Презентация на тему "Развивающий потенциал художественно-эстетической деятельности в период дошкольного детства"

Презентация: Развивающий потенциал художественно-эстетической деятельности в период дошкольного детства
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Развивающий потенциал художественно-эстетической деятельности в период дошкольного детства", включающую в себя 22 слайда. Скачать файл презентации 6.98 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    22
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Развивающий потенциал художественно-эстетической деятельности в период дошкольного детства
    Слайд 1

    Развивающий потенциал художественно-эстетической деятельности в период дошкольного детства

  • Слайд 2

    В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения художественно-эстетическое развитие выделено как одно из важнейших образовательных направлений для детей дошкольного возраста Значимость этого направления в развитии ребенка обусловлена самой природой детства – периода вхождения в окружающий мир, когда закладывается образ будущей жизни и образ себя самого. При этом дети постигают действительность и ее законы через эмоционально-чувственное переживание образов окружающего мира. Им свойственна особая эстетическая восприимчивость. Суть эстетического восприятия – в чувственно-образном постижении окружающего мира, в переживании внутренней связи с ним. Чувственный облик предметов и явлений выступает в эстетическом сознании как выражение родственного человеку содержания, как «говорящее, выразительное бытие» (по выражению М.М. Бахтина).

  • Слайд 3

    Выразительные проявления окружающего мира накапливаются в чувственном опыте человека, в его сенсорной памяти в виде образов-картин жизненных ситуаций поведения и общения, предметов и явлений. Эстетическое постижение мира – это процесс присвоения личностью его образов-смыслов, выстраивания с их помощью своего «я». В таком контексте эстетическое развитие предстает как процесс саморазвития и самоопределения человека в мире, формирования личностно пережитой им картины мира.

    Искусство концентрирует в себе эстетические проявления жизни, эстетическое восприятие мира и эстетическое отношение к нему. Это «образная память» человечества. Искусство выступает как сердцевина культурно-эстетической среды», в которой развивается личность, и главным условием формирования ее чувственной культуры, эстетико-художественного сознания. Таким образом, эстетическое и художественное – родственные понятия, которые при этом невозможно полностью отождествлять или полностью разделять. Художественная культура отличается от эстетической своей модальностью. Она формируется в процессе восприятия произведений искусства, в собственно художественной деятельности, где эстетическая информация предстает лишь одной из граней художественной информации, и где они не совпадают полностью. Эстетическое и художественное смыкаются в своей главной ипостаси, воплощая особый способ освоения действительности человеком. Во взаимоотношениях художественного и эстетического присутствует общее основание – обе сферы развиваются из единого корня, сущностной характеристикой которого является целостный способ освоения действительности человеком через специфическое чувственно-образное восприятие мира.

  • Слайд 4

    Обретение ребенком художественно-эстетического опыта оказывается в неразрывной связи с нравственной сферой развития. Педагоги и психологи отмечают «особую сензитивность детей дошкольного возраста к эмоциональному восприятию, пониманию и переживанию нравственного смысла поступка». В представлении ребенка эстетические категории «отождествляются с конкретными образами: красота отождествляется с добром, а безобразное - со злом. Такова особенность детского мышления. Художественные и эстетические образы, окружающие ребенка в повседневной жизни, создают ценностный контекст его развития и обладают мощным влиянием на формирование нравственных основ его личности.

  • Слайд 5

    Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников

    Огромное воспитательное значение для детей дошкольного возраста имеют произведения, содержанием которых выступает красота человеческих чувств, воплощенных в гармоничных, выразительных формах. Общение с красотой, воспитание красотой необходимо детям. Образы Прекрасного в жизни и искусстве – это всегда символы миропорядка, выражение глубинной первоосновы бытия. Прикосновение к этим образам, включение их в свой чувственный опыт приводит душу в гармонию с миром, утверждает в сознании взаимосвязь высших духовных ценностей – Истины, Добра и Красоты. Общение ребенка с образами Прекрасного как нравственно-эстетическими эталонами окружающего мира, подражание прекрасным образцам является условием формирования у него здоровых душевных качеств, выстраивания в его сознании эстетического идеала как образа доброго и гармоничного

  • Слайд 6

    Этот вывод чрезвычайно важен для понимания принципов организации художественно-эстетической среды, в которой развивается ребенок. Необходима грамотная педагогическая организация художественно-эстетической среды в жизни современного ребенка, позитивно влияющей на его психику, формирующей в его сознании нравственно-эстетические эталоны на основе образов гармоничного (доброжелательного, дружелюбного, ответственного) поведения в окружающей среде.

  • Слайд 7

    Значение художественно-эстетической деятельности

    В ФГОС нового поколения художественно-эстетическая деятельность рассматривается как сензитивная дошкольному возрасту. Специфика художественно-эстетической деятельности близка по своей природе детской игре - ведущему виду деятельности в дошкольный период. Близость детской игры и художественно-эстетической деятельности заключается в общности психологического выражения: это эмоциональная непосредственность мотивов, интерес не к цели, а к самому процессу действия, формированиеобразного начала — «вхождение в образ», условность языка, действий и ситуаций. Художественно-эстетическая деятельность как сензитивная периоду дошкольного детства может быть направлена на реализацию не только специфических задач художественно-эстетического развития детей, но и рассматриваться как эффективное средство целостного развития личности.

  • Слайд 8

    В дошкольный период происходит интенсивное формирование нервной системы ребенка, доминирующей является деятельность правого полушария, связанная со сферой эмоций. Именно на этой основе развиваются у ребенка все психические процессы (внимание, память, воля, воображение, мышление, речь). Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка дошкольного возраста происходит в опоре на его чувственно-эмоциональный опыт. Сенсорно-телесные ощущения первостепенны в освоении окружающего мира для ребенка и являются единственной полноценно функционирующей структурой психики в дошкольном возрасте. Такие структуры, как сознание, логическое мышление, воля находятся у детей в различных стадиях становления. Опора на них не всегда является продуктивной в развитии у детей различных навыков и представлений.

  • Слайд 9

    Действие, активная практическая вовлеченность в процесс – единственная гарантия усвоения ребенком знаний. Любое знание должно стать для него «живым действием», связаться с двигательным, эмоциональным, телесным опытом. «Телесное сознание» ребенка ведет его к постижению действительности и ее законов через эмоционально-чувственное переживание образов окружающего мира. Эмоции и чувства напрямую связаны с телесными проявлениями. Данные положения психолого-педагогической науки подчеркивают значимость художественно-эстетической деятельности детей в целостном развитии личности ребенка. Разнообразные способы эмоционально-образного взаимодействия с окружающим миром в процессе художественно-эстетической деятельности дают мощный толчок развитию всех психических и социально-личностных свойств личности ребенка.

  • Слайд 10

    Сформулируем развивающие возможности художественно-эстетической деятельности в соответствии с задачами дошкольного образования, сформулированными в ФГОС: - развитие эмоционального благополучия, гармонизация эмоциональной сферы через сенсорное насыщение; - развитие эмоциональной отзывчивости как качества личности, способности чувственно-образного постижения окружающего мира, глубокого переживания его выразительности, ощущения внутренней связи с ним; - развитие познавательных процессов в опоре на образные формы освоения окружающего мира и сенсорный опыт; - развития интеллектуально-творческого потенциала детей, выявление и развитие разнообразных способностей; - формирование духовно-нравственных основ в процессе эмоционального переживания нравственно-эстетических ценностей, явленных в жизни и искусстве; - патриотическое воспитание через приобщение к художественно-эстетическим ценностям и традициям своего народа; - гармонизация детско-родительских отношений в различных формах арт-терапии, основанной на взаимодействии детей и родителей в совместной практической деятельности; - развитие коммуникативных умений через практическую включенность ребенка в освоение позитивных моделей взаимодействия с окружающими в коллективных формах художественно-эстетической деятельности; - развитие основ здорового образа жизни, двигательной активности, физического совершенствования.

  • Слайд 11

    Развитие художественно-творческих способностей детей

    Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности - составление рассказов. Придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в действительности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большей искренности при выражении чувств и мыслей. Своеобразие детского творчества заключается так же в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей - образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

  • Слайд 12

    Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он ещё не устойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее. Для сюжетно-ролевой творческой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и творческого изображения в их осуществлении. «Пусть поезд, - писала Н.К.Крупская,- на котором они едут, построен из стульев, пусть дом построен из щепок. В процессе игры ребёнок учится преодолевать трудности, познаёт окружающее, ищет выходы из положения».

  • Слайд 13

    Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Другими словами, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое. Так же как в игре, творчество детей проявляется в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребёнок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средство претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребёнок остаётся таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передаёт своё отношение к нему.

  • Слайд 14

    Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребёнка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности. Цель обучения навыками художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т.д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности. Осваивая те или иные навыки, ребёнок использует их, внося свою, пусть маленькую, лепту в украшении жизни семьи, детского сада, своих сверстников. В развитии художественно - творческих способностей детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченности.

  • Слайд 15

    Условия и средства эстетического воспитания

    Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни - большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойных, светлых тонов.

  • Слайд 16

    Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди них являются: Целесообразность, практическая оправданность обстановки. Чистота, простота, красота. Правильное сочетание цвета и света, создающего зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета. Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.

  • Слайд 17

    Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной. Эстетика быта - это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль - все это противоречит законом красоты. Эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте. Три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.

  • Слайд 18

    Мощным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию - основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа - это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка. Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

  • Слайд 19

    Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомят дошкольников с этими профессиями, но и вызывают желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств. Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.

  • Слайд 20

    «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» В.А.Сухомлинский Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка. С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка. Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку

  • Слайд 21

    Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Изобразительное искусство необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы. В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И тот и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать. Все названные выше средства эстетического воспитания - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. Надо искать и находить золотую середину.

  • Слайд 22

    Заключение В современных условия в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания: Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность. Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни. Развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развивается его творческая деятельность.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке