Презентация на тему "Тема урока: «Лексические и фразеологические ошибки и их исправление»."

Презентация: Тема урока: «Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Тема урока: «Лексические и фразеологические ошибки и их исправление»." состоит из 16 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2019 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    16
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Тема урока: «Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
    Слайд 1

    Тема урока: «Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».

    Выполнил: преподаватель русского языка и литературы Шенкевич С. В.

  • Слайд 2

    1)Слова, имеющие сходные значения. (синонимы). 2) Слова, сходные по звучанию, но разные по значению (паронимы). 3) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). 4) Слова с противоположными значениями (антонимы)

  • Слайд 3

    Как называются устойчивые сочетания слов? (фразеологизмы) Задание1. Какое значение имеют медицинские фразеологизмы? Бычье сердце - (гипертрофия сердца при пороке) Мраморная бледность - ( резкая бледность лица)

  • Слайд 4

    Грудь сапожника – ( воронкообразная грудная клетка, сдавливание сердца) Маска Паркинсона - ( лицо без мимики при некоторых болезнях )

  • Слайд 5

    Слова, употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки: «разг.» - разговорное, «прост.» - просторечие лапа (рука), «обл.» - диалектное кочет (петух), «устар.» - устаревшее очи (глаза), а также «книжн.» и «спец.».

  • Слайд 6

    Несоблюдение лексических норм приводит к лексическим ошибкам, среди которых мы видим:

    Лексические ошибки : Причиной неточного словоупотребления является. -незнание точного значения слова, неумение говорящего (пишущего) выбрать слово, наиболее соответствующее передаваемому содержанию. Среди ошибок подобного рода: а)употребление слова в несвойственном для него значении: Врачи апеллируют (объясняют) свои действия недостаточным финансированием; б) неразличение значений многозначного слова: Счастливые дети спешат сообщить эту ценную (интересную) новость матери; в) неразличение слов-омонимов, например, причастий и прилагательных: зАнятый (заполнивший собой: место зАнято) — занятОй (постоянно обременённый делами: занятОй человек;  г) неправильное использование синонимов: Пора подвести результаты (итоги) встречи. Изъяны (недостатки) в тренировках команды обна­ружились на первых же соревнованиях.

  • Слайд 7

    д) неразличение паронимов :  надеть и одеть: а) надеть (что или на кого/что): надеть пальто, сапоги, шапку на голову; антонимом к глаголу надеть является глагол снять: снять пальто, шубку с ребенка, снять шапку с головы; б) одеть (кого/чем): одеть ребенка, одеть больного; антонимом к нему является глагол раздеть: раздеть ребенка (больного); е)неразличение паронимов заплатить, оплатить, уплатить: а) глагол заплатить употребляется в двух значениях: — «отдать деньги за что-либо» (заплатить за проезд) — употребляется всегда с предлогом за; — «возместить что-либо» (заплатить долги); б) глагол оплатить употребляется всегда без предлога (оплатить проезд, оплатить услуги, счет);

  • Слайд 8

    2. В речи также могут быть другие лексические ошибки. 1) избыточность высказывания — многословие, разновидностями которого являются: а) Плеоназм - употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов, чаще из-за незнания значения заимствованного слова. Например: прейск­урант цен (надо: прейскурант), автобиография жизни (надо: автобиография свободная вакансия (надо: вакансия) и т.п..   б) Тавтология - это повторение в пределах предложения одного и того же слова, однокоренных слов, затрудняющих восприятие фразы и делающих её неблагозвучной. Например: Продолжительность процесса переработки продолжается несколько часов. в) Многословие, или речевая избыточность - употребление слов и словосочетаний, несущих излишнюю информацию. Например: лишними являются слова работа, деятельность, мероприятие с предлогом по в следующих фразах — работа по выполнению (надо: выполнение), деятельность по внедрению (надо: внедрение), мероприятие по реализации (надо: реализация) и т.п.

  • Слайд 9

    3.Нарушение лексической сочетаемости слова. Лексическая сочетаемость способность слов соединяться в речи друг с другом: нанести визит, принять меры, представлять интерес. Типичные ошибки: иметь роль (надо: играть роль), играть значение (надо: иметь значение).

  • Слайд 10

    Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов: замена компонента (львиная часть вместо львиная доля); неоправданное сокращение или расширение состава (оставлять желать много лучшего); контаминация, или смешение двух оборотов (по гроб доски вместо по гроб жизни и до гробовой доски); искажение грамматической формы (бабушка на двоих сказала, вместо бабушка надвое сказала); употребление фразеологизма, не соответствующего контексту (Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски, вместо Среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык); стилистически неуместное употребление (Командир приказал сматывать удочки, вместо Командир приказал уходить).

  • Слайд 11

    Задание 2. Допишите в предложения подходящий по смыслу пароним.(Для всех учащихся)(выполняется в тетрадях) Надеть (кто надел что-либо на кого) - одеть (кто одел кого); одеваться –одеться 1.________ теплое пальто, на улице очень холодно. 2. Мать _________свою дочь по последней моде. 3. Он фрак и черный галстук. 4. Они как на праздник. 5.«Учись, мой маленький, __________ сам»,- сказала мать.

  • Слайд 12

    Задание 5 .Прочитайте стихотворения. Их автор показал нам, что бывает, если человек недостаточно думает над тем, что говорит. Найдите лексические ошибки: Когда весной весенний первый гром, Покроют льдом, заледенят карниз. Как люблю я майскую грозу в начале мая, Еще люблю, когда холодные морозы Как бы резвяся и в игру играя, Снежинки е неба падают, как слезы, Грохочет громко в небе голубом. На землю приземляясь сверху вниз. Но более всего предпочитаю осень, Когда плодами все плодоносит, И в сенокос косою сено косят, И масло масляное на столе стоит.

  • Слайд 13

    Задание 6 . Прочитайте и найдите «лишние» слова. Песенка про лишние слова А.Хайта Как проехать на вокзал? - Пассажир один сказал, Что прекрасно знает: - В общем, где-то, так сказать, Это близко очень, Просто тут рукой подать. Говоря короче... Я вам, значит, заодно Объясню по дружбе: Вы проехали давно. Возвращаться нужно. Как по-другому называются «лишние» слова? Чем они опасны? (Слова-паразиты)

  • Слайд 14

    Задание 7. Выберите одно из двух данных в скобках слов. 1.Он полный (невежа - невежда) в вопросах литературы. 2.На факультете изучаются два (зарубежных - иностранных) языка. 3.Лермонтов - достойный (приёмник – преемник) Пушкина. 4.Стоят наши дальневосточные березки в подвенечном (саване - уборе). 5.Тяжелая ситуация с авиатопливом на Украине, кажется, начинает (меняться в лучшую сторону, улучшаться, стабилизироваться).

  • Слайд 15

    Список литературы:  Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Среднее профессиональное образование». – 5-е изд. – Ростов н\Д: «Феникс», 2010. – 448 с. Т. В. Потемкина, Н.Н.Соловьева “Русский язык и культура речи” Учебник для ССУЗов. М., Гардарики.- 2007. – 256 с. Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2011. – 3-е изд. – 287 с.. Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие\ Н.Б.Самсонов. – М.: Издательство Оникс, 2010. – 304 с. Д.Э. Розенталь «Говорите и пишите по-русски правильно» (научно-популярное изложение теории российского языка о нормах речи).М., Астрель 2007, -247 с. Русский язык и культура речи под редакцией В.Д.Черняк. Санкт-Петербург – Москва Сага –Форум 2006, - 368 с. Интернет-ресурсы: http://wikipedia.ru http://russkiy-na-5.ru http://gramota.ru http://slova.ndo.ru http://www.gramma.ru http://www.ropryal.ru http://Frazbook.ru http://Znanija.com

  • Слайд 16

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке