Содержание
-
СТВОРЕННЯ КОМФОРТНОГОСЕРЕДОВИЩАПЕРЕБУВАННЯ:МАГІЯ, НАТУРФІЛОСОФІЯ, ПРАКТИКА ЯК ПОПЕРЕДНИКИ СИСТЕМНОГО ПІДХОДУ
-
ПЛАН ЛЕКЦІЇ
Визначення; «Магічний підхід» на прикладі традиційного слов'янського житла; Васту; Фен-шуй Античність; Середньовіччя; Відродження; Сучасність; Дискусія; Контрольні питання; Література
-
ВИЗНАЧЕННЯ СЕРЕДОВИЩЕ ПЕРЕБУВАННЯ
Середовище перебування - комплекс відкритих і закритих просторів, призначених для перебування людини, обладнаних відповідно до образу життя, роду діяльності, соціальних і особистих інтересів людини Середовище перебування має забезпечувати наступні функції: громадсько-соціальну (управління, працю, транспортування, навчання,спілкування, відпочинок…); побутову (регулювання параметрів для перебуванняу комфортних умовах, захист, готування їжі, прибирання, прання, дрібний ремонт і зберігання особистих речей…); життєзабезпечувальну (прийняття їжі, сон, особиста гігієна, фізкультура, лікування). Забезпечення основних функцій розподіляються по різних просторових зонах і осередках Виділяються наступні рівні організації: Міське середовище; Промислові зони і комплекси; Комплекси особистих приміщень (житлові будинки, готелі, гуртожитки); Громадські приміщення (адміністративні установи культури, охорони здоров'я, побутового й торговельного обслуговування).
-
ФРАКТАЛЬНА ТА РИТУАЛЬНА МАГІЯ: ТРАДИЦІЙНЕ СЛОВ`ЯНСЬКЕ ЖИТЛО ПРИНЦИП РИТУАЛЬНОЇ МАГІЇ – «ЯК РАНІШЕ ВЧИНЯЛИ БОГИ, ТАК ТЕПЕР РОБЛЯТЬ ЛЮДИ» ПРИНЦИП ФРАКТАЛЬНОЇ МАГІЇ – «ТЕ, ЩО ЗВЕРХУ, ТЕ І ЗНИЗУ»
-
«ТЕОРІЯ»: СВІТОВЕ ДЕРЕВО, ЯВЬ, НАВЬ, ПРАВЬ Древние славяне верили в три стороны бытия: Явь, Навь и Правь. Явь - это мужское начало, материальный мир. Подобно понятию Янь у китайцев и раджас в индийской мифолог. Навь - это женское начало, духовный, волшебный мир, "тот свет", мир духов, предков, также мир снов. В тёмной Нави находится Пекло (ад). Подобно понятию Инь у китайцев и тамас у индусов. Рязделяет Явь и Навь - огненная река Смородина, некоторые древние герои перепрыгивали через неё. Явь и Правь разделяет небесная Ра-река. сВЯЗывает миры Яви, Нави и Прави древо Сварога - Вяз. Правь - это мир светлых богов, мир законов, мир Сварги - небесного царства и Ирия - славянского рая. Правь - это равновесие, золотая середина между Явью и Навью. Подобно индийскому понятию саттва. В Правь через Навь, а сразу в Правь из Яви - через священные горы, вроде Алатыря (Эльбруса).
-
РОЗТАШУВАННЯ ДОМІВ – ДОМОВИН ТА ІЗБ
-
ОБЄМНО-ПЛАНУВАЛЬНІ РІШЕННЯ
-
ДІМ - ДОМОВИНА
-
ДІМ -ІЗБА
-
ІНТЕРПРЕТАЦІЇ ЗА Б.А. РИБАКОВИМ
Основной мифологемой была теория трех миров, соблюдавшаяся в системе убранства жилища с удивительной строгостью. Путь солнца был отмечен особыми досками – «полотенцами», спускавшимися от причелинвниз. Солярные знаки размещались ниже зоны небесных вод на фоне затененного кровлей фронтона. Обозначались восход, полдень, закат. Иногда путь солнца отмечался 12 знаками. Показ макрокосма был средством защиты от вредоносного начала. Нужно было обезопасить все вносимое в дом и снабдить человека арсеналом символов, если возникнет необходимость покинуть защищенную хоромину. Поэтому все, что относится к приготовлению и потреблению пищи, связано с изготовлением одежды, мебель и сундуки, покрывалось сакральной орнаментикой. Внутри дома главным оберегом была печь. У печи давались клятвы, в печурки прятали молочные зубы детей, в подпечье обитал домовой. Это был кон – начало начал. Когда-то появилось обособленное изображение этого понятия, которому по созвучию с конем придавалась форма конской головы. Вторым священным местом была матица, главный срединный брус потолка, с вырезанным кругом с шестигранником и шестилучевойрозеткой. По сторонам солнечного круга располагались идеограммы земли или вспаханного поля. В каждом доме было специальное священное место – «красный угол», украшенный ритуальными полотенцами.
-
ОБЕРІГИ, БОГИ ТА РИТУЛЬНІ СИМВОЛИ
-
ВАСТУ: ВСЕ ДЛЯ ПУРУШИ (ДОМОВОГО)
-
ТЕОРІЯ: САНКХ`Я ТА АЮРВЕДА
-
МІФ Основа васту (в переводе – вместилища, жилища), по представлениям индийцев, – Ваступуруша – живое существо, своеобразный аналог домового. Отсюда следует главный принцип – дом надо строить так, чтобы Ваступуруше было хорошо. Тогда будет хорошо и хозяевам жилища. Структуризации и гармоничности живого существа в этом случае ставится в соответствие структуризация и гармоничность жилища. Таким образом, на уровне мифологемы поддерживается и освящается главная – и вполне рациональная – цель проектировщика и строителя.
-
ПЛАНУВАННЯ ПРИСАДИБНОЇ ДІЛЯНКИ
-
ПЛАНУВАННЯ БУДИНКУ
-
РОЗТАШУВАННЯ ПРИМІЩЕНЬ Считается, что Ваступуруша расположен следующим образом: ступни находятся в юго-западном углу дома, а голова – в северо-восточном. Поэтому северо-восточный угол жилища считается самым важным. Но и все остальные части квадрата, в который вписан Ваступуруша, тоже важны, потому что все они соответствуют тем или иным его органам.
-
ВХІДНА ГРУПА Дверь на восток должна быть изготовлена из светлых пород дерева с золотыми ручками и украшена красивой резьбой или другими солнечными элементами декора. Дверь на север - из светлых пород дерева, но может иметь оливковые, светло зеленые тона декора. Дверь на запад - из темных пород дерева, со стальными ручками или стальными элементами декора. Дверь на юг - из красных пород дерева, и иметь золотые ручки или позолоченные, красных оттенков элементы декора.
-
ОКРЕМІ ПРИМІЩЕННЯ (ВІТАЛЬНЯ) Дверь в гостиную предпочтительнее располагать с восточной стороны в районе северо-восточного угла. Зону гостиной можно «укрепить», разместив в хорошо обозримых местах настенные пейзажи, растения и осветительные приборы. Рекомендуется на северной и восточной стене повесить пейзажи и зеркала квадратной или прямоугольной формы, а крупные домашние растения расставить на юге или западе. Мебель надо расставлять с южной и западной стороны комнаты, оставляя свободное пространство на севере и востоке, чтобы хозяин мог занимать кресло в юго-западном углу гостиной, лицом к северу или востоку. Диваны или более легкую мебель можно разместить в восточной или северной зоне гостиной. В северо-восточной части комнаты должно располагаться изображение божества. Центр комнаты должен оставаться свободным.
-
СЕНСОРНИЙ КОМФОРТ
-
ВИКОРИСТАННЯ ЯНТР Янтра – изображение, содержащее комбинацию форм, символов, букв, мантр, цветов, используемое для улучшения энергии дома и кармы людей. В янтреиспользуются формы, соответствующие первоэлементу, для усиления которого янтраиспользуется: круг, горизонтальные линии –Воды; квадрат – Земли; треугольник, вертикальные линии – Огня; точка – Эфира. Символы напрваляюттонкую энергию определенной планеты и страны света; используются в геомантиидля влияния на энергии пространства. Буквы - изображение вибраций, соответствующих конкретным звукам. А звуки складываются в мантру (молитву) для обращения за помощью к божеству, которое отвечает за определенное направление света. По этой причине янтры содержат священные слова на санскрите.
-
ПРИКЛАД
-
-
-
-
-
ФЕН-ШУЙ: ВИРОЩУЄМО ДЕРЕВО
-
«ТЕОРІЯ» Стресс Стресс + гнев Стресс + гнев + ненависть+ жесткость+ нетерпение Стресс +…+ Беспокойство + озабоченность Стресс+..+ грусть + депрессия Стресс+…+ страх Печень Сердце Желудок Легкие Почки Гнев поражает печень Желчекаменная болезнь Ненависть, жестокость, нетерпение поражают сердце Нарушение сердцебиения, повышение кровяного давления Беспокойство и озабоченность поражают селезенку и желудок Нарушения пищеварения, язва Грусть и депрессия поражают легкие и кишечник Нарушение дыхания, сужение толстой кишки, запоры Страх поражает почки Мочекаменная болезнь и другие болезни почек Потери энергии, нарушение обмена веществ и энергии с окружающей средой
-
ІНСТРУМЕНТИ Лопань Багуа И-Цзин
-
РОЗМІЩЕННЯ БУДИНКУ: УМОВИ Лучше всего жить в естественных природных условиях – среди лесов и лугов, рек и озер когда формы ландшафта соответствуют схеме гора – холмы-защитники. В городе в наилучших условиях окажется дом, расположенный рядом с парком, прудом или природоохранной зоной, когда рядом с домом есть родник или небольшая река с ровным течением. Хорошо жить рядом с храмом. Деятельность, которая способствует духовному развитию, сообщает положительную энергию и оказывает стабилизирующее, укрепляющее воздействие на весь район. Хорошо, если рядом с домом находится детский сад или площадка для игр. Дети излучают энергию, заряжающую место бодростью и оптимизмом. Различные учреждения, где происходит благожелательное общение людей, являются источником положительной энергии. Всевозможные оздоровительные и спортивные учреждения являются источником целебной энергии. Но к этой категории не относятся больницы и клиники, поскольку они ассоциируются с болезнями и смертью. Учебные заведения оказывают благоприятное воздействие. Энергетическое воздействие небольших объектов, расположенных поблизости, может быть благотворным (относятся гладкие камни, валуны, альпийские горки и насыпные клумбы, деревья и кустарники с округлыми кронами, беседки и павильоны.
-
РОЗМІЩЕННЯ БУДИНКУ: ПРИКЛАДИ
-
ЕНЕРГЕТИЧНА ФУНКЦІОНАЛЬНІСТЬ БУДИНКУ Дом на одну семью в Камакура, Канагава, Япония, «КииАрхитектс» Дом - это контейнер для ци. Фэн-шуй дома-пирамиды: огонь. Слишком сильная огненная циподходит для духовных практик тех, кто знает, как использовать ее в своих целях. Фэн-шуй дома-П: отсутствующие сектора. Лучше такой дом не покупать. Но если говорить об огромных зданиях, то, наоборот правое и левое крылья накапливают ци во дворе. Фэн-шуй квадратного дома. Квадратный или прямоугольный дома - идеальный дом.
-
ОБЄ`МНО-ПЛАНУВАЛЬНЕ РІШЕННЯ БУДИНКУ
-
ОБЄ`МНО-ПЛАНУВАЛЬНЕ РІШЕННЯ ПРИМІЩЕНЬ Гостиная должна быть уютной, теплой, освещенной, но не слишком яркой. Для уточнения используют ба-гуа. «Центр притяжения» создается вокруг «семьи», «взаимоотношений», «помощников» или «богатства». План детализируется, после чего приступают к расстановке мебели. Расположению мебели под углом ко входу придается важное значение – иначе любой, кто входит, сталкивается с хозяином лицом к лицу. Место «почетного гостя» считается лучшим в комнате и часто находится рядом с камином, либо телевизора. Оттуда может открываться хороший вид из окна, но только под углом, иначе возникает ощущение уязвимости. Кресла и диваны расставляют спиной к стенам. Положение у стены дает ощущение покоя и защиты. Центральную зону по возможности следует держать свободной от мебели.
-
СЕНСОРНИЙ КОМФОРТ: АРОМОТЕРАПІЯ базилик бодрит и хорошо лечит мегрень; кедр рассеивает страх; эвкалипт прочищает нос и снижает эмоциональную нагрузку; ладан полезен длямолитвы или медитации; герань снимает напряжение и является антидепрессантом; жасмин смягчает эмоциональные переживания; лимон поднимает настроение, противодействует усталости; мята помогает избавиться от разброда в мыслях; апельсин помогает согреться и создает ощущение непосредственности; сосна укрепляет и очищает; сандал возвышает дух; тимьян очищает воздух; вербена успокаивает и оказывает слабое седативное воздействие. Рекомендуется использовать: в детских спальнях: базилик, кедр, апельсин, сосну; в супружеской спальне: жасмин; в общих комнатах: тимьян, сандал, апельсин; в кабинетах: эвкалипт, лимон, мяту; в офисах: тимьян, вербена, жасмин; в холлах: тимьян, лаванду, герань.
-
АНТИЧНА ПРАКТИКА І ТЕОРІЯ
-
Вітрувій: про архітектуру
-
Вітрувій: вибір місця будівництва
-
Вітрувій: планування міста
-
Вітрувій: планування житла
-
Вітрувій: розташування приміщень
-
Античність: Херсонес
Заснований грецькими колоністами у VІ ст. до нашої ери. Пізніше входив до складу Понтійського царства, Римської імперії, Візантії. Зберігав значення візантійського форпосту до XIII ст.
-
Херсонес: будівлі і дороги
-
Середньовіччя: замки
-
Відродження: вілла «Ротонда»
АндреаПалладиоВилла «Ротонда», г. Виченца. К квадратному в плане зданию с каждой из четырех сторон пристроены шестиколонные портики, увенчанные пирамидальной кровлей, с завершением в виде купола, вырастающего из пирамиды. В центре дома – круглый зал-вестибюль, откуда можно попасть в любое помещение, окруженный прямоугольными комнатами. План «Ротонды» объединяет геометрические фигуры с символическим значением: квадрат, олицетворяющий власть земную, и круг – воплощение духовного начала Здание стоит на холме, открытое всем ветрам
-
Сучасність: міста
В архитектуре начала XX в. присутствовала недооценка эффекта масштаба. Высотные здания проектировались как увеличенные варианты небольших, в результате образовывались дисгармоничные участки застройки, лишенные света солнца и неба. Человек ощущал эту дисгармонию и чувствовал себя неуютно. Высокие здания испытывали воздействие нового ветрового режима: вихри, турбулентность, «косые» дожди. Здания изменяли микроклимат – появлялись не защищенные от дождя и ветра пустыри и создавались условия для эффекта аэродинамической трубы.
-
ДИСКУСІЯ
Що з досвіду історичних способів організації середовища перебування варто взяти на озброєння сучасному дизайнеру? Які, на вашу думку, є недоліки у історичних способах організації середовища перебування? Якою мала б бути ідеальна теорія проектування середовища перебування?
-
Контрольні питання
Дайте характеристику середовища перебування. Охарактеризуйте основні функції житла. Які принципи організації слов'янського житла і поселень і що варто враховувати у сучасному дизайні інтер'єру? Які принципи організації індійського житла і середовища і що варто враховувати у сучасному дизайні? Які принципи створення комфортного середовища пропонує фен-шуй? Яка послідовність проектування середовища перебування згідно фен-шуй? Які засоби забезпечення комфорту пропонуються у фен-шуй і як вони співвідносяться із сучасними? Які принципи організації житла і поселень використовувалися у античні часи і що варто враховувати у сучасному дизайні? Які принципи організації житла і поселень використовувалися у античні часи і що варто враховувати у сучасному дизайні? Які принципи організації житла і поселень використовувалися у епоху Середньовіччя і Відродження? Як враховуються індивідуальні і соціальні особливості людини у всіх розглянутих на лекції способах організації середовища?
-
Список літератури
Вернеску Д., Зне А. Инсоляция и естественноеосвещение в архитектуре и градостроительстве /Пер. с рум. - К.: Будівельник, 1983. - 86 с. Дизайн /Пер. с англ. Ред В.А. Питалев, А.Ю. Давыдов, А.В. Молчанов. - М.: ДеКа, 1994. - 48 с. (Энциклопедия малого бизнеса. Т. 5. Вспомогательныепроцуссы в маломбизнесе). Ефимов А.В. Цвет в архитектуре и градостроительстве. - М.: Знание, 1981. - 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Строительство и архитектура", №8) Жоголь Л.Е. Декоративноеискусство в интерьерахобщественных зданий. - К.: Будівельник, 1978. - 104 с. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. - М.: Строиздат, 1986.-288 с. Кравец В.И. Колористическоеформообразование в архитектуре. -Харьков: Вища школа; Изд-воХарьк. ун-та, 1987. - 132 с. Нестеренко О.И. Краткаязнциклопедиядизайна. - М.: Молодаягвардия, 1994.-315 с. М.Новикова Е.Б. Интерьеробщественных зданий: Художественныепроблемы. - М.: Стройиздат, 1984. - 227 с. Психологияцвета: Сб. /Пер. с англ. - М.: Рефлбук, К.: Ваклер, 1996. -352 с. - (Сер. "Актуальнаяпсихология"). Ранев В.Р. Интерьер: Учеб. пособие для архит. спец, вузов. - М.: Высшая школа, 1987. - 232 с. Раппопорт А.Г., Сомов Г.Ю. Форма в архитектуре: Проблеми теории и методологии. - М. Стройиздат, 1990. - 344 с. Степанов Н.Н Цвет в интерьере. - К.: Вища школа, 1985. - 95 с. Шевелев И.Ш. Формообразование (Число. Форма. Искусство. Жизнь). - Кострома: ДиАр, 1995: - 166 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.