Содержание
- 
              
            
 Тема аттестационной работы:«Эмоциональные особенности подростков, переживших развод родителей» Выполнил: Иванов Иван Иванович Научный руководитель: к. психол.н., доцент Петров Петр Петрович 
- 
              
            Актуальность темыВ современной России развод родителей — одно из наиболее часто встречающихся психотравмирующих событий в жизни ребенка: 1/3 браков прекращаются путем развода  в 70 % – есть дети. 
- 
              
            Объект исследования:уровни агрессивности, тревожности и пессимистичности отношения к своему будущему подростков 14-15 лет, переживших развод родителей в возрасте 4-7 лет и воспитывающихся одинокой разведенной матерью в течение 7-11 лет после развода. Предмет исследования: различия в уровнях агрессивности, тревожности и пессимистичности отношения к своему будущему подростков 14-15 лет, переживших развод родителей в возрасте 4-7 лет и воспитывающихся одинокой разведенной матерью в течение 7-11, и подростков 14-15 лет, чьи родители состоят в браке. 
- 
              
            Цель исследования:выявление различий в уровнях агрессивности, тревожности и пессимистичности отношения к своему будущему подростков 14-15 лет, переживших развод родителей в возрасте 4-7 лет и воспитывающихся одинокой разведенной матерью в течение 7-11, и подростков 14-15 лет, чьи родители состоят в браке. Задачи исследования: 1. Провеститеоретический анализ научной литературы по теме исследования. 2. Исследовать уровни агрессивности, тревожности и пессимистичности отношения к своему будущему подростков 14-15 лет, переживших развод родителей в возрасте 4-7 лет, и подростков 14-15 лет из полных семей. 3. Установить, имеются ли различия в уровнях агрессивности, тревожности и пессимистичности отношения к своему будущему подростков, родители которых разведены, и подростков, чьи родители состоят в браке, в том числе, с учетом гендерного признака. 4. Провести перекрестный анализ возможных взаимозависимостей значений уровней агрессивности, тревожности и пессимистичности отношения к своему будущему у испытуемых подростков. 
- 
              
            Гипотеза исследования:существуют различия в уровнях агрессивности, тревожности и пессимистичности отношения к своему будущему подростков 14-15 лет, переживших развод родителей в возрасте 4-7 лет и воспитывающихся одинокой разведенной матерью в течение 7-11, и подростков 14-15 лет, чьи родители состоят в браке. 
- 
              
            Практическая значимостьУчет выявленных эмоциональных особенностей может способствовать оказанию более дифференцированной и эффективной психологической помощи. Результаты исследования могут быть полезными в практической деятельности педагогов, психологов, а также работников социальной сферы. 
- 
              
            Методы и психодиагностические методикиМетоды: метод анализа; метод опроса; метод теста; методы математической статистики: U-критерий Манна-Уитни и метод ранговой корреляции Спирмена. Психодиагностиеские методики Опросник агрессивности Басса-Дарки; Тест школьной тревожности Филлипса; Шкала безнадежности Бека; Шкала диагностики мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна; 
- 
              
            Выводы по результатам теоретической части исследования:1. Развод родителей является для ребенка психотравмирующим фактором. 2. Развод родителей создает условия для формирования таких эмоциональных особенностей, как повышение уровня агрессивности, тревожности и пессимистичности отношения к своему будущему. 3. В литературных источниках нет ответа на вопрос: являются ли данные особенности временными реакциями на травмирующую ситуацию или же сохраняются и через несколько лет? 
- 
              
            База исследования:групповые развивающие занятия для детей подросткового возраста, организованные в Благотворительном Фонде помощи детям-сиротам, инвалидам и людям в трудной жизненной ситуации «Река детства» (г. Москва). Состав респондентов: основная группа: 16 подростков (8 мальчиков и 8 девочек) в возрасте 14-15 лет; обучаются в общеобразовательных учреждениях; воспитываются одинокими матерями; родители данных подростков расторгли брак 7-11 лет назад; контрольная группа: 16 подростков (8 мальчиков и 8 девочек) в возрасте 14-15 лет; обучаются в общеобразовательных учреждениях; родители данных подростков проживают совместно и не имеют ярко выраженных, по восприятию детей, конфликтов. 
- 
              
            Результаты исследования уровня агрессивностиВ основной группе уровень агрессивности выше, чем в контрольной. Статистически значимые различия выявлены: - «косвенная агрессия» (p=0,01); - «негативизм» (p=0,01); - «обида» (p=0,01); - «индекс враждебности» (p=0,01); - «индекс агрессивности» (p=0,01); - «чувство вины» (p=0,01)  только у девочек; - «физическая агрессия» (p=0,05)  только у девочек. 
- 
              
            Результаты исследования уровня тревожностиВ основной группе общий уровень тревожности выше, чем в контрольной. Статистически значимые различия выявлены: - общая тревожность в школе (р=0,01); - страх самовыражения (р=0,01); - страх ситуации проверки знаний (р=0,01); - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (р=0,01); - проблемы и страхи в отношениях с учителями (р=0,01); Только у мальчиков: - переживания социального стресса (р=0,01); - фрустрация потребности в достижении успеха (р=0,05); Только у девочек: - страх не соответствовать ожиданиям окружающих (р=0,01). 
- 
              
            
 Результаты исследования уровня пессимистичности отношения к своему будущему В основной группе общий уровень пессимистичности отношения к своему будущему выше, чем в контрольной. Достоверные различия выявлены как при сравнении смешанных групп подростков (p=0,01), так и при отдельном сравнении мальчиков-подростков (p=0,05)и девочек-подростков (p=0,05)из двух групп. 
- 
              
            Значимость различий по шкалам опросниковU0.05=83 U0.01=66 
- 
              
            Результат корреляционного анализаВыявлена прямая корреляционная связь (p=0,05) между уровнемпессимистичности отношения к своему будущему (Шкала безнадежности Бека) и субшкалой«негативизм» опросника Басса-Дарки. 
- 
              
            Выводы по результатам эмпирической части исследования:1. У подростков 14-15 лет, переживших развод родителей в возрасте 4-7 лет, в сравнении с подростками 14-15 лет, родители которых состоят в браке, более высокие уровни: - агрессивности; - тревожности; - пессимистичности отношения к своему будущему. 2. У подростков, чьи родители разведены, уровень негативно окрашенных ожиданий в отношении ближайшего и отдаленного будущего взаимосвязан с уровнем противодействия сложившимся устоям, обычаям и правилам. 
- 
              
            Выводы по работе:1. Для ребенка в возрасте 4-7 лет развод родителей является психотравмирующим фактором. 2. Развод родителей как фактор психогенной травматизации ребенка сохраняет свои последствия через 7-11 лет. 3. Развод родителей создает условия для формирования эмоциональных особенностей. 4. Подростки 14-15 лет, пережившие развод родителей в возрасте 4-7 лет, обладают такими эмоциональными особенностями, как: более высокие уровни агрессивности, тревожности и пессимистичности отношения к своему будущему; взаимосвязь уровня негативно окрашенных ожиданий в отношении ближайшего и отдаленного будущего и уровняпротиводействия сложившимся устоям, обычаям и правилам. 
- 
              
            Благодарю за внимание!

 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.