Содержание
-
ТЕМА 11 УЧЕТ ИНФЛЯЦИИ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Показатели, описывающие инфляцию. Виды влияния инфляции. Отражение инфляции в расчетах эффективности.
-
1. Показатели, описывающие инфляцию.
Инфляция - это повышение общего (среднего) уровня цен в экономике или на данный вид ресурса, продукции, услуг, труда. Существует риск обесценения активов или доходов в результате инфляционного роста цен Вследствие начисления процентов происходит увеличение денежных сумм, но их стоимость под влиянием инфляции уменьшается. Формула для исчисления наращенной суммы с учетом влияния инфляции, принимает вид: α – уровень инфляции (темп инфляции) - изменение общего уровня цен, выраженное в процентах.
-
В процессе оценки инфляции используются два основных показателя:
индекс инфляции Iи показывает во сколько раз выросли цены за рассматриваемый период. Это темп роста. Индекс инфляции вычисляется : темп инфляции α показывает на сколько процентов в среднем выросли цены за рассматриваемый период. Это темп прироста. Уровень (темп) инфляции: S – это сумма денег, для которой рассматривается покупательная способность при отсутствии инфляции. Sα - это сумма денег, покупательная способность которой с учетом инфляции равна покупательной способности суммы S при отсутствии инфляции, т.е. один и тот же набор товаров можно купить на суммы S (при отсутствии инфляции) и Sα (с учетом инфляции). Sα > S. ∆S – разность между Sα и S.
-
Выделяют несколько основных показателей инфляции:
1. Индекс-дефляторвалового внутреннего продукта (ВВП), т.е. индекс изменения цен в среднем по всей экономике в целом где номинальный ВВП измеряется в текущих ценах, реальный ВВП – измеряется в постоянных ценах (ценах базисного года). Индекс-дефлятор ВВП рассматривается как показатель, наилучшим образом отражающий динамику общего уровня цен. От других индексов цен его отличает прежде всего широта охвата товаров и услуг. Он отражает изменение цен всех конечных товаров и услуг, как потребительских, так и инвестиционных.
-
2. Индекс потребительских цен (ИПЦ), основное назначение которого состоит в установлении величины изменения во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного использования. Оценка изменения общего уровня потребительских цен при этом осуществляется путем сопоставления стоимости фиксированного набора товаров и услуг, называемого потребительской корзиной. ИПЦ определяется как средневзвешенный индекс цен по «корзине» потребительских товаров и услуг, взвешенный по структуре приобретения этих товаров и услуг типичным потребителем данной страны. ИПЦ
-
3. Индекс оптовых цен (ИОЦ),отображающий динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке ИЦР = 4. Индекс изменения цен ресурса (ИЦР), отображающий динамику цен на ресурсы ИОЦ =
-
2. Виды влияние инфляции
Инфляция во многих случаях существенно влияет на : величину эффективности проекта, условия финансовой реализуемости, потребность в финансировании , эффективность участия в проекте собственного капитала. Это влияние особенно заметно для проектов с растянутым во времени инвестиционным циклом или (и) требующих значительной доли заемных средств, или (и) реализуемых с одновременным использованием нескольких валют. Поэтому при оценке эффективности инфляцию следует учитывать. Помимо этого, инфляция должна учитываться при исследовании влияния на реализуемость и эффективность проектов неопределенности и риска.
-
Для практического расчета полезно следующим образом классифицировать виды влияния инфляции:
1. влияние на ценовые показатели; 2. влияние на потребность в финансировании; 3. влияние на потребность в оборотном капитале. Первый вид влияния инфляции практически зависит не от ее величины, а только от значений коэффициентов неоднородности и от внутренней инфляции иностранной валюты. Второй вид влияния зависит от неравномерности инфляции (ее изменения во времени). Наименее выгодной для проекта является ситуация, при которой в начале проекта существует высокая инфляция (и, следовательно, заемный капитал берется под высокий кредитный процент), а затем она падает. Третий вид влияния инфляции зависит как от ее неоднородности, так и от уровня. По отношению к этому виду влияния все проекты делятся на две категории (в основном в зависимости от соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей). Эффективность проектов первой категории с ростом инфляции падает, а второй – растет.
-
3. Отражение инфляции в расчетах эффективности Для отражения инфляции используются следующие показатели: базисный общий индекс инфляции (GJm) цепной общий индекс инфляции (Jm) темп общей инфляции (im) средний базисный индекс инфляции (MJm) базисныйобщий индекс инфляции за период от начальной точки (точки 0 - в качестве такой точки можно принять момент разработки проектной документации, начало или конец нулевого шага, момент приведения t0 - начало нулевого шага или иной момент) до конца шага m расчета (GJm). Он отражает отношение среднего уровня цен в конце шага m к среднему уровню цен в начальный момент времени. Если в качестве начальной точки принят конец нулевого шага, GJ0 = 1; 2) цепной общий индекс инфляции за шаг m (Jm) , который отражает отношение среднего уровня цен в конце шага m к среднему уровню цен в конце шага m-1. Если в качестве начальной точки принято начало нулевого шага, GJ0 = J0;
-
3) темп (уровень, норма) общей инфляции за шаг m (im) , который обычно выражается в процентах в год (или в месяц); im=(Jm-1)×100% Инфляция называется равномерной, если темп общей инфляции im не зависит от времени (при дискретном расчете - от номера шага m). 4) средний базисный индекс инфляции на m-м шаге (MJm) , отражающий отношение среднего уровня цен в середине шага m к среднему уровню цен в начальный момент. Оценить инвестиционный проект с учетом инфляции означает включить фактор обесценения денег на тех шагах, где он проявляется, в расчеты тех параметров, которые используются при расчете экономической эффективности проекта.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.