование.

  • Слайд 8

    Проблема диагностики художественных способностейНужна ли диагностика способностей к художественному творчеству? ДЛЯРЕБЕНКА:Диагностика может помочь правильному самоосознанию и выбору соответствующей деятельности, появляется возможность направлять развитие одаренного ребенка, а не ждать, пока талант проявится сам. ДЛЯ ПЕДАГОГА: может помочь разглядеть потенциал творческого развития учеников.помогает оценить эффективность педагогических методов. дает понимание, какие качества развиваются у ребенка в первую очередь, направлено ли обучение на воспитание эстетического мировоззрения в целом или же способствует формированию конкретных навыков.

  • Слайд 9

    На первых порах изучения одаренности в сфере искусства исследователи пытались использовать для диагностики известные методики оценки креативностиГилфорда и Торренса. Однако, как показали специально проведенные исследования, описанные критерии говорят скорее об интеллектуальной креативности, чем о художественном развитии. Выяснилось, например, что художественно одаренные дети, уже проявившие себя, показывали невысокие результаты по методикам Торренса . Наиболее характерной особенностью «художественных» детей было стремление к созданию целостного, эмоционально насыщенного образа, при этом такие школьники не ставили перед собой задачи быть оригинальными. В то же время некоторые из самых оригинальных (реже всего встречающихся) ответов не представляли никакой художественной ценности. Таким образом, показатели оригинальности или гибкости (способности к порождению множества вариантов решений) мышления ничего не говорят о художественности рисунка.

  • Слайд 10

    Так же как в теоретическом плане существуют разные подходы к феномену творчества, в плане практической диагностики эстетического развития не существует единого блока методик, позволяющих однозначно судить и давать прогнозы о художественной одаренности ребенка.

  • Слайд 11

    Основные методики художественного развития условно можно разделить на две группы: оценивающие восприятие художественных произведений оценивающие особенности художественного творчества. Понятно, что это- две взаимосвязанные стороны личности эстетически развитого человека. Люди художественного склада отличаются высокой чувствительностью и эмоциональностью не только по отношению к явлениям окружающего мира, но и к произведениям искусства (реальности, уже преобразованной чьим-то творчеством).

  • Слайд 12

    1. Методики, выявляющие способность понимать настроение и выразительные особенности художественного произведения Интересным методом диагностики способности понимания художественных произведений являются тесты, использующие прием деформации. Принципиальная схема этих методов заключается в следующем. Человеку предлагают несколько вариантов картины, один из предъявляемых образцов является подлинником, остальные . видоизмененными, огрубленными и упрощенными копиями, нарушающими принятые принципы искусства. Разработка и валидизация подобных тестов во многом зависят от мнения экспертов в искусстве (что, по-видимому, неизбежно). Такие тесты показывают, насколько вкус индивида совпадает с мнением современных ценителей искусства.

  • Слайд 13

    Следующая группа тестов направлена на понимание образного содержания произведения. Задание заключается в обсуждении художественного произведения. Однако это не традиционный рассказ по картине, нацеленный на житейско-бытовой пласт (описание сюжетной сцены), а задание на понимание глубинного содержания, выраженного художником. Для этого подбирается соответствующее произведение.

  • Слайд 14

    Например, для анализа использовалась (А. А. Мелик-Пашаев) картина П. Брейгеля «Праздник», сюжет которой (веселье, праздник в деревне) противоречит общему эмоциональному тону (ощущение тяжести, мрачности изображенного). Детям предлагалось описать свое впечатление от картины и сочинить подходящее название. Оказалось, что многим младшим школьникам удалось уловить несоответствие эмоционального тона и сюжета, что выразилось в сочиненных ими названиях «Невеселое веселье», «Свадьба, человека, который уходит на войну».

  • Слайд 15

    2.Еще одна группа тестов нацелена на изучение эстетических предпочтений детей. В качестве стимульного материала подбирается ряд произведений, варьирующихся по определенному критерию, например, художественной ценности или же стилю изображения (реалистический, абстрактный). Если тестирование массовое, то мы имеем дело скорее с социологическим исследованием и получаем портрет среднего школьника. Индивидуальный опрос дает нам представление о вкусах отдельного ребенка.

  • Слайд 16

    3. Методики, моделирующие творческий процесс Этот класс методик нацелен на изучение художественного творчества детей и моделирует этот процесс в его основных чертах. Однако в психологических методиках необходимость специальных навыков и умений обычно сведена к минимуму. Для этого упрощается техническая задача, но остается необходимость творческого решения. В одной из таких методик детям предлагалось дважды раскрасить один и тот же контурный рисунок. В одном случае детям говорили, что это сад доброй волшебницы, в другом сад злой волшебницы. Оказалось, что способность детей использовать выразительность цвета сильно варьируется. У одних школьников оба рисунка оказались одинаковыми, зато у других цвет стал способом выразить эмоциональное отношение: сад доброй волшебницы был раскрашен яркими и радостными цветами, сад злой темными, тусклыми, мрачными. В данном случае, задача стоящая перед ребенком, упрощена по сравнению с обычным рисованием, ему не надо придумывать саму картинку, персонажей, организовывать композицию, однако тем рельефнее выступает его умение работать с цветом. На подобных принципах основаны и другие задания, изучающие способности детей в изобразительном творчестве.

  • Слайд 17

    Для определения уровня подготовленности класса необходимо хорошо понимать закономерностипроявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства. Их можно просматривать по следующим позициям: Композиционно-пространственное решение изображения. Объемно-пространственное решение изображения. Линия в рисунке. Цвет в рисунке. Художественное решение ведущего элемента изображения. Художественно-образное решение изображения.

  • Слайд 18

    Для диагностики способности к изобразительному искусству необходимо понимать структуру способностей у учащихся Специфические способности: острая зрительная чувствительность, зрительное восприятие натуры, зрительное восприятие рисунка, наблюдение, чувство тона, формы, цвета, линии и др. Общеэстетические способности Аналитическое, абстрактное, ассоциативное мышление, образные представления, воображение, эстетический вкус, художественное мировоззрение, эстетические потребности, пространственные представления.

  • Слайд 19

    Диагностика художественно-творческих способностей учащихся Показатели: 1.Самостоятельность – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память. 2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков). 3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому. 4. Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами 5. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа  

  • Слайд 20

    Диагностика развития художественного восприятия Восприятие художественных произведений - это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор. В основе базовой стратегии восприятия и оценки художественного произведения лежат следующие компоненты: Первичное восприятие (зрительный охват полотна, созерцание и разглядывание). Ощущение эмоций от увиденного. Анализ сюжета и создание первичного понимания произведения. Анализ изобразительных средств, использованных автором произведения. Восприятие и анализ символического ряда произведения.

  • Слайд 21

    Усложнение процесса восприятия, творческие подходы Позиционные переходы в пространстве произведения: «автор» – «зритель» – «герой произведения» – «герой эпохи» – «какой-либо дополнительный персонаж» и т.д. Создание разнообразных вариаций зрительных конструктов по поводу различных элементов картины: представление картины в иных формах, красках, изменение композиции и т.д. Ощущение редких эмоций. Соотношение увиденного в пространстве картины с собственным опытом, воспоминаниями. Создание своего понимания произведения, личностного смысла. Формулирование суждений для выражения собственного мнения.

  • Слайд 22

    Диагностика полифункциональна, с помощью ее средств определяется результативность художественных и педагогических воздействий, устанавливается обратная связь, отслеживается динамика и процесс художественного развития личности, осуществляется коррекция. Диагностика - это не только выявление критериев и уровней, но и коррекционно-развивающая работа, которая важна на всех ступенях образования и этапах развития личности, причем диагностический процесс должен носить непрерывный и преемственный характер.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке