Содержание
-
Тема 8. Пенитенциарная социология. Наказание как социальная практика.
-
План 1. Механизмы социального контроля преступного поведения. Социальный институт суда. 2. Тюрьма в системе социального контроля. Список рекомендованной литературы: ГидденсЭ. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 480 с. (Серия «Учебники «Феникса») [Электронный ресурс] — Режим доступу : http://sociolog.in.ua/view_book.php?id=1507 Лапаева В.В. Социология права / Под ред. акад. РАН В.С. Нерсесянца. М., 2000. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда : Социол. этюд об основных формах обществ. поведения и морали : К 110-й годовщине со дня рождения / Питирим Сорокин; Подгот. В. В. Сапов. — СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 1999. — 446 с. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы [Электронный ресурс] — Режим доступу : - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Fuko_Tyrm/index.php
-
Социология наказания поднимает базовые вопросы о способах организации и отправлении властных полномочий государства в сфере наказания правонарушителей. Ее главной задачей является исследование взаимосвязей между наказанием и обществом, попытка понять, как функционирует социальный институт наказания, и выявить его роль в общественной жизни в целом.
-
1. Механизмы социального контроля преступного поведения. Правопорядок поддерживается благодаря постоянным усилиям общества и государства по предотвращению попыток нарушить его. Наказаниевыступает как реактивная форма социального поведения индивида, группы, общества, государства в ответ на действия кем-либо норм религиозного, нравственного и правового характера. Наказание выражается в виде соответствующих регулятивно-репрессивных санкций. В условиях, когда религиозных и нравственных санкций оказывается недостаточно, общество и государство обращаются к уголовно-правовым средствам, чтобы с их помощью восстановить попранную правонарушителем (преступником) справедливость. Социальный контроль за преступностью осуществляется по трем основным направлениям: профилактическому(нравственно-правовое воспитание и профилактические мероприятия); репрессивно-карательному(практика исполнения уголовных наказаний); реабилитационному(практика мер по ресоциализации лиц, отбывших наказание).
-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НАКАЗАНИЯ за уголовные преступления воздаяние, предполагавшее активную роль общества (государства и в первую очередь специального аппарата правосудия) в наказании преступника; месть, когда преступник нес наказание от лица жертвы или его родственников; возмездие, заключавшееся в метафизической каре со стороны высших сил. В современной естественно-правовой трактовке наказание призвано служить не только торжеству права и справедливости вообще, но и самому наказываемому преступнику как правовому субъекту, заинтересованному в существовании справедливости не менее, чем его судьи. Процедура судопроизводства и вынесения приговора, а также практика цивилизованного (если таковое налицо) исполнения наказания свидетельствуют, что общество и государство продолжают смотреть на преступника как на разумное, социальное существо, по-прежнему представляющее для них ценность.
-
ТЕОРИИ НАКАЗАНИЯ Консеквенциалистские Деонтологистские о благе или неправомерности того или иного поступка или практики можно судить исключительно исходя из всего комплекса последствий, вытекающих из этого проступка или практики. оценка правильности или неправильности поведения в зависимости от характера самого поведения, а не от результатов данного поведения лгать в данном случае неправильно из-за негативных последствий данной лжи, хотя он же может сказать, что определенные предсказуемые последствия могли бы сделать данную ложь приемлемой ложь всегда плоха, вне зависимости от любых потенциально «хороших» следствий, которые могут за ней последовать «Натуралистические» фокусируется на характере субъекта больше, чем на сути последствий действия (или бездействия) непосредственно важен не каждый конкретный случай лжи, а важно, в каком контексте было принято решение лгать или не лгать, и что это говорит о характере данного человека
-
Консеквенциалистская трактовка Оправдывает наказание как вероятный инструмент обеспечения некоего не связанного с ним объективного блага. Основной базой для оправдания института наказания (пенитенциарной системы) являются эмпирические данные о последствиях воздействия наказания и о возможных его альтернативах. Готовы оправдать даже очевидно неправедное наказание (например, наказание невиновного в роли козла отпущения, или «примерное» наказание виновного), если эта мера целесообразна для достижения консеквенциалистских задач существующей пенитенциарной системы Исходит из естественного характера поступка, который может быть благим или дурным, вне зависимости от порождаемых ими последствий. Этот подход в наиболее яркой форме проявляется в тезисе, гласящем, что виновный, и только виновный, заслуживает наказания и что наказание может быть оправдано только и только в том случае, если оно подвергает виновного страданию, которого тот заслуживает. Деонтологистская трактовка Натуралистическая трактовка В основу ставит качества человека, его потенциал и предполагает изолировать от общества на длительные сроки «особо опасных» или «закоренелых» преступников и в то же самое время поощряелвынесение куда более мягких приговоров за аналогичные преступления, совершенные неумышленно и «неопасными» правонарушителями.
-
«… существует гигантская пропасть между нормативным теоретизированием о наказании, которым, как правило, озабочены философы, и конкретными решениями, которые приходится принимать законодателям в области пенологической политики и «практикам» – судьям и тюремным администраторам». Энтони Дафф и Дэвид Гарланд Размышления о наказании 1. Естественно-правовой подход рассматривает наказание как восстановление нарушенной справедливости и как средство исправления преступника. 2. Позитивно-правовой подход трактует наказание как средство отмщения и устрашения. Государство превращает частное право кровной мести в публичное, присваивает его себе и трансформирует в функцию отмщения. В каждом посягательстве на чью-либо безопасность подразумевается покушение на власть и авторитет государства. 3. Неправовой подход отличается тем, что в нем нарушена естественная, законосообразная, справедливая мера воздаяния за содеянное. Его черты: 1) абсолютизация функции устрашения; 2) несоразмерность наказаний преступлениям в сторону ужесточения первых; 3) нарушение принципа справедливости при назначении и исполнении наказаний. Все три подхода к наказанию, естественно-правовой, позитивно-правовой и неправовой, практиковались и практикуются в современных государствах в тех или иных пропорциях.
-
Наказание. Социальные функции наказания. Наряду с исправлением осужденных, наказание имеет цель общего и специального предупреждения совершения новых преступлений ФУНКЦИИ НАКАЗАНИЯ правовосстановительнаяфункция наказания (восстановление существовавшего до совершения преступления порядка, возмещение вреда, причиненного преступлением); Социальные Правовые карательная и воспитательная функции (обе эти функции должны обязательно сопутствовать друг другу, так как кара без воспитания превращается в месть, что недопустимо, а воспитание без кары – это уже не наказание. При этом воспитательная роль наказания связана с тем, что наказание выражает отрицательную реакцию общества и государства на совершенное преступление) предупредительная(выражается в предупреждении преступлений как со стороны общества в целом, так и со стороны лиц, ранее совершивших преступление. Причем превентивное воздействие наказания является результатом двух элементов: порицания и устрашения); профилактическая(заключается в воздействии на сознание людей с целью воспитания, формирования у них уважения к правилам общежития, правовым и социальным ценностям охранительная(заключается в защите личности, общества и государства от преступных посягательств) социального контроля.
-
1. Наиболее распространенная форма наказания за уголовные преступления, тюремное заключение, не выполняет своего предназначения — не способствует исправлению преступников. Напротив, эффект оказывается в абсолютном большинстве случаев противоположным ожидаемому: тюрьма деморализует и развращает тех, кто отбывает в ней наказание. 2. При проведении стратегии ужесточения карательных воздействий вероятность исправления осужденных не повышается. 3. Меры по развитию профобразования, практика психолого-воспитательных и медицинских воздействий на осужденных не дают существенного снижения рецидивной преступности. 4. Трудовая деятельность заключенных в ее современных формах не дает должного воспитательного, исправительного эффекта.
-
2. Механизмы социального контроля преступного поведения. Социальный институт суда. Суд – регламентированная форма конфликта, перенесенная в вербальную область и исключающая возможность применения насилия сторонами друг против друга. П. Рикер ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СУДА Перваясостоит в том, чтобы положить конец состоянию неуравновешенной неопределенности. Поскольку спор конфликтующих сторон может продолжаться до бесконечности или до его трагического обострения и даже кровопролития, то право суда вынести взвешенное решение и тем самым поставить точку в социальной распре имеет значительную общественную ценность. Вторая задача суда имеет еще более гуманный характер и заключается в том, чтобы способствовать примирению враждующих сторон. Благодаря торжеству юридического языка над насилием, суд, как институт власти, призван способствовать общественному миру, поддержанию цивилизованного правопорядка. Третья задача, одна из самых важных задач суда, заключается в том, чтобы доказать виновность подсудимого.
-
Отличительные особенности судебной власти и механизма ее осуществления в цивилизованном государстве: гласность состязательность обвинителя и защитника независимость от других властных структур коллегиальность в ее разных формах, включая суд присяжных заседателей. Вина - морально-правовая категория, оценивающая объективное и субъективное состояние личности, переступившей нравственно-правовые запреты и вынужденной нести ответственность за содеянное. Вина представляет собой среднее звено между проступком (преступлением) и наказанием. Человек, чья вина не доказана и не является объективной реалией, не должен быть наказуем. В отношении лиц, совершивших правонарушения и преступления, суд выступает социальным, государственным орудием, реализующим нравственно-правовой принцип воздающей справедливости
-
Сущность, содержание и формы вины: социальный аспект Нравственная вина предполагает чувства раскаяния и угрызения совести, то есть сложные и драматические коллизии внутри индивидуального сознания, способные подтолкнуть личность к самым неожиданным поступкам, вплоть до суицидных попыток. Моральная вина — это состояние страха перед внешним осуждением, исходящим от других людей, чувство стыда перед ними. Ее природа преимущественно экстравертна и заставляет придавать внешним оценкам больше значения, чем внутренним самооценкам. Юридическая вина представляет собой состояние того, кто нарушил конкретную норму положительного права и является правонарушителем. В уголовном праве деяние, нарушающее юридические нормы, может быть вменено в вину, поскольку является продуктом сознательных, волевых усилий субъекта, считающегося вменяемым. Понятие вины неприложимо к неодушевленным предметам, животным и силам природы, явившимся причинами опасных разрушений или гибели людей. В качестве субъективного состояния вина далеко не всегда служила основанием ответственности и условием наказания. Так, она не принималась во внимание при кровной мести, когда обиженные мстили за нанесенный им ущерб независимо от того, имел ли виновный сознательное намерение нанести вред или нет. Аналогичным образом неправовое, тоталитарное государство, наказывая тех, кого считало виновным, не интересовалось, сознавали они себя таковыми или нет Вина як відношення правопорушника до своєї потиправної дії та наслідків
-
3. Тюрьма в системе социального контроля Основная задача тюрьмы как социального института состоит не в ограничении свободы индивида, а в трансформации его поведения и личности. В качестве элементарной ячейки дисциплинарного общества тюрьма подавляет асоциальные наклонности индивидов и моделирует желательные. Являясь совершенным дисциплинарным аппаратом, напоминающим одновременно казарму и завод, школу и госпиталь, тюрьма охватывает все стороны человеческой жизни, контролируя их и подчиняя определенным стандартам. М.Фуко
-
Криминально-тюремная субкультура Криминально-тюремная субкультура представляет собой систему специфических норм и ценностей, имеющих в основном асоциальную направленность. Ее отличает резко отрицательное отношение к официальным властным структурам, правовым институтам, системе охраны правопорядка. Она — результат инволюции цивилизационных форм на локальном участке социального пространства. Она противопоставляет себя цивилизации как таковой за счет того, что воспроизводит реликтовые структуры нормативно-ценностного сознания Тюремная субкультура воспроизводит: а) сферу квазисакрального в виде «священных» запретов, абсолютных табу на нарушение воровских законов и повседневных норм тюремного общежития; б) ритуалы и обряды, регламентирующие жизнедеятельность тюремного контингента; в) жесткая кастовость; г) архаичные формы социальной маркировки и украшательства в виде татуировок.
-
Барон Энтони Гидденс (англ. AnthonyGiddens, BaronGiddens; род. 18 января 1938, Лондон, Англия) — английский социолог. Бакалавр университета Халла (1959), магистр Лондонской школы экономики и политических наук; доктор философии Кембриджского университета (1974). Работал в университете Лейчестера, Кембриджском университете; директор Лондонской школы экономики и политических наук (1997—2003). Лауреат премии принца Астурийского (2002, социальные науки). Питири́мАлекса́ндровичСоро́кин (23 января 1889, село Турья, Яренский уезд, Вологодская губерния[2], Российская империя — 10 февраля 1968, Винчестер, Массачусетс, США) — российско-американский социолог и культуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности Мише́ль Поль Фуко́ (фр. MichelFoucault, 15 октября 1926, Пуатье — 25 июня 1984, Париж) — французский философ, теоретик культуры и историк. Создал первую во Франции кафедру психоанализа, был преподавателем психологии в Высшей нормальной школе и в университете города Лилль, заведовал кафедрой истории систем мышления в Коллеж де Франс. Работал в культурных представительствах Франции в Польше, ФРГ и Швеции. Является одним из наиболее известных представителей антипсихиатрии. Книги Фуко о социальных науках, медицине, тюрьмах, проблеме безумия и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мыслителей XX века.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.