Презентация на тему "Тема 5. Влияние функционального состояния мозга на возникновение трудностей при обучении детей младшего школьного возраста"

Презентация: Тема 5. Влияние функционального состояния мозга на возникновение трудностей при обучении детей младшего школьного возраста
Включить эффекты
1 из 39
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Тема 5. Влияние функционального состояния мозга на возникновение трудностей при обучении детей младшего школьного возраста". Содержит 39 слайдов. Скачать файл 4.17 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    39
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Тема 5. Влияние функционального состояния мозга на возникновение трудностей при обучении детей младшего школьного возраста
    Слайд 1

    Тема 5. Влияние функционального состояния мозга на возникновение трудностей при обучении детей младшего школьного возраста

    Психофизиология детей и подростков

  • Слайд 2

    Выделяются 3 типа процессов в составе любой деятельности:

    1. Процессы приема, переработки и хранения информации (чувствительность, восприятие, память). 2. Процессы исполнения деятельности (движения речевые и неречевые). 3. Процессы управления и регуляции деятельности (процессы энергетической, эмоциональной и произвольной регуляции).

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    I. Процессы регуляции поведения и деятельности

    Это процессы, которые влияют на то как будет протекать деятельность и будет ли протекать вообще, на различные ее характеристики. Мозговым субстратом этих процессов являются так называемые регуляторные системы мозга. В настоящее время можно говорить по крайней мере о трех регуляторных мозговых системах: - Системе неспецифической активации нижних отделов ствола головного мозга. -Лимбической системе эмоциональной регуляции. -Фронто-таламической регуляторной системе.

  • Слайд 5
  • Слайд 6

    Система неспецифической активации нижних отделов ствола головного мозга

    Включает ретикулярную формацию ствола головного мозга и ее связи с корой головного мозга. Обеспечивает общую активацию и поддержание ее устойчивого уровня, регулирует состояния сна и бодрствования, а также нейродинамические характеристики деятельности, такие как: -темп; -интенсивность; -стабильность; -ритмичность и т.д.

  • Слайд 7
  • Слайд 8

    Лимбическая система эмоциональной регуляции поведения

    Играет существенную роль в обеспечении и поддержании мотивации, адекватного эмоционального фона.

  • Слайд 9
  • Слайд 10

    Фронто-таламическая регуляторная система мозга

    включает префронтальные отделы коры, медиодорзальное ядро таламуса и связи между ними. Обеспечивает возможность программирования, избирательной регуляции и контроля за осуществлением деятельности.

  • Слайд 11

    Функции фронто-таламической системы:

    -Торможение импульсивных реакций; -Переключение с одного элемента действия на другой; -Переключение с одной программы деятельности на другую; -Устойчивое удержание программы в условиях шума; -Усвоение алгоритмов деятельности; -Создание плана (стратегии деятельности); -Контроль за выполнением своих действий; -Рабочая память; -Произвольное (эндогенное) внимание.

  • Слайд 12

    Роль фронто-таламической регуляторной системы (ФТС) в развитии познавательной деятельности

    ФТС – система, включающая префронтальные отделы коры головного мозга, медиодорзальные ядра таламуса и связи между ними. Эта система созревает достаточно поздно в онтогенезе (МД – к 7 годам, ПФК – примерно к 16). Основная физиологическая функция ФТС – избирательная активация корковых областей в соответствии с поставленной задачей. До 6-7-летнего возраста незрелость корково-подкорковых взаимодействий в ФТС является нормальной и встречается у большинства здоровых детей. К 6-7 годам электрофизиологические признаки незрелости этой системы у нормально развивающихся детей исчезают. На уровне реализации психических функций ФТС отвечает за возможности произвольной регуляции деятельности. Незрелость ФТС в 7-8 лет приводит к дефициту этих процессов.

  • Слайд 13

    При незрелости ФТС у ребенка несовершенными оказываются процессы программирования, избирательной регуляции и контроля, что проявляется в виде:

    1) Нарушения процессов избирательной регуляции действий: импульсивных реакций, трудностей переключения с одного элемента действия на другой и с одного способа действия на другой, снижения устойчивости программы деятельности под влиянием любых внешних и внутренних воздействий; Импульсивность и инертность могут проявляться в самых разных видах деятельности: при запоминании информации, при восприятии и так далее.

  • Слайд 14
  • Слайд 15

    При обучении это часто проявляется в виде: -«Случайных», «глупых», «невнимательных» ошибок; -Не соблюдения правил при письме (пишу как слышу); -Угадывающего чтения. -Персевераций или антиципаций букв (убул вместо убил), повторов слов при письме;

  • Слайд 16

    -Прямого переноса предыдущего способа действия (по аналогии) на новое задание. Например, если ребенок решил 3 примера на сложение, а в четвертом надо вычитать, он может по инерции снова сложить. В поведении это может проявляться в виде: -гиперактивности с дефицитом внимания, когда гиперактивность является результатом импульсивных реакций, повышенной откликаемости ребенка; -нарушения правил поведения при их знании: выкриков с места, например; -восприятия в первую очередь эмоционального содержания сообщения, а не его познавательного смысла; -сужения сферы интересов, компьютерной и телевизионной зависимости;

  • Слайд 17

    2) В виде трудностей планирования деятельности:

    -ошибок усвоения программы действий; -трудностей создания стратегии деятельности при решении задач, не имеющих однозначного способа решения; При обучении это может проявляться в виде: -трудностей усвоения с первого раза инструкций, необходимости в более подробных, развернутых, повторных разъяснениях; -пропуске при выполнении задания отдельных шагов, элементов программы, например, невыполнении части действий в примере, где этих действий несколько; -неаккуратности, нарушений геометрических характеристик почерка; -трудностях построения плана действия, что особенно отчетливо видно при решении задач и при пересказе текста.

  • Слайд 18
  • Слайд 19
  • Слайд 20
  • Слайд 21
  • Слайд 22
  • Слайд 23

    3) В виде трудностей контроля за собственным выполнением

    При обучении это может проявляться в том, что ребенок не замечает и не исправляет допущенные ошибки. Часто даже при указании на наличие ошибки, ребенок оказывается неспособным ее найти. В более «мягком» варианте, ребенок замечает и исправляет свои ошибки после того как их совершил, из-за чего возникает грязь в тетради. Незрелость ФТС также проявляется в трудностях усвоения и использования знаковых систем и способов опосредования действий. В результате речь не исполняет свою регулирующую функцию.

  • Слайд 24

    1. Дети с НФТС недостаточно хорошо принимают помощь со стороны взрослого, не могут ей воспользоваться по назначению. 2. Попытки их самостоятельной речевой регуляции действий могут приводить не к улучшению, а к ухудшению выполнения за счет неустойчивости основной программы. У детей с НФТС существуют и другие особенности освоения системы языка. За словом у них не стоит прочная и постоянная система смысловых, иерархически организованных связей. Предметы и явления имеющие пересечение признаков и называющиеся по-разному, этими детьми могут называться одинаково. Один и тот же предмет в разных ситуациях – по-разному.

  • Слайд 25

    Рисунки детей с НФТС

    отличаются схематичностью, бедностью существенными для узнавания деталями, высокой степенью отклонений от инструкции (вместо предметов дети рисуют, например, геометрические фигуры).

  • Слайд 26
  • Слайд 27
  • Слайд 28
  • Слайд 29
  • Слайд 30
  • Слайд 31
  • Слайд 32

    Особенности развития детей с НФТС

    «Невнимание» к существенным деталям может проявляться и в выражении детьми с НФТС своих собственных мыслей, затрудняя, в свою очередь, понимание их речи другими. К 9-10 годам все эти процессы у детей с незрелостью ФТС проходят через период значительного улучшения, по-видимому, за счет созревания корково-подкорковых связей и усиления контроля коры. Одновременно, в норме, в этот период происходит ухудшение произвольной регуляции деятельности в результате перестройки функциональной системы и осуществляется переход управления на уровень префронтальной коры.

  • Слайд 33

    в 9- 10 лет дети с незрелостью ФТС и в норме практически не отличаются по состоянию этих процессов. 9-10 лет является критическим этапом в созревании фронто-таламической регуляторной системы. В этом возрасте незрелость может исчезнуть, а может и сохраниться. Это во многом зависит от выраженности первоначальных изменений.

  • Слайд 34

    Состояние познавательных процессов у детей с незрелостью системы неспецифической активации (СНА)

    СНА обеспечивает поддержание общего уровня тонуса и бодрствования, оказывает неспецифическое активирующее воздействие на кору головного мозга. Ее основным мозговым субстратом является ретикулярная формация ствола головного мозга. Электрофизиологические признаки незрелости этой системы также, как и фронто-таламической системы, в норме выявляются до 6-7-летнего возраста и затем исчезают.

  • Слайд 35

    Если этого не происходит, как мы уже видели, произвольная регуляция деятельности и сложные интегративные процессы могут развиваться в соответствии с возрастом. В то же время у этих детей наблюдается снижение нейродинамических показателей деятельности: повышенная истощаемость, колебания работоспособности и эффективности деятельности, метеозависимость, неустойчивость к стрессам. Также одной из особенностей части этих детей являются трудности формирования двигательных функций.

  • Слайд 36

    При обучении это может проявляться в виде:

    -трудностей выдерживания длительной нагрузки. Ребенок работает 10-15 минут эффективно, затем наступает утомление и его работоспособность снижается. Также могут отмечаться колебания работоспособности; - появления ошибок, эмоциональной расторможенности ближе к середине или концу выполнения задания, урока; -гиперактивности, двигательной расторможенности. Часто такие проявления выполняют компенсаторную функцию; -колебаниях темпа деятельности; -нарушений позы и почерка, усиленного нажима, снижения точности движений, быстрого утомления руки при письме, трудностей безотрывного письма.

  • Слайд 37

    Особенности процессов обработки информации у детей с НСНА

    -употребление низкочастотной лексики. Пример: В.Д., 7 лет, называние предметов: лампа – «торшер», чайник – «самовар»; -трудности узнавания, которые выявляются в сенсибилизированных условиях. Так, при опознании незаконченных изображений эти дети вообще не узнают те из них, при опознании которых вся выборка испытывает затруднения; -трудности запоминания в условиях шума: информация, похожая на только что запомненную, стирает ее. У детей с НСНА достоверно чаще, чем у других отмечаются трудности актуализации координатных представлений, в том числе, инверсии при копировании, инверсии направления восприятия.

  • Слайд 38

    При обучении это может проявляться в виде:

    -ошибок зеркальности при письме, трудностей различения близких по пространственному расположению букв (например, б-д); -трудностей чтения, когда ребенок переставляет местами буквы в слове, прочитывает короткие слова наоборот, начинает чтение слова не с первой буквы; -слияния слов с предлогами пространственного отношения при письме; -ошибок при математических вычислениях, когда ребенок путает действия сложения и вычитания, при вычитании с переходом через десяток не отнимает «хвостик» от круглого числа, а прибавляет. Например 25-7=22, 7 это 5 и 2, 25-5=20, и еще 2 – 22.

  • Слайд 39

    Литература:

    Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Онтогенетические исследования. Л.: Наука, 1985. С.6—20, 111—126. Дубровинская Н.В., Мачинская Р.И., Кулаковский Ю.В. Динамический характер и возрастная обусловленность функциональной организации мозга при внимании // Журн. высш. нервн. деят. им. И.П.Павлова. 1997. Т. 47. № 2. С. 196—208. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. М.: Владос, 2000. 144 с. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. С.-Пб.: Питер. 2001. 464 с. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1988. 182 с. Фарбер Д.А. Особенности функциональной организации мозга детей с разной стратегией познавательной деятельности // Альманах Новые исследования. 2001. № 1. С. 2-10.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке