Содержание
-
СПП с придаточными уступительными
Правописание не и ни в ПП и СПП с придаточными уступительными. Разграничение придаточных уступительных и обособленных обстоятельств, выраженных предложными сочетаниями СР – проверка уровня усвоения материала Сдать работу 9д – 6.02. до 16 часов (в день календарного урока) - 9-б – 9.02 до 16часов (в день календарного урока) 11-а – 10.02 до 20 часов. (в день ДОПа) 11-б – 11.02 (в день ДОПа)
-
Вместо предисловия: углубляем и систематизируем знания!
Дорогие друзья! Готовя эту презентацию, я в очередной раз столкнулась с некоторой противоречивостью в трактовке придаточных уступительных. 1. Учёные выделяют как уступительные только придаточные с союзами и союзными словами хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, пускай, пусть, даром что. 2. Предложения с союзными словами как, сколько, где, куда, откуда, когда, что, кто и частицей НИ относят к категории обобщённо-уступительных. 3. Предложения с союзными словами как, сколько + НИ некоторые всё-таки считают уступительными (Учебник для филвузовКрючкова и Максимова) 4. Со всеми другими союзными словами – обобщённо-определительными или обобщённо-обстоятельственными, мотивируя это тем, то они тяготеют не ко всему объёму главного, а к одному из слов в нем. Называют это ещё несвободными моделями. Какую книгу НИ дай, он всякую читает. Всякую (какую?) – какую ни дай (определительное с добавочным уступительным значением). Куда НИ оглянусь, повсюду рожь густая. Повсюду (где?) – куда ни оглянусь (обстоятельственное места с добавочным уступительным значением). 5. Придаточные с союзными словами где, куда, откуда, когда, что, кто и частицей НИ имеют УСТУПИТЕЛЬНЫЙ оттенок. И именно это ВАЖНО для правописания. Мои пояснения Для выбора НЕ или НИ в придаточном предложении важно видеть не только собственно уступительные придаточные, но и те, которые имеют УСТУПИТЕЛЬНЫЙ оттенок. Алгоритм по выбору не и ни в ПП и СП, который я вам давала в 8 классе, действующий.
-
Ещё о противоречиях: готовимся в ЕГЭ осознанно и глубоко!
На одном из сайтов читаю: Нужно отличать союз чтобы в придаточном цели от союзного слова что бы ни в придаточном уступительном. В придаточном уступительном что является членом предложения, а ни усиливает утверждение. Чтобы не было между нами личных счетов, я вынужден написать рапорт об отстранении меня от должности ( Придаточное цели; союз цели чтобы пишется слитно). Что бы ни говорил он, я ручаюсь за него. (Придаточное уступки; союзное слово что пишется раздельно с частицей бы). Мои пояснения Обратите внимание, что относят 2 предложение не к обобщённо-уступительным, а к уступительным. Это важно для задания 12 и 13 ЕГЭ Частица бы пишется раздельно потому, что отношения к местоимению что не имеет, а относится к сказуемому говорил (форма сослагательного наклонения) – проверка – метод изъятия.
-
Теперь о противоречиях в пунктуации (учу вас, как грамотно работать с информацией!)
Опять читаю на одном из сайтов: Составные союзы несмотря на то что, невзирая на то что обычно, но не всегда, разбиваются на две части, первая из которых (несмотря на то; невзирая на то) отходит в главное предложение и становится указательным словом — обособленным обстоятельством уступки: - Семья смогла прийти сюда и провести весь день, несмотря на то, что на улице мороз за сорок. Мои пояснения Полное нарушение логики: это тогда уже не союз, а предложное сочетание с предлогом несмотря на, а придаточное должно стать местоименно-определительным. Всё предельно просто. При расчленении составного подчинительного союза запятая ставится только один раз: или перед ним или внутри. Границы союза от этого не меняются. Где же ставить запятую, чтобы не ошибиться? Перед союзом. Пример из вузовского учебника: За моею тележкой четвёрка быков тянула другую, несмотря на то что она была доверху накладена (Лермонтов. Такая форма у автора) Если придаточное в препозиции, то запятая ставится на границе главного и придаточного: Пример из вузовского учебника: Несмотря на то что пот катил градом, ему было хорошо (Л. Толстой) – и ни каких запятых внутри! И никаких «расчленёнок», как бы вам НИ хотелось, чтобы НЕ было никаких придирок.
-
Завершающее теоретическое пояснение
1. Ниже скопировала несколько слайдов из объяснения темы в классе. Называлась она «Дифференциация НЕ и НИ». 2. Объясняла и в 7, и в 8, и в 9, и в 10. 3. Почему остаётся наиболее частой ошибкой правописание НИ? Потому что в ЕГЭ правописанию НИ посвящено не более 1-2% заданий. 4. Кто-то может сказать, что ему это задание не грозит. А если вдруг попадёт? Чтобы не кусать локти, приступаем к завершающей стадии. 5. После алгоритмов – самостоятельная работа
-
Основной алгоритм. Простое предложение (напоминание)
У какого члена предложения? У сказуемого У другого Какое сказуемое?Какое сказуемое? Простое Составное Без отриц. С отриц. НЕ НЕ НИ У какого компонента? У вспомогат. У основного НЕ 1 1+1 НЕНИ
-
Основной алгоритм (то, что объясняла в 7-8 классе)
-
Проблемы (простое предложение)
Фразеологизмы: ни слуху ни духу, ни то ни сё, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо и др. – независимо от сказуемого НИ. (НЕ разделяйте запятыми!) Отрицательное сказуемое может быть материально не выражено, то есть предложение неполное. (В доме ни души) Деепричастие выполняет роль полупредиката, поэтому в деепричастном обороте рассуждение по основной схеме. Не кто (что) иной, как = не кто иной, а – противопоставление Правописание отрицательных местоимений подчиняется фонетическому принципу и соответствует алгоритму. (Мне некуда больше спешить. Он никуда не спешил)
-
Алгоритм для сложного предложения
-
Проблемы (сложное предложение)
Фразеологизмы «во что бы то ни стало», «откуда ни возьмись» – бывшие придаточные уступительные, поэтому – НИ. Не путать с фразеологизмом «как ни в чём не бывало», бывшим придаточным образа действия. Никогда не выделяйте фразеологизмы запятыми! Не путать придаточные уступки с простыми предложениями риторического характера, которые, несмотря на утвердительный характер, пишутся с НЕ Чего только не напихали мальчишки в карманы!
-
В качестве иллюстрации и тренинга перед самостоятельной работой
Востребованность темы в ЕГЭ: задание 12. Может пригодиться и в 13 (слитно-раздельно) Искала и в Решу, и в банке… Вот некоторые примеры.
-
Задание 12 Определите, какую букву - Е или И - нужно вставить на место пропуска. Выпишите слово, в котором НИ является приставкой и пишется слитно. Василиса Егоровна сдержала свое обещание и (н..)кому не сказала (н..)одного слова, кроме попадьи. Глухарь получил свое название (н..) от (н..)достатка слуха, который у него очень остр, а по месту жительства. Спросить дорогу было (н..)у кого, а найти её было нужно, (н..)смотря (н..)на что. Учебника (н..)у кого (н..) оказалось, но это (н..)было (н..)разрешимой проблемой при наличии интернета. Я слушал его и думал: (н..)ужели этот человек верен себе, говоря все эти (н..)подобающие ему речи? Мои пояснения Вот так может выглядеть задание (взяла на Решу ЕГЭ в февральских вариантах) Решать нужно сразу две проблемы: выбор не или ни, слитное или раздельное Надеюсь, что все выписали правильно…
-
Проверим
НИКОМУ
-
Или такой вариант (Решу ЕГЭ)
Укажите все цифры, на месте которых пишется Е. Сегодня глаза Сергея смотрели холодно и н(1)подвижно. Его слова звучали н(2) тепло и ласково, как прежде, а холодно и жёстко. Мы были н(3)чуть н(4) рады такой перемене в нашем товарище. Мои пояснения Примените немедленно алгоритм. Надеюсь, что всех…
-
Проверим
124 Кто не понял? Идите… к алгоритму!
-
И ещё один вариант – это было раньше и осталось в банке заданий.
В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется раздельно? 1) Герою (не) где применить свои силы. 2) Евгений (ни) кого не боится. 3) Не (к) кому обратиться с предложением о сотрудничестве. 4) Не (от) куда ожидать понимания. Надеюсь, что у всех…
-
Проверим
3 Кто не понял? Идите… к алгоритму!
-
Самостоятельная работа
Внимательно читаем задание. Выполняем его так, как задано, а не так, как хочется. Списать все предложения, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, раскрыть скобки, определить тип предложения, тип придаточных в СПП. Объяснить причину (для себя), используя алгоритм. Нумеруем предложения.
-
Образец
1. Исходное предложение Откуда н… возьмись выскочил щенок который н…чуть н… испугался лошади наоборот принялся отчаянно нападать на неё чем н…мало развеселил прохожих. 2. Выполненная работаОткуда ни возьмись выскочил щенок, которыйничуть не испугался лошади, наоборот, принялся отчаянно нападать на неё, чемнемало развеселил прохожих. (СПП с придаточными определительным и присоединительным)
-
Кто(б) н_был ты народа будь достоин. Я н_верю что есть на нашей земле места скучные и н_дающие никакой пищи н_глазун_слуху. Сколько я н_прислушивался я н_мог различить н_одного звука. Знаменитый Лоренцо н_раз служил моделью многим живописцам Семья смогла прийти сюда и провести весь день н_смотря на то что на улице мороз за сорок. Н_взирая на то что ты мне очень симпатична связать свою жизнь с тобой я(бы) н_смог. Главное н_ложиться каким(бы)сильным н_казался огонь. Н_смотря на гололед автобусы вышли на линию. Мы прекрасно провели время н_смотря на то что лето выдалось дождливое. Нет таких дел которые н_одолел бы человек. Где н_просвищет грозный меч, где конь сердитый н_промчится везде главы слетают с плеч… Как н_заманчиво было девчат в каменьях тех отыскать старшина из лесу н_высунулся. Не_смотря на меня он угрюмо шел. Куда(бы)нас н_бросила судьбина и счастие куда(б) н_повело все те же мы. Когда(б) н_встретил я Груню всегда она грустная. Куй железо пока н_остыло. Походили ребята по лесу и ушли н_(с)чем. Н_смотря на молодость Писарев уже был серьёзным и глубоким критиком. Тарас Бульба н_могн_полюбоваться на своего старшего сына. За год Валентин н_разун_съездил к матери.
-
А теперь…
Проверили ещё раз, то ли вы задание выполнили, так ли вы его выполнили. Скопировали выполненное задание (само задание мне посылать не надо, не надо его класть в файл) Зашли на почту. Нашли окно «Написать письмо». Нашли адрес: irvas53@mail.ru и вставили скопированное сообщение как письмо. Не фотографируйте мне свои черновики. Это делайте для себя.
-
PS
Я сознательно нарушаю все мыслимые и немыслимые законы создания презентаций, но именно такая форма в условиях карантина позволяет мне провести полновесный урок. Каждое пояснение – это такое же (только без форсирования голоса, без побудки кое-кого распластавшегося на парте) объяснение на уроке. Самостоятельная работа… Вот тут вы без надзора бабушки Удава (бабушки-удава – кому как нравится) делаете, конечно, и коллективно, и индивидуально. Это уж кто какие цели преследует: получить сиюминутный пряник, а на ЕГЭ ерзать на стуле от непонятных позывов, или переделывать работу столько раз, пока не поймёте, где ошибки, зато на ЕГЭ чувствовать себя человеком разумным-разумным! Выбор за вами. Успехов!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.