Содержание
-
ТВОРЧЕСТВО - БЕСПОЛЕЗНОЕ БАЛОВСТВО ИЛИ ПРИЗНАК СОВРЕМЕННОСТИ?
Панов Егор Игоревич, заместитель директора по воспитательной работе, учитель биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»
-
К вопросу о развитии у учащихся творческого подхода в обучении
Школа — это то место,где нам дают ответы на вопросы,которые мы не задавали. Из сочинениядесятиклассника
-
Актуальность
До каких пор школа будет выполнять эту ненужную детям функцию? Может пора поговорить о другом! Творчество - это двигатель человеческого развития. Не будь творчества, мы остались бы первобытными людьми, возможно даже не появились.
-
Понятие «творчество»
Говоря о творчестве, мы будем понимать его как созидание нового. объективно нового (того, чего не было раньше), и субъективно нового (того, что ребенок впервые открыл для себя)
-
К. Роджерс
«Творческий характер имеют... действия ребенка, изобретающего со своими товарищами новую игру; Эйнштейна, формулирующего теорию относительности; домохозяйки, изобретающей новый соус для мяса; молодого автора, пишущего свой первый роман»
-
Проблема
Творчество — это удел дополнительного образования, специальных психологических занятий, это «подарок» учащимся в последний день четверти, когда все равно бессмысленно начинать новую тему, а урок проводить надо... Этакое баловство, лакомство. Приятное, но необязательное!
-
Рождение нового
Созидание нового — неотъемлемая часть человеческой жизни и жизни нашей цивилизации, и этому нужно специально учить, как специально учат детей навыкам переработки информации, чтения, письма, оперирования математическими символами.
-
Ценность творческого опыта человека
Проживание ситуации «здесь и сейчас», погруженность в настоящее. Наивность, естественность, открытость.Отказ от всего, что мешает творить: сильного «эго» и давящего «альтер-эго». Отказ от страха. Сила и мужество. Творческое постижение мира вместо абстрактного познания. Обретение внутренней целостности и гармонии с собой. Переживание своей уникальности и понимание другого в момент творчества.
-
Творчество – не просто дополнение к основному содержанию предмета
Творческий опыт должен быть (и, к счастью, все чаще действительно становится) нормальной составляющей того целостного личного опыта, который приобретает человек в образовательном процессе. А технологии, процедуры и дидактические приемы, работающие на получение человеком такого опыта, — делаются обязательной частью этого процесса.
-
Точка отсчета
Один и тот же материал, в одном и том же объеме может быть подан в разной форме: репродуктивной, творческой, исследовательской, ценностно-смысловой. Соответственно, и опыт учеником будет получен разный.
-
Черты творчества
Видение новой проблемы в знакомой ситуации.Видение целостной структуры объекта и его новой функции. Самостоятельное комбинирование известных способов действия, превращение их в новый способ действия. Нахождение различных вариантов решения проблемы и альтернативных доказательств. Самостоятельный перенос (ближний и дальний) знаний и умений в принципиально новую ситуацию. Построение принципиально нового способа решения проблемы.
-
Широкую популярность приобретают:
интегративные уроки, межпредметные конференции, межпредметные и надпредметные учебные проекты и игры — все это один из способов развития творческих способностей
-
Принципы формирования творческости по Э. Де Боно
Развитие способности видеть многофункциональность вещи. Развитие способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использование полученных ассоциаций для решения проблемы. Развитие способности к осознанию стереотипной идеи и освобождения от ее влияния. Содействовать переходу из обычных состояний сознания в необычные (на определенные короткие промежутки времени). Возбуждать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций. Обеспечивать реалистичное столкновение с проблемой, погружение в нее, эмоциональную вовлеченность. Обеспечивать столкновение противоположных понятий, образов, идей.
-
Творчество на основе системы творческих заданий
1) моделирование; 2) установление причин; 3) определение последствий; 4) определение новых функций; 5) решение противоречий; 6) поиск проблем; 7) анализ научных закономерностей и теорий.
-
Творчество на основе системы исследовательских заданий
Виды исследовательских заданий: Теоретический анализ нерешенной проблемы. Создание новых методов исследования. Анализ научных теорий и определение «белых пятен» — фактов, которые теория не может объяснить. Описания открытий и изобретений. Описание новых нерешенных проблем. Творческие биографии ученых.
-
Методы научных исследований на уроках
реферирование научно-популярной литературы, анализ решенных научных проблем, поиск подходов к решению нерешенных научных проблем.
-
Д.Г. Левитес пишет:
«Если учитель сам активно и широко применяет в своей работе метод проблемного обучения, его ученики раньше или позже начинают нащупывать проблемы, актуализировать противоречия в самых, казалось бы, стандартных ситуациях. Чаще проблема бывает с самим учителем, когда из-за слабого владения материалом или из-за боязни класса учитель интуитивно или сознательно старается избежать неожиданных детских вопросов».
-
АЛГОРИТМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ(по В.А. Бухвалову)
МОЗГОВОЙ ШТУРМ СИНЕКТИКА - метод творческих задач путем поиска аналогий МЕТОДТВОРЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ Преобразующие вопросы: 1. Альтернативное применение 2. Изменения 3. Уменьшение или увеличение 4. Замещение 5. Перемещение
-
Вывод
творчество не просто необходимо для развития общества, но и одновременно выполняет функцию фиксации определенного этапа развития. Без него человек перестал бы просто существовать. "Жизнь закончится тогда, когда перестанет жить в ней творчество!"
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.