Содержание
-
Тема 5. Влияние функционального состояния мозга на возникновение трудностей при обучении детей младшего школьного возраста
Психофизиология детей и подростков
-
Выделяются 3 типа процессов в составе любой деятельности:
1. Процессы приема, переработки и хранения информации (чувствительность, восприятие, память). 2. Процессы исполнения деятельности (движения речевые и неречевые). 3. Процессы управления и регуляции деятельности (процессы энергетической, эмоциональной и произвольной регуляции).
-
-
I. Процессы регуляции поведения и деятельности
Это процессы, которые влияют на то как будет протекать деятельность и будет ли протекать вообще, на различные ее характеристики. Мозговым субстратом этих процессов являются так называемые регуляторные системы мозга. В настоящее время можно говорить по крайней мере о трех регуляторных мозговых системах: - Системе неспецифической активации нижних отделов ствола головного мозга. -Лимбической системе эмоциональной регуляции. -Фронто-таламической регуляторной системе.
-
-
Система неспецифической активации нижних отделов ствола головного мозга
Включает ретикулярную формацию ствола головного мозга и ее связи с корой головного мозга. Обеспечивает общую активацию и поддержание ее устойчивого уровня, регулирует состояния сна и бодрствования, а также нейродинамические характеристики деятельности, такие как: -темп; -интенсивность; -стабильность; -ритмичность и т.д.
-
-
Лимбическая система эмоциональной регуляции поведения
Играет существенную роль в обеспечении и поддержании мотивации, адекватного эмоционального фона.
-
-
Фронто-таламическая регуляторная система мозга
включает префронтальные отделы коры, медиодорзальное ядро таламуса и связи между ними. Обеспечивает возможность программирования, избирательной регуляции и контроля за осуществлением деятельности.
-
Функции фронто-таламической системы:
-Торможение импульсивных реакций; -Переключение с одного элемента действия на другой; -Переключение с одной программы деятельности на другую; -Устойчивое удержание программы в условиях шума; -Усвоение алгоритмов деятельности; -Создание плана (стратегии деятельности); -Контроль за выполнением своих действий; -Рабочая память; -Произвольное (эндогенное) внимание.
-
Роль фронто-таламической регуляторной системы (ФТС) в развитии познавательной деятельности
ФТС – система, включающая префронтальные отделы коры головного мозга, медиодорзальные ядра таламуса и связи между ними. Эта система созревает достаточно поздно в онтогенезе (МД – к 7 годам, ПФК – примерно к 16). Основная физиологическая функция ФТС – избирательная активация корковых областей в соответствии с поставленной задачей. До 6-7-летнего возраста незрелость корково-подкорковых взаимодействий в ФТС является нормальной и встречается у большинства здоровых детей. К 6-7 годам электрофизиологические признаки незрелости этой системы у нормально развивающихся детей исчезают. На уровне реализации психических функций ФТС отвечает за возможности произвольной регуляции деятельности. Незрелость ФТС в 7-8 лет приводит к дефициту этих процессов.
-
При незрелости ФТС у ребенка несовершенными оказываются процессы программирования, избирательной регуляции и контроля, что проявляется в виде:
1) Нарушения процессов избирательной регуляции действий: импульсивных реакций, трудностей переключения с одного элемента действия на другой и с одного способа действия на другой, снижения устойчивости программы деятельности под влиянием любых внешних и внутренних воздействий; Импульсивность и инертность могут проявляться в самых разных видах деятельности: при запоминании информации, при восприятии и так далее.
-
-
При обучении это часто проявляется в виде: -«Случайных», «глупых», «невнимательных» ошибок; -Не соблюдения правил при письме (пишу как слышу); -Угадывающего чтения. -Персевераций или антиципаций букв (убул вместо убил), повторов слов при письме;
-
-Прямого переноса предыдущего способа действия (по аналогии) на новое задание. Например, если ребенок решил 3 примера на сложение, а в четвертом надо вычитать, он может по инерции снова сложить. В поведении это может проявляться в виде: -гиперактивности с дефицитом внимания, когда гиперактивность является результатом импульсивных реакций, повышенной откликаемости ребенка; -нарушения правил поведения при их знании: выкриков с места, например; -восприятия в первую очередь эмоционального содержания сообщения, а не его познавательного смысла; -сужения сферы интересов, компьютерной и телевизионной зависимости;
-
2) В виде трудностей планирования деятельности:
-ошибок усвоения программы действий; -трудностей создания стратегии деятельности при решении задач, не имеющих однозначного способа решения; При обучении это может проявляться в виде: -трудностей усвоения с первого раза инструкций, необходимости в более подробных, развернутых, повторных разъяснениях; -пропуске при выполнении задания отдельных шагов, элементов программы, например, невыполнении части действий в примере, где этих действий несколько; -неаккуратности, нарушений геометрических характеристик почерка; -трудностях построения плана действия, что особенно отчетливо видно при решении задач и при пересказе текста.
-
-
-
-
-
-
3) В виде трудностей контроля за собственным выполнением
При обучении это может проявляться в том, что ребенок не замечает и не исправляет допущенные ошибки. Часто даже при указании на наличие ошибки, ребенок оказывается неспособным ее найти. В более «мягком» варианте, ребенок замечает и исправляет свои ошибки после того как их совершил, из-за чего возникает грязь в тетради. Незрелость ФТС также проявляется в трудностях усвоения и использования знаковых систем и способов опосредования действий. В результате речь не исполняет свою регулирующую функцию.
-
1. Дети с НФТС недостаточно хорошо принимают помощь со стороны взрослого, не могут ей воспользоваться по назначению. 2. Попытки их самостоятельной речевой регуляции действий могут приводить не к улучшению, а к ухудшению выполнения за счет неустойчивости основной программы. У детей с НФТС существуют и другие особенности освоения системы языка. За словом у них не стоит прочная и постоянная система смысловых, иерархически организованных связей. Предметы и явления имеющие пересечение признаков и называющиеся по-разному, этими детьми могут называться одинаково. Один и тот же предмет в разных ситуациях – по-разному.
-
Рисунки детей с НФТС
отличаются схематичностью, бедностью существенными для узнавания деталями, высокой степенью отклонений от инструкции (вместо предметов дети рисуют, например, геометрические фигуры).
-
-
-
-
-
-
-
Особенности развития детей с НФТС
«Невнимание» к существенным деталям может проявляться и в выражении детьми с НФТС своих собственных мыслей, затрудняя, в свою очередь, понимание их речи другими. К 9-10 годам все эти процессы у детей с незрелостью ФТС проходят через период значительного улучшения, по-видимому, за счет созревания корково-подкорковых связей и усиления контроля коры. Одновременно, в норме, в этот период происходит ухудшение произвольной регуляции деятельности в результате перестройки функциональной системы и осуществляется переход управления на уровень префронтальной коры.
-
в 9- 10 лет дети с незрелостью ФТС и в норме практически не отличаются по состоянию этих процессов. 9-10 лет является критическим этапом в созревании фронто-таламической регуляторной системы. В этом возрасте незрелость может исчезнуть, а может и сохраниться. Это во многом зависит от выраженности первоначальных изменений.
-
Состояние познавательных процессов у детей с незрелостью системы неспецифической активации (СНА)
СНА обеспечивает поддержание общего уровня тонуса и бодрствования, оказывает неспецифическое активирующее воздействие на кору головного мозга. Ее основным мозговым субстратом является ретикулярная формация ствола головного мозга. Электрофизиологические признаки незрелости этой системы также, как и фронто-таламической системы, в норме выявляются до 6-7-летнего возраста и затем исчезают.
-
Если этого не происходит, как мы уже видели, произвольная регуляция деятельности и сложные интегративные процессы могут развиваться в соответствии с возрастом. В то же время у этих детей наблюдается снижение нейродинамических показателей деятельности: повышенная истощаемость, колебания работоспособности и эффективности деятельности, метеозависимость, неустойчивость к стрессам. Также одной из особенностей части этих детей являются трудности формирования двигательных функций.
-
При обучении это может проявляться в виде:
-трудностей выдерживания длительной нагрузки. Ребенок работает 10-15 минут эффективно, затем наступает утомление и его работоспособность снижается. Также могут отмечаться колебания работоспособности; - появления ошибок, эмоциональной расторможенности ближе к середине или концу выполнения задания, урока; -гиперактивности, двигательной расторможенности. Часто такие проявления выполняют компенсаторную функцию; -колебаниях темпа деятельности; -нарушений позы и почерка, усиленного нажима, снижения точности движений, быстрого утомления руки при письме, трудностей безотрывного письма.
-
Особенности процессов обработки информации у детей с НСНА
-употребление низкочастотной лексики. Пример: В.Д., 7 лет, называние предметов: лампа – «торшер», чайник – «самовар»; -трудности узнавания, которые выявляются в сенсибилизированных условиях. Так, при опознании незаконченных изображений эти дети вообще не узнают те из них, при опознании которых вся выборка испытывает затруднения; -трудности запоминания в условиях шума: информация, похожая на только что запомненную, стирает ее. У детей с НСНА достоверно чаще, чем у других отмечаются трудности актуализации координатных представлений, в том числе, инверсии при копировании, инверсии направления восприятия.
-
При обучении это может проявляться в виде:
-ошибок зеркальности при письме, трудностей различения близких по пространственному расположению букв (например, б-д); -трудностей чтения, когда ребенок переставляет местами буквы в слове, прочитывает короткие слова наоборот, начинает чтение слова не с первой буквы; -слияния слов с предлогами пространственного отношения при письме; -ошибок при математических вычислениях, когда ребенок путает действия сложения и вычитания, при вычитании с переходом через десяток не отнимает «хвостик» от круглого числа, а прибавляет. Например 25-7=22, 7 это 5 и 2, 25-5=20, и еще 2 – 22.
-
Литература:
Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Онтогенетические исследования. Л.: Наука, 1985. С.6—20, 111—126. Дубровинская Н.В., Мачинская Р.И., Кулаковский Ю.В. Динамический характер и возрастная обусловленность функциональной организации мозга при внимании // Журн. высш. нервн. деят. им. И.П.Павлова. 1997. Т. 47. № 2. С. 196—208. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. М.: Владос, 2000. 144 с. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. С.-Пб.: Питер. 2001. 464 с. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1988. 182 с. Фарбер Д.А. Особенности функциональной организации мозга детей с разной стратегией познавательной деятельности // Альманах Новые исследования. 2001. № 1. С. 2-10.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.