Презентация на тему "Тема: Направленность и мотивация личности"

Презентация: Тема: Направленность и мотивация личности
Включить эффекты
1 из 85
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.79 Мб). Тема: "Тема: Направленность и мотивация личности". Содержит 85 слайдов. Посмотреть онлайн с анимацией. Загружена пользователем в 2018 году. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    85
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Тема: Направленность и мотивация личности
    Слайд 1

    Тема: Направленность и мотивация личности

  • Слайд 2

    Литература: 1.     Дружинин, В.Н. Психология 2.     Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы 3. Крысько, В. Общая психология в схемах и комментариях 4.     Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии 5.     Маклаков, А.Г. Общая психология 6.     Маслоу, А. Мотивация и личность

  • Слайд 3

    План 1. Потребности как источник активности личности 2. Мотив и мотивация 3. Направленность личности 4. Психологические теории мотивации 5. Эмпирические исследования мотивации (мотивация и деятельность, мотивация и личность)

  • Слайд 4

    Потребности как источник активности личности.

  • Слайд 5

    Потребность  — это переживание человеком нужды в каком-либо объекте, условиях среды, необходимых для его существования и развития.

  • Слайд 6

    Основные характеристики человеческих потребностей: - Сила - Периодичность возникновения - Способ удовлетворения - Дополнительной характеристикой является - предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

  • Слайд 7

    Цель - осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Принято различать: Цель деятельности - раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности Жизненную цель - выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями.

  • Слайд 8

    Особенности потребностей:

    - Конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение - Более или менее ясное осознание потребности, сопровождаемое характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, неудовольствие, страдание от неудовлетворения потребности и т.д.) - Наличие эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск и нахождение возможных путей удовлетворения потребностей- - Ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний или превращение их в противоположные при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения) - Повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в ее основе, вновь дает о себе знать

  • Слайд 9

    Потребности по происхождению делятся на:

    - Первичные биологические потребности: в кислороде, пище, воде, сне - Потребности в воспроизведении рода: в сексе, воспроизведении и воспитании детей - Первичные социальные потребности: в общении с себе подобными, в обмене информации… в красоте, в чистоте, в книгах, в социальном статусе, знаниях, в музыке, в религии, в науке, в спорте и т.д. ЕСТЕСТВЕННЫЕ: (передаются на генетическом уровне) КУЛЬТУРНЫЕ: (потребности в предметах и явлений, сформированные культурой и не передающиеся по наследству )

  • Слайд 10

    ПОТРЕБНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУДЕЛЯТСЯ НА: МАТЕРИАЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ - ОДЕЖДА - ПРЕДМЕТЫ ДОМАШНЕГО ОБИХОДА - ДЕНЬГИ - НЕДВИЖИМОСТЬ И ДР. - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - ЭСТЕТИЧЕСКИЕ - ТВОРЧЕСКИЕ - ОБЩЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ И ДР.  

  • Слайд 11

    ПИРАМИДА А. МАСЛОУ

  • Слайд 12

    Мотив и мотивация

  • Слайд 13

    Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворениемпотребностей субъектамотив – причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности

  • Слайд 14

    Основные характеристики мотива

    СИЛА УСТОЙЧИВОСТЬ ИЕРАРХИЧНОСТЬ Выступает показателем непреодолимого стремления личности и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива. Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым относится сила мотивационного возбуждения, а ко вторым – знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества. Оценивается по наличию мотива во всех видах деятельности человека, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по сохранению во времени. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

  • Слайд 15

    Функции мотива

    побуждающая направляющая регулирующая Характеризует энергетику мотива, т.е. вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность. Отражает направленность энергетики мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения. Определяет характер поведении и деятельности. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов.

  • Слайд 16

    Виды мотивов

    По содержанию потребностей: Биологические Социальные Мотив достижения Мотив избегания Мотив аффиляции Мотив отвергания Мотив власти По предметному содержанию Предметные Функциональные По степени осознания Осознанные Неосознанные

  • Слайд 17

    1.     Мотивация рассматривается как система факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) 2.     Мотивация рассматривается как процесс, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

  • Слайд 18

    Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

  • Слайд 19

    Направленность личности

  • Слайд 20

    направленность -совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

  • Слайд 21

    формы направленности личности по К.К. Платонову

    Влечение - это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Стремление возникает в структуру желания при включении волевого компонента. Поэтому стремление - определенное побуждение к деятельности. Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности.

  • Слайд 22

    Идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Склонность - характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе.

  • Слайд 23

    Психологические теории мотивации

  • Слайд 24

    Научные подходы теорий мотивации:

    1. Рационализм – человек - особое существо, наделённое разумом. Всё, что не побуждает действовать человека, - рационально, то есть является следствием каких-то логических умопостроений. Силой своего разума человек имеет волю и свободу выбора, ставит цели и достигает результата. 2. Иррационализм - восновном описывали поведение животных, которое несвободно, неразумно, управляется тёмными, неосознаваемыми силами, имеющими свои истоки в органических потребностях.

  • Слайд 25

    Первые психологическими теории мотивации возникшие в ХVII-ХVIII вв.: Теория «принятия решений» - объясняющая на рационалистической основе поведение человека. Данная теория была связана с использованием математических знаний при объяснении поведения человека.Она рассматривала проблемы выбора человека в экономике. В дальнейшем основные положения данной теории были перенесены на понимание человеческих поступков в целом. - Теория «автомата» - объясняющая на иррационалистической основе поведение животного. Возникновение и развитие данной теории было вызвано успехами механики в ХVII-ХVIII вв. Одним из центральных моментов данной теории было учение о рефлексе. Врамках данной теории рефлекс рассматривался как механический, или автоматический, врожденный ответ живого организма на внешние воздействия.

  • Слайд 26

    Во второй половине XIX в. появилась эволюционная теория Ч. Дарвина У человека и животных имеется немало общих потребностей и форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений и инстинктов. Под влиянием этой теории с одной стороны началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк), с другой - инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдугалл, И. П. Павлов и др.). 

  • Слайд 27

    Главной особенностью исследований мотивации поведения человека на данном этапе было то, что принципиальные отличия человека от животного старались свести к минимуму.

  • Слайд 28

    В конце XIX в. и получившие наибольшую популярность в начале XX в.: Теория инстинктов 3. Фрейда:инстинкт жизни, инстинкт смерти. Теория инстинктов У. Макдугалла:предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения.

  • Слайд 29

    В 20-е гг. XX в. на смену теории инстинктов пришла концепция Органических потребностей: Все поведение человека объяснялось наличием у него биологических потребностей. В соответствии с данной концепцией было принято считать, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое воздействие на поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению напряжения.

  • Слайд 30

    В начале XX в. возникли еще два новых направления 1. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации. Продолжение идей основоположника бихевиоризма Д. Уотсона. Представителями этого направления, получившими наибольшую известность, являются Э. Толмен, К. Халл и Б. Скиннер. Все они пытались объяснить поведение в рамках исходной схемы бихевиоризма: «стимул—реакция». 2. Теория высшей нервной деятельности — была разработана И. П. Павловым- это закономерности нервного процесса головного мозга. Основная идея теории высшей нервной деятельности состоит в том, что внешний материальный мир действует на органы чувств, из которых нервные импульсы поступают в головной мозг и вызывают его отражательную или рефлекторную деятельность.

  • Слайд 31

    На рубеже ХIХ-ХХ вв. возникшая и продолжающая разрабатываться сейчас, является теория Органических потребностей животных Задача состоит в том, чтобы объяснить поведение животных с позиций физиологии и биологии.

  • Слайд 32

    Начиная с 30-х гг. XX в. в психологической науке начали появляться концепции и теории мотивации, относимые только к человеку: Мюррей - говорил, что у человека не только биологические потребности, но и социальные. Предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобныхвлечений в результате воспитания и обучения. Это потребности: достижения успехов, аффилиации, агрессии, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания.

  • Слайд 33

    Теории мотиваций во второй половине ХХ в.    В это время появился целый ряд новых мотивационных концепций:    - Д. Макклелланда, Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера и др.  Ряд общих положений: 1. Во-первых, в большинстве данных теорий отрицалась принципиальная возможность создания единой универсальной теории мотивации, одинаково успешно объясняющей как поведение животных, так и человека. 2. Во-вторых, подчеркивалось, что стремление снять напряжение как основной мотивационный источник целенаправленного поведения на уровне человека не работает.

  • Слайд 34

    3. В-третьих, в большинстве данных теорий утверждалось, что человек не реактивен, а изначально активен. 4. В-четвертых, данные теории признавали наряду с ролью бессознательного существенную роль сознания человека в формировании его поведения. Сознательная регуляция для человека является ведущим механизмом формирования поведения.

  • Слайд 35

    5. В-пятых, им было свойственно стремле­ние ввести в научный оборот специфические понятия, отражающие особенности человеческой мотивации, например «социальные потребности, мотивы» (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен), «жизненные цели» (К. Роджерс, Р. Мей), «когнитивные факторы» (Ю. Роттер, Г. Келли и др.). 6. В-шестых, авторы теорий этой группы были едины во мнении о том, что для исследования мотивации человека неприемлемы методы исследования причин поведения у животных.

  • Слайд 36

    Разработкой отечественных психологов в области проблем мотивации является теория «Деятельностногопроисхождения мотивационной сферы человека», созданная А. Н. Леонтьевым. - мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свой источники в практической деятельности. В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существует отношения изоморфизма, т.е. взаимное соответствие, а в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей.

  • Слайд 37

    Эмпирические исследования мотивации (мотивация и деятельность, мотивация и личность)

  • Слайд 38

    У человека существует 2 разных мотива функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха: 1.     Мотив избегания неудач 2.     Мотив достижения успеха Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности (Д. Маккеланд, Д. Аткинсон, Х. Хекхаузен)

  • Слайд 39

    Характеристики людей с мотивами

  • Слайд 40
  • Слайд 41

    1. Чувствительность к интерпсихическим переживаниям (тревога о том, что может произойти в будущем) 2. Обладают заниженным уровнем притязаний 3. Гиперрефлексивность (опасение по поводу будущего заставляет заниматься самокопанием) 4. Стереотипность и педантизм (действие по шаблону) 5.  Эмоц. нестабильность (острые реакции на угрозу извне) 6. Мотив избегания неудач Особенности поведения тревожных людей

  • Слайд 42

    Тема: Темперамент личности

  • Слайд 43

    План: 1.  Понятие о темпераменте. 2. История исследований темперамента. 3. Физиологические основы темперамента. Учение о свойствах нервной системы Павлова И.П., Теплова Б.М., НебылицинаВ.Д. 4. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности 5. Связь темперамента с другими сторонами личности

  • Слайд 44

    Понятие о Темпераменте

  • Слайд 45

    Темперамент — это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

  • Слайд 46

    Темперамент – это характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - с другой». (Б.М. Теплов) Таким образом, темперамент имеет два компонента - активность и эмоциональность.

  • Слайд 47

    Четыре основных типа темперамента: - холерический - сангвинический - меланхолический - флегматический

  • Слайд 48

    Холерик- человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям. Сангвиник- человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.

  • Слайд 49

    Меланхолик- человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства. Флегматик- человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти никак не проявляются.

  • Слайд 50

    Сангвиник: «+» - живость и отзывчивость, «-» - данный темперамент может привести к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. Холерик: «+» - страстность, активность, энергия, «-» - данный темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам».

  • Слайд 51

    Флегматик: «+» - спокойствие и отсутствие торопливости, «-» - данный темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни. Меланхолик: «+» - подвижность, глубина и устойчивость чувств, «-» - при данном темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость.

  • Слайд 52

    ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ

  • Слайд 53

    1). Первым заговорил о темпераменте Гиппократ. Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи 2). Гален дал название Темпераментам. Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, но затем они были сведены до четырех (холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический). Данные названия типов темперамента являются самыми распространенными и в настоящее время

  • Слайд 54

    3). 20г. ХХв. Конституционная теория, Кречмера. Он соотнес типы конституции (телосложения) с темпераментом и выделил 4 типа телосложения): 1. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями. – тип темперамента шизотимик. 2. Пикник — человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, харак­теризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее. – тип темперамента циклотимик.

  • Слайд 55

    3. Атлетик — человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра. – тип темперамента иксотимик. 4. Диспластик — человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

  • Слайд 56

    4). В 40г. В США была разработана конституционная теория У. Шелдона: Тело и темперамент — это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии.

  • Слайд 57

    Шелдономбыли выделены три типа телосложения: эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы); мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань); эктоморфный(из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).

  • Слайд 58

    Этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функции определенных органов тела: висцеротония(внутренности) соматотония(тело) церебротония(мозг) Лиц с преобладанием определенного типа телосложения Шелдон называет соответственно висцеротониками, соматотониками и церебротониками и считает, что каждый человек обладает всеми названными группами свойств. Однако различия между людьми определяются преобладанием тех или иных свойств.

  • Слайд 59

    Физиологические основы темперамента. Учение о свойствах нервной системы Павлова И.П., Теплова Б.М., Небылицина В.Д.

  • Слайд 60

    Основу в учении о свойствах нервной системы заложил Павлов. В основе Темперамента – лежат свойства нервной системы: к этим свойствам относятся сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность: Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

  • Слайд 61

    - Сила торможения понимается как функциональная работоспособ­ность нервной системы при торможении и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций. - Уравновешенностьнервных процессов означает равновесие силы возбуждения силе торможения. Значительное преобладание одного из этих процессов над другим свидетельствует о неуравновешенности нервных процессов.

  • Слайд 62

    - Подвижностьнервных процессов характеризуется быстротой и легкостью сменяемости процессов возбуждения и торможения. Противоположна этому свойству инертность, исключающая их быстроту и легкую перестройку. Различные сочетания силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов определяют, индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности, или темперамент. (И.П. Павлов)

  • Слайд 63

    По мнению Павлова, существует четыре основных типа нервной системы(которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом): 1.Сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. 2.Сильный, уравновешенный, инертный тип - флегматик. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи с точки зрения подвижности противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

  • Слайд 64

    3.Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и не сдержан. 4.Слабый тип- меланхолик. Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью, как процесса возбуждения, так и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.

  • Слайд 65

    Таким образом, под типом нервной системы Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы.

  • Слайд 66

    Последователь Павлова – Теплов. Продолжил теорию о свойствах нервной системы. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента. К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие:

  • Слайд 67

    1) Эмоциональная возбудимость. Под этим свойством понималась способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия. 2) Возбудимость внимания — это свойство темперамента обусловливает приспособительные функции психики индивида. Оно состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя. 3) Сила эмоций. Главную функцию данного свойства Теплов видел в «энергизации деятельности» в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов.

  • Слайд 68

    4) Тревожность. Под тревожностью Теплов понимал эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. 5) Реактивность непроизвольных движений. Функция данного свойства заключается в увеличении интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент. 6) Активность волевой целенаправленной деятельности. Данное свойство, по мнению Теплова, проявляется в повышении активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.

  • Слайд 69

    7) Пластичность — ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности. 8) Резистентность. Данное свойство заключается в способности оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность. 9) Субъективация. Функцию данного свойства Теплов видел в усилении степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями.

  • Слайд 70

    Из вышесказанного следует: во-первых, свойства темперамента проявляются в динамике психических процессов и степени активности индивида; во-вторых, темперамент самым тесным образом связан с деятельностью.

  • Слайд 71

    Известный психофизиолог В. М. Русалов в конце 1980-х гг. на основе концепции свойств нервной системы предложил свою трактовку свойств темперамента: Выделил четыре компонента темперамента: эргичность(выносливость) пластичность скорость эмоциональность (чувствительность) Все эти компоненты темперамента, по мнению Русалова, биологически и генетически обусловлены.

  • Слайд 72

    По мнению Русалова, психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают. Поведение человека очень сложно и определяется не только врожденными характеристиками, но и условиями социальной ситуации, а также особенностями воспитания.

  • Слайд 73

    В.Д. Небылицын, выделил и описал еще два свойства нервных процессов: Лабильность - проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Динамичность - легкость и быстрота образования положительных (динамичность возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

  • Слайд 74

    Заслуга Стреляу – дал полное психологическое описание типов темперамента. Сангвиник, холерик – экстраверты. Меланхолик, флегматик – интроверты. Айзенк– разработал 2 фактора: экстраверты/интроверты, стабильность/нестабильность

  • Слайд 75

    Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности

  • Слайд 76

    Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента: Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, т. е. является экстравертом.

  • Слайд 77

    Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания; он скорее экстраверт.

  • Слайд 78

    Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым; при больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. По своей психологической сути он интроверт.

  • Слайд 79

    Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интроверты.

  • Слайд 80

    Тип темперамента у человека является врожденным и в целом характеризует особенности динамики нервных процессов. Но от каких именно свойств его врожденной организации он зависит — в настоящее время еще не известно.

  • Слайд 81

    Темперамент и успешность деятельности: если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные, то зависимость между уровнем достижения, т. е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента отсутствует. в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.Б. М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов.

  • Слайд 82

    Отечественные психологи провели ряд исследований,с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. Исследования показывают, что именно тип нервной деятельности, и прежде всего сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

  • Слайд 83

    Связь темперамента с другими сторонами личности

  • Слайд 84

    темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств: В первую очередь - характер. Темперамент – это база для формирования характера. Способности Стиль деятельности Эмоциональность Впечатлительность Импульсивность Тревожность

  • Слайд 85

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке