Содержание
-
Сущность маркетинга
-
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена(Филипп Котлер)
-
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена(Филипп Котлер) Маркетинг – это осуществление бизнес-процессов по направлению потока товаров и услуг от производителя к потребителю (Американская ассоциация маркетинга)
-
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена(Филипп Котлер) Маркетинг – это осуществление бизнес-процессов по направлению потока товаров и услуг от производителя к потребителю (Американская ассоциация маркетинга) Маркетинг – это процесс управления, включающий в себя определение, прогнозирование и удовлетворение запросов потребителей с получением прибыли (институт маркетинга Великобритании)
-
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена(Филипп Котлер) Маркетинг – это осуществление бизнес-процессов по направлению потока товаров и услуг от производителя к потребителю (Американская ассоциация маркетинга) Маркетинг – это процесс управления, включающий в себя определение, прогнозирование и удовлетворение запросов потребителей с получением прибыли (институт маркетинга Великобритании) Маркетинг – это все то, что продавцы не успевают делать, не хотят или не могут (Игорь Манн)
-
Основные категории маркетинга
Нужда – чувство ощущения человеком нехватки чего-либо
-
Нужда – чувство ощущения человеком нехватки чего-либо Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида
-
Нужда – чувство ощущения человеком нехватки чего-либо Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида Запрос – потребность, за реализацию которой человек имеет возможность заплатить
-
Товар – все то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью продажи
-
Товар – все то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью продажи В роли товара могут выступать изделия, услуги, места, виды деятельности, идеи
-
Обмен – акт получения желаемого товара от кого-либо взамен на собственный товар
-
Обмен – акт получения желаемого товара от кого-либо взамен на собственный товар Сделка – коммерческий обмен ценностями двух сторон
-
Обмен – акт получения желаемого товара от кого-либо взамен на собственный товар Сделка – коммерческий обмен ценностями двух сторон Рынок – механизм встречи покупателя и продавца
-
Типы рынков
-
Концепции маркетинга
Производственная Товарная Сбытовая Традиционного маркетинга Социально-этического маркетинга Маркетинга взаимодействия
-
-
-
-
-
-
-
-
Маркетинговая среда
-
Маркетинговая среда компании – совокупность активных факторов за пределами компании, учет которых позволяет службе маркетинга устанавливать сотрудничество с целевыми клиентами
-
Внутренняя микросреда
Финансовая служба, бухгалтерия (возможности бюджета маркетинга) Производство (уровень производственных мощностей маркетинга) Снабжение (возможности ценообразования, инноваций) Сбыт (возможности реализации) НИОКР (возможности обновления производства, товарного ассортимента)
-
Потенциал фирмы – комплекс ее возможностей и достижений, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке и достижение поставленных стратегических целей
-
Элементы потенциала фирмы
Доля, занимая фирмой на рынке Производственные и торгово-сбытовые мощности Товарные ресурсы Качество и конкурентоспособность товара Инновационная деятельность и инвестиционный потенциал Время проектирования нового товара и окупаемости инвестиций Научно-технический потенциал (ноу-хау), состояние НИОКР Финансово-кредитные ресурсы Трудовой потенциал и эффективность труда Средняя длительность жизненного цикла товаров фирмы Товарооборот и его ассортимент за определенный период Прибыль и рентабельность за определенный период Уровень сервиса Имидж, марка и репутация фирмы
-
Внешняя микросреда – среда, частично контролируемая маркетингом компании: Поставщики Маркетинговые посредники Потребители Конкуренты Контактные аудитории
-
Макросреда представлена силами более широкого плана, которые оказывают влияние на микросреду: Демографические факторы Экономические факторы Природные факторы Научно-технические факторы Политическо-правовые факторы Культурные факторы
-
Демографические факторы
Снижение и увеличение рождаемости Старение населения Миграция населения Перемены в семье Повышение общеобразовательного уровня Рост числа служащих и т.п.
-
Экономические факторы
Уровень покупательской способности и причины его обуславливающие Увеличение текущих расходов Уровень цен Размер сбережений Доступность получения кредита и т.п.
-
Природные факторы
Дефицит некоторых видов сырья Удорожание энергии Рост загрязнения среды и т.п.
-
Научно-технические факторы
Развитие технологий Изобретение новых товаров и способов удовлетворения потребностей и т.п.
-
Политико-правовые факторы
Законодательные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность Контроль выполнения законов Наличие общественных организаций и объединений по защите интересов потребителя
-
Культурные факторы
Приверженность традиционным культурным ценностям Отношение людей к общественным институтам Отношение людей к обществу Отношение людей к природе Отношение людей к мирозданию
-
Потребительские рынки и покупательское поведение
-
Потребительский рынок – отдельные лица, приобретающие товары и услуги для личного пользования
-
Потребительский рынок – отдельные лица, приобретающие товары и услуги для личного пользования Потребители резко отличаются друг от друга возрастом, уровнем доходов и образованием, вкусами и т.д. Исходя из характеристик, участники рынка выделяют различные группы потребителей и создают товары и услуги, рассчитанные для каждой из них
-
Модель покупательского поведения
Модель поведения покупателей - это модель реакции покупателей на действие побудительных стимулов маркетинга.
-
Характеристики, влияющие на покупательское поведение
Культурные факторы Социальные факторы Личностные факторы Психологические факторы
-
Культурные факторы
Культура Субкультура Социальное положение (общественные классы)
-
Социальные факторы
Референтные группы Семья Роль и статус потребителя в социальной группе
-
Личностные факторы
Возраст и этап жизненного цикла семьи Род занятий Экономическое положение Образ жизни потребителя Тип личности
-
Психологические факторы
Мотив (или побуждение) Восприятие Усвоение Убеждение Отношение
-
Типы покупательского поведения
Тип покупательского поведения определяет принятие потребителем решения о покупке
-
Сложное покупательское поведение
Тип поведения потребителей при принятии решения о покупке в ситуации, когда высокая степень вовлечения сопровождается существенными различиями между разными марками товара (редкие покупки дорогих товаров)
-
Неуверенное покупательское поведение
Тип поведения потребителей при принятии решения о покупке в ситуации, когда при высокой степени вовлечения разница между марками товара малоощутима (покупка рискованна, совершается редко, а стоимость товара относительно высока)
-
Привычное покупательское поведение
Тип поведения потребителей при принятии решения о покупке в ситуации, когда низкая степень вовлечения потребителя сопровождается малоощутимой разницей между разными марками товара (товары повседневного спроса)
-
Поисковое покупательское поведение
Тип поведения потребителей при принятии решения о покупке в ситуации, когда низкая степень вовлечения потребителей сопровождается существенными различиями между разными марками товара
-
Процесс принятия решения о покупке
-
Особенности принятия решения о покупке
-
Процесс покупки начинается задолго до совершения акта купли-продажи
-
Процесс покупки начинается задолго до совершения акта купли-продажи Последствия купли-продажи проявляются в течение длительного времени после совершения этого акта
-
Процесс покупки начинается задолго до совершения акта купли-продажи Последствия купли-продажи проявляются в течение длительного времени после совершения этого акта Внимание деятеля рынка должно быть нацелено не только на отдельные этапы принятия решения, но и на процесс в целом
-
Процесс покупки начинается задолго до совершения акта купли-продажи Последствия купли-продажи проявляются в течение длительного времени после совершения этого акта Внимание деятеля рынка должно быть нацелено не только на отдельные этапы принятия решения, но и на процесс в целом Потребитель проходит все перечисленные этапы при любой покупке
-
Осознание проблемы
На этом этапе необходимо выявить обстоятельства, которые обычно подталкивают человека к осознанию проблемы: Какие именно ощутимые нужды или проблемы возникли Чем вызвано их возникновение Каким образом вывели они человека на конкретный товар
-
Поиск информации
Необходимо выявить источники информации, которыми пользуются потребители, и их сравнительную информационную ценность: Личные Коммерческие Общедоступные Источник эмпирического опыта
-
Оценка вариантов
Товар – определенный набор свойств
-
Товар – определенный набор свойств Разные весовые показатели значимости свойствам, которые являются актуальными для того или иного потребителя
-
Товар – определенный набор свойств Разные весовые показатели значимости свойствам, которые являются актуальными для того или иного потребителя Набор убеждений о марках, когда каждая марка характеризуется степенью присутствия в ней отдельных свойств
-
Товар – определенный набор свойств Разные весовые показатели значимости свойствам, которые являются актуальными для того или иного потребителя Набор убеждений о марках, когда каждая марка характеризуется степенью присутствия в ней отдельных свойств Каждому свойству потребитель приписывает функцию полезности
-
Товар – определенный набор свойств Разные весовые показатели значимости свойствам, которые являются актуальными для того или иного потребителя Набор убеждений о марках, когда каждая марка характеризуется степенью присутствия в ней отдельных свойств Каждому свойству потребитель приписывает функцию полезности Отношение к марочным альтернативам складывается в результате проведенной потребителем оценки
-
Решение о покупке
После возникновения намерения принятию решения о покупке могут помешать следующие факторы: Отношения других людей Непредвиденные факторы
-
Реакция на покупку
Удовлетворение покупкой зависит от соотношения между ожиданиями потребителя и воспринимаемыми эксплуатационными свойствами товара
-
Действие после покупки
Последующее поведение потребителей зависит от удовлетворения или неудовлетворения покупкой
-
Конечная судьба купленного товара
Важно знать, каким образом потребители пользуются товарами, как избавляются от них
-
Пример
Ваш знакомый собирается купить новую машину. Он предпочитает иностранные марки и выбрал Ford, Toyota и Volvo. Машина должна иметь следующие характеристики: экономичность, высокое качество и вместительность салона. В процентном отношении они оцениваются 0,5; 0,3 и 0,2 соответственно.
-
По 10-бальной оценочной шкале марки получили следующие баллы
-
Шансы какой из этих машин быть купленной представляются вам наибольшими? А наименьшими?
-
Решение
-
-
Сегментация и выбор целевого рынка
-
Сегментирование рынка – маркетинговая деятельность компании, направленная на наиболее точный выбор целевого рынка Разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга
-
Сегмент – группа потребителей с одинаковыми потребностями, характеристиками и поведением
-
Принципы отбора сегментов
Географический Демографический Психографический (общественный класс, тип личности, образ жизни) Поведенческий (поводы для совершения покупки, искомые выгоды, степень готовности покупателя к восприятию товара)
-
Сегмент должен обладать следующими свойствами
Измеряемость Размер Доступность Отличительные черты Активность
-
Задание 1
Заполните таблицу, используя приведенные составляющие: возраст, размер семьи, стиль жизни, степень нуждаемости в продукте, регион, плотность населения, пол, профессия, личные качества, численность населения, уровень доходов, климат, город или сельская местность, поиск выгод при покупке изделия.
-
Задание 2
Разработайте возможно более полный перечень признаков сегментирования потребителей, которые целесообразно учитывать для успешного бизнеса: Производителю косметических средств по уходу за волосами Фабрике по пошиву верхней одежды
-
Варианты стратегии охвата рынка
-
Факторы, которые необходимо учитывать
Ресурсы фирмы Степень однородности продукции Этап жизненного цикла товара Степень однородности рынка Маркетинговые стратегии конкурентов
-
Позиционирование – определение места конкретного товара по отношению к товарам конкурентов в сознании потребителей
-
Позиционирование – определение места конкретного товара по отношению к товарам конкурентов в сознании потребителей Позиционирование предполагает работу с сознанием потенциальных потребителей и работу с товаром
-
Этапы позиционирования
-
Определение фирм, их товаров и марок, которые относятся к данному сегменту
-
Определение фирм, их товаров и марок, которые относятся к данному сегменту Выбор критериев позиционирования
-
Определение фирм, их товаров и марок, которые относятся к данному сегменту Выбор критериев позиционирования Определение показателей по выбранным критериям
-
Определение фирм, их товаров и марок, которые относятся к данному сегменту Выбор критериев позиционирования Определение показателей по выбранным критериям Составление схем позиционирования и карт восприятия
-
Определение фирм, их товаров и марок, которые относятся к данному сегменту Выбор критериев позиционирования Определение показателей по выбранным критериям Составление схем позиционирования и карт восприятия Определение стратегии позиционирования
-
Определение фирм, их товаров и марок, которые относятся к данному сегменту Выбор критериев позиционирования Определение показателей по выбранным критериям Составление схем позиционирования и карт восприятия Определение стратегии позиционирования Выбор типа позиционирования
-
Условия правильного выбора позиционирования
-
Иметь хорошее понимание позиции, реально занимаемой предприятием (маркой) в сознании покупателей
-
Иметь хорошее понимание позиции, реально занимаемой предприятием (маркой) в сознании покупателей Знать позиционировании конкурирующих предприятий (марок)
-
Иметь хорошее понимание позиции, реально занимаемой предприятием (маркой) в сознании покупателей Знать позиционировании конкурирующих предприятий (марок) Выбрать собственную позицию и убедительные аргументы для ее обоснования
-
Иметь хорошее понимание позиции, реально занимаемой предприятием (маркой) в сознании покупателей Знать позиционировании конкурирующих предприятий (марок) Выбрать собственную позицию и убедительные аргументы для ее обоснования Оценить потенциальную рентабельность выбираемой позиции
-
Иметь хорошее понимание позиции, реально занимаемой предприятием (маркой) в сознании покупателей Знать позиционировании конкурирующих предприятий (марок) Выбрать собственную позицию и убедительные аргументы для ее обоснования Оценить потенциальную рентабельность выбираемой позиции Иметь возможность провести выбранное позиционирование
-
Иметь хорошее понимание позиции, реально занимаемой предприятием (маркой) в сознании покупателей Знать позиционировании конкурирующих предприятий (марок) Выбрать собственную позицию и убедительные аргументы для ее обоснования Оценить потенциальную рентабельность выбираемой позиции Иметь возможность провести выбранное позиционирование Оценить достаточно ли ресурсов, чтобы занять и защитить выбранную позицию
-
Иметь хорошее понимание позиции, реально занимаемой предприятием (маркой) в сознании покупателей Знать позиционировании конкурирующих предприятий (марок) Выбрать собственную позицию и убедительные аргументы для ее обоснования Оценить потенциальную рентабельность выбираемой позиции Иметь возможность провести выбранное позиционирование Оценить достаточно ли ресурсов, чтобы занять и защитить выбранную позицию Убедиться в согласованности выбранного позиционирования с другими маркетинговыми факторами – ценой, коммуникацией и сбытом
-
Ошибки позиционирования
Недопозиционирование. Некоторые компании осознают, что покупатели имеют смутное представление об их торговой марке, не имеют связанных с ней устойчивых ассоциаций, когда марка рассматривается лишь как одна из многих.
-
Недопозиционирование Сверхпозиционирование. Покупатели могут иметь слишком узкие представления о марке.
-
Недопозиционирование Сверхпозиционирование Расплывчатое позиционирование. У потребителей может сложиться нечеткий образ марки потому, что поставщик делает слишком много заявлений о свойствах продукта или слишком часто изменяет стратегию позиционирования.
-
Недопозиционирование Сверхпозиционирование Расплывчатое позиционирование Сомнительное позиционирование. Иногда потребители с трудом верят в заявления о высоких качествах продукта в свете его реальных характеристик, цены или репутации производителя.
-
Дифференцирование – процесс разработки ряда существенных особенностей продукта, призванных отличить его от товаров-конкурентов
-
Направления дифференцирования
По продукту (форма, свойства, эффективность использования, комфортность, долговечность, надежность, ремонтопригодность, стилистические решения и дизайн)
-
По продукту По услугам (простота оформления заказа, доставка, установка, обучение и консультирование потребителей, обслуживание и ремонт)
-
По продукту По услугам По персоналу (компетентность, обходительность, надежность, самостоятельность, быстрая реакция, коммуникабельность)
-
По продукту По услугам По персоналу По маркетинговым каналам (охватываемые территории, эффективность и профессионализм сотрудников на местах)
-
По продукту По услугам По персоналу По маркетинговым каналам По имиджу (символы, СМИ, аудио- и видеоролики, атмосфера и поведение компании)
-
Задание 3
Разработайте варианты позиционирования новых товаров, планируемых к выводу на рынок: Жевательная резинка Журнал для женщин (мужчин) Прохладительные напитки Какие атрибуты позиционирования уже используются существующими производителями? Обоснуйте, почему предложенные вами варианты смогут конкурировать с позицией существующих на этих рынках фирм?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.