Содержание
-
Тема:Концепция бытия в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор»
-
Актуальность.
Категория бытия является фундаментальной и исходной в системе человеческих знаний. В контексте литературы именно она определяет основные свойства создаваемой писателем художественной Вселенной. Эта тема волновала людей ещё с античных времён. Вопрос определения принципов, которые ставятся в основу жизни и существования человека. Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор», так же как и тема концепции бытия в творчестве писателя, мало исследован. В связи с этим существует потребность в тщательном исследовании данной темы.
-
Цель исследования:выявить своеобразие взгляда Солженицына на бытие. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач: 1)изучить, обобщить, систематизировать материал по данной теме; 2)проследить особенности структуры художественного мира в произведении; 3)проанализировать систему образов произведения; 4)исследовать символику рассказа; 5)выделить особенности времени-пространства в рассказе; 6)выявить художественное своеобразие рассказа.
-
Художественный мир.
Созданный автором в рассказе «Матрёнин двор» художественный мир также представляет собой сочетание трёх взаимосвязанных уровней: идеального, реального и инфернального. Инфернальная составляющая проявляется в изображении автором одного из самых мрачных периодов в русской истории, периода торжества злых, «демонических» сил и царства «антихриста». Идеальный уровень бытия находит своё проявление в стремлении рассказчика к вечному истоку природы, не загрязнённой ни техническим прогрессом, ни бесчеловечной идеологией. Реальная же составляющая показывается автором в максимально точном изображении действительности, описании реальных обстоятельств, подлинных бытовых деталей.
-
Система образов.
Ключевой образ рассказа, имеющий не только конкретное социально-историческое, но и обобщённое символическое значение — это сам матрёнин двор. Пространство этого двора является собирательным образом судьбы даже не только патриархальной христианской России, но и судьбы всего современного человечества .
-
Другой образ рассказа, вокруг которого вьётся вся нить повествования, - это Матрёна. Даже принимая самые важные в своей жизни решения, Матрёна думала не о себе. Умиротворённость, душевный покой, доверчивая открытость, любовное отношение к жизни и спокойное принятие физических страданий — это качества не только христианские, но и национальные, что проявляется в поведении Матрёны.
-
Отдельно стоит образ старика Фаддея. Хотя в целом его образ соответствует вышеуказанному «правилу» Солженицына, в его портрете находится необычная деталь —цвет головы чёрный, а «лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку». Намёк на то, что мог бы и Фаддей быть подобием божественного, да вот не стал.
-
Героиня рассказа приближается к читателю сквозь призму авторского зрения – «личного опыта». При этом сохраняется полная иллюзия подлинности действительности и самостоятельности героини, так как авторское не замещает сознания персонажа, а лишь подчеркивает, актуализирует в читательском восприятии его ключевые элементы. Выделяя во внутреннем мире Матрены близкое и чуждое, автор определяется со своими симпатиями и антипатиями в философско-публицистических замечаниях героя-рассказчика.
-
Время-пространство.
Закрытости и замкнутости художественного пространства. За пределами «своего» мира лежит «чужой» мир, оценивающийся строго негативно: неупорядоченный, безумный, призрачный, безобразный.
-
Художественное время.
Основная временная организация рассказа: 1) время повествователя, рассказывания (повествовательный хронотоп) — повествовательное настоящее, 2) сюжетное время (событийный хронотоп), которое по отношения ко времени повествователя является завершённым прошедшим временем, 3) авторское время (универсальный хронотоп) — категория вечного и вневременного. «Ни город.Ни вся земля наша»
-
Символика.
Символы : 1)Двор. Матрёнин двор – символ особого устройства «лада»,где есть труд и честность ,доброта и терпение ,согласия с самим собой и сопричастность ко всему сущему .Матрёна живет по канонам ,завещанными предками,по правилам ,которые считают незыблимыми. 2)Дом.Её дом-сквозной символический образ ,как бы ковчег библейского праведника Ноя ,в котором она спасается от «советского потопа». Ветхая обстановка дома с колченогой кошкой и тараканами – символ хрупкого душевного мира Матрёны.
-
3)Радио.Важным условием для рассказчика является отсутствие радио-символ государственной лжи. 4)Лес. Символом старой России предстаёт в рассказе русский лес(шелест ветвей близок к сердцу рассказчика)
-
5)Железная дорога. Олицетворением Советской России является железная дорога(Именно поэтому он мечтает поселиться где-нибудь подальше от железной дороги).Боится железной дороги и героиня рассказа .Гибель Матрёны символизирует гибель послереволюционной России ,причина которой кроется в поезде ,наводящем панический ужас на героиню рассказа. Недаром она погибает от двух железных сцеплений паровозов ,котороые разносят деревянный Матренин дом ,сани и её саму.
-
5)Рука.Тёмное начало,казалось бы,побеждает зло .Но не мог Солженицын завершить эту историю в точке мнимого поражения добра .Символом этической правоты героини становится правая рука Матрёны .«Там будет Богу молиться.» 6)Икона.Заплывший перед Игнатьичем образ Матрёны напоминает икону,помощь от которой щедро извивается всем ,кто обращает к ней духовный взор .
-
Заключение.
Таким образомв рассказе Солженицына «Матрёнин двор» деревню 50-х годов писатель изображает как нечто теряющее прошлое и всё дальше уходящее от истоков .Спасение Солженицын видит только в одном – в тех праведниках что остались в деревнях,в тех живых характерах ,которые смогли пережить все испытания ,и способны спасти их.Праведница Матрёна –нравственный идеал писателя .Писатель видит своё назначение в проповедовании истины ,духовности ,в необходимости ставить вечные вопросы и искать ответы на них .
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.