Содержание
-
Приемы работы с новыми словами на уроках русского языка.
-
Цель
Знакомство учащихся с лексическим значением новых для них слов Понятие грамматических форм, образование которых вызывает затруднения Обучение детей орфоэпическому произношению слов Отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами
-
Задачи учителя:
максимально расширить активный словарь обучающихся, с учётом их возрастных возможностей; научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей; помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, вышедшие из употребления.
-
Способы определений ЛЗ
а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный); б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи); в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму); г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).
-
Словарно – орфографические задания
различные виды работы с орфографическим словарем; подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова “проникновение в тайну” слова. Этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов; составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.
-
Упражнения с использованием словаря
выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова” и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной “а”: барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д.). списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. -упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.
-
Анализ слова (Вопросы, рекомендуемые для 6 класса)
указать лексическое значение слова, составить словосочетание по схеме “прилагательное + существительное” (“глагол + существительное”); подобрать синонимы, если они есть; определить, употребляется ли слово в переносном значении (если да, то привести пример); произвести фонетический разбор; указать часть речи и её грамматические признаки; разобрать слово по составу и подобрать не менее пяти однокоренных слов. указать стилистическое качество слова (разговорное, научное и т.д.); в подобранных родственных словах указать “интересные” орфограммы и объяснить их правописание.
-
Виды словарных работ
1. Загадки (ответы загадок являются словарными словами). 2. Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы). 3. Кроссворд (загадываемые слова являются словарными). 4. Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске, экране). 5. Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к определенной теме.) 6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята). 7. Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов). 8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот. 9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
-
10. Образование единственного числа из множественного или наоборот . 11. Образование другой части речи (береза – березовая). Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой). 13. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков: по родам; по числам; по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И; с непроверяемой и проверяемой гласной; одушевленные или неодушевленные предметы; по тематике – «Город» и «Деревня»; по частям речи; с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.
-
14. Выписать из данных слов: слова, состоящие из двух, трех слогов; слова с Й; слова с шипящими. 15. Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей – птицы). 16. Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов). 17. Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой). 18. Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных. 19. Восстановление деформированного текста или предложения
-
20.Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади). 21.Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово. 22.Образовать новое слово при помощи суффикса 23.Заменить одним слово (человек, который управляет трактором – тракторист). 24.Письмо по памяти. 25. Самодиктант и взаимопроверка.
-
26.Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн). 27.Перфокарты, перфоконверты. 28.Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными). 29.Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
-
30. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература) 31. Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север). 32. Закончить предложение однородными членами предложения 33. От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени. 34. Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование) 35. Диктант “Угадай словечко!” (учитель даёт толкование, дети записывают само слово). 36. Орфографический диктант (правильное произнесение записанных на уроке слов)
-
37. Зрительные диктанты 38. Задание “Объясни разницу” - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить - предоставить, надеть – одеть) 39. Словесное рисование. 40.Третий лишний 41. С предложенным словарным словом составь предложение (простое, СПП, ССП, СБП), произведи синтаксический разбор. 42. Выпиши из предложения словарное слово, произведи (морфологический, словообразовательный, фонетический, морфемный) разбор. 43.Распределительный диктант. 44. Написание сочинений.
-
45. Закончите словарную статью о глаголе жить, составив для примера свои предложения на каждое из значений слова. Жить: 1) существовать, быть живым 2) вести тот или иной образ жизни 3) поддерживать свое существование 4) проживать где-либо 46. В каком из значений употреблено слово жить в следующих предложениях: Жил старик со своею старухою у самого синего моря. Жили они бедно, с хлеба на квас перебивались. Старая барыня жила в Москве, в сером доме с белыми колоннами. 47. Рядом со словосочетаниями записать в скобках значение слова стоять: Стоял прямо, стоял шум, стоял январь, стоять за победу, стоит полк в селе.
-
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (Материал для работы со словарными словами)
. 1.Подбор однокоренных слов: Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка 2. Разбор слова по составу: -Аптечный, багажник, валенок. 3. Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов 4. "Слова-приятели" (упражнение на синонимы). Задание №1. "Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?" Задание №2. "Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?" Задание №3. "Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?" Грустный, печальный, унылый, глубокий 5. "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы). Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый;тупой, мокрый, старший, светлый;
-
6.Этимологические сведения: аквариум (от лат. слова aqua “вода”), аллея (от франц. слова allee “проход, дорога”), балкон (заимств. из итальянского яз. balcone “балкон”), бутерброд (из немец. яз. butter “масло” + brot “хлеб”) 7.Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов 8.Создай банк фразеологизмов. Правильно написать фразеологический оборот указать место ударения и грамматическую роль, дать объяснение, используя какой- либо фразеологический словарь, -найти или нарисовать иллюстрацию , в которой используется идиома, привести ее в качестве примера и доказательства (лучше не одну, а несколько), используя учебные литературные тексты.
-
Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.
9. Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом из первого столбика противоположный ему по значению фразеологизм из второго. 10. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой 11. Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова) Музыканты прибежали,В барабаны застучали.Вдруг забили барабаны.Прибежали обезьяны. (К. Чуковский 12. Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова. Сам алый, сахарный.Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз) 13. Какое слово зашифровано в шараде? Мой первый слог – крик птицы. Два других на дне пруда. А целое в музее найдёте без труда. - Запиши это слово. (Картина)это уже было выше
-
14. Определи недостающее слово. Лает собака. Рычит тигр. Квакает … - Запиши его, подбери к нему родственные слова (лягушка, лягушонок, лягушечка) 23.Используя словарное слово, составь рассказ по картинкам. 24. "Игра в слова". Задание №1. "Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.). Задание №2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...". Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие. Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"
-
25. "Один и много" (изменение слов по числам)."Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «чулок", а ты должен сказать «чулки". 26. «Объясни слово» Уже было
-
Упражнения, направленные на формирование образности речи школьников.
27. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему вы так считаете. (Ничего не помню, все вылетело из головы. – Ничего не помню, все забыл.) 28. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.Кирилл целый день бездельничал.Мы догадывались, что он нас обманывает.Первого сентября Уля проснулась очень рано. Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.
-
Комплексное задание
29. Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено в игровой форме: "Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?"). 30. Распределительный диктант. Распредели словарные слова по соответствующим колонкам. 31. Выпиши из предложения словарное слово, произведи (морфологический, словообразовательный, фонетический, морфемный) разбор.
-
Упражнения, связанные с толкованием лексического значения слов.
32. Объясните значение выделенных слов а) путем подбора синонимов крепкий человек крепкие нервы крепко поссорились б) способом разъясняющего толкования молодой побег молодой город молодой специалист в) по толкованию лексического значения узнать слово: - быстро перебирая ногами, перебираться в каком-либо направлении - совершать побег, самовольно, тайком уходить куда-либо Было в самом начале – способы толкования слов
-
ЗСП (значение, структура, правописание)
-
Кроссворды, чайнворды, ребусы
Кроссворд: актуализация знаний или постановка проблемы нового урока, подведение итогов работы на уроке, форма контроля, при этом может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.
-
Отгадать новые словарные слова, записать их, составить словосочетания
Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход (квартира). Срочное сообщение, передаваемое по телефону (телеграмма). Танцевальный спектакль в театре (балет). Звание высшего командного состава армии (генерал). Искусственный водоём для плавания, купания (бассейн).
-
Энциклопедия одного слова
Учащиеся рассматривают слово с разных сторон: лексическое значение, этимология слова, подбирают слова – синонимы, слова – антонимы, родственные слова, примеры использования данного слова в русских пословицах и пословицах народов мира, в афоризмах и крылатых выражениях, использование данного слова в названиях и текстах художественных произведений, в названиях газет, журналов, рекламных приложений, художественных и документальных фильмов, картин художников и в иллюстрациях и рисунках учащихся, в детском речевом творчестве.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.