Содержание
-
Тягодутьевые машины
Тягодутьевые машины — устройства, обеспечивающие принудительное (не зависящее от разницы плотностей нагретых газов в системе и наружного воздуха) перемещение воздуха и дымовых газов в технологических системах котельных установок, промышленных печей и других системах сжигания топлива в топках.
-
Искусственную тягу осуществляют в котельных установках производительностью свыше 2,5 т/ч при сопротивлении газового тракта более 300 Па, для чего устанавливают дутьевые вентиляторы, подающие воздух в топку под небольшим давлением, и дымососы, отсасывающие дымовые газы из котлоагрегата и выбрасывающие их в дымовую трубу. Дымовая труба при этом служит для выноса дымовых газов в более высокие слои атмосферы, а тяга, которую она создает, является только добавлением к тяге, создаваемой дымососом. Следовательно, принцип действия дымовой трубы одинаков как в установках с естественной, так и в установках с искусственной тягой. Центробежные вентиляторы, применяемые для преодоления сопротивления газоходов и удаления дымовых газов из котлоагрегата, называют дымососами.
-
Дымососы (например, дымососы, дымососы котла Д) предназначены для отвода дымовых газов в стационарных паровых и водогрейных котлах. Дымососы изготавливаются левого и правого направлений вращения. Левым считается вращение рабочего колеса дымососа котла против направления движения часовой стрелки, если смотреть на дымосос со стороны электродвигателя; соответственно, правым считается направление вращения рабочего колеса дымососа по направлению движения часовой стрелки. Дымососами комплектуются котлы с уравновешенной тягой на твердом топливе паропроизводительностью 2,5 ... 25 т/ч, газомазутные котлы той же паропроизводительности, а также газомазутные водогрейные котлы теплопроизводительностью 4 ... 10 Гкал/ч. Допускается применение дымососов ДН в различных технологических установках. Дымососы могут выполняются без ходовой части с непосредственной посадкой рабочего колеса дымососа на вал электродвигателя, приводящего рабочее колесо дымососа в движение. С целью предотвращения перегрева подшипников электродвигателей, расположенных со стороны рабочих колес дымососов (передних подшипников), посадочные поверхности ступиц рабочих колес выполняются со шлицевыми пазами.
-
Устройство и принцип работы дутьевого вентилятора и дымососа
Дутьевой дымосос (вентилятор) (рис. 1) состоит из следующих узлов: ходовая часть дымососа 3, улиткообразный корпус 14 с входным (всасывающим) 10 и выходным (нагнетательным) 8 патрубками, крыльчатки (ротора) 5 и направляющего аппарата (рис. 2). Ходовая часть дымососа состоит из вала 16 (рис. 1), который вращается на двух подшипниках 17. Вся ходовая часть дымососа размещена в масляной ванне, которая имеет крышку и поддон. Температура масла контролируется термометром 4, а уровень — по указателю уровня масла, который размещен в масляной ванне. Рабочее колесо дымососа — это устройство, состоящее из диска 6, к которому приварены или приклепаны лопатки 7, концы которых соединены кольцом. К диску приварена втулка 15 (ступица), с помощью которой диск рабочего колеса дымососа закрепляется на валу. При вращении рабочего колеса дымососа воздух по воздуховоду подводится к центру рабочего колеса и за счет центробежных сил отбрасывается от центра к периферии и нагнетается в воздуховод. В центре рабочего колеса дымососа образуется разрежение, куда беспрерывно поступает воздух. Направляющий аппарат дымососа (рис. 2), с помощью которого регулируется подача воздуха (или создается разрежение в топке), устанавливается перед дымососом на всасывающем патрубке. Направляющий аппарат дымососа состоит из металлического патрубка с фланцами, внутри которого размещены поворотные лопатки 2. Все лопатки имеют общий поворотный механизм, с помощью которого они могут поворачиваться одновременно на одинаковый угол.
-
Рисунок 1 - Центробежный дымосос (вентилятор): 1 — электродвигатель; 2 — муфта; 3 — ходовая часть дымососа; 4 — термометр; 5 — ротор; 6 — диск рабочего колеса дымососа; 7 — лопатки (крыльчатка) рабочего колеса дымососа; 8, 10 — выходной и входной патрубки; 9 — рукоятка поворота лопастей; 11 — центральный рассекатель; 12 — поворотные лопасти; 13 — поворотное кольцо; 14 — улиткообразный корпус; 15 — втулка; 16 — вал; 17— подшипник
-
Рисунок 2 - Устройство направляющего аппарата дымососа: 1 — кожух направляющего аппарата дымососа; 2 — поворотные лопатки; 3 — привод; 4 — кожух дымососа; 5 — колонка дистанционного управления
-
Эксплуатация дымососов и вентиляторов
Перед пуском дымососа в работу необходимо выполнить внешний осмотр дымососа и вентилятора, обратив внимание на следующее: наличие ограждения валов и полумуфт дымососа; наличие заземления электродвигателей; прочность крепления электродвигателя, подшипников, дымососа (вентилятора); наличие поступления воды на охлаждение подшипников дымососа (вентилятора); наличие уплотнений в местах прохода вала через кожух; наличие ограждающих сеток у всасывающих патрубков дымососа (вентилятора) ; соответствие указателей положения регулирующих устройств у машины указателям, установленным на щите управления; плотность закрытия и легкость хода регулирующих устройств дымососа (вентилятора); отсутствие задеваний движущихся частей. Для проверки работы дымососа (вентилятора) на холостом ходу необходимо направляющий аппарат или шибер полностью закрыть и включить электродвигатель. Проверить отсутствие посторонних шумов, задеваний движущихся частей о корпус, вибрации подшипников. При работе на холостом ходу медленно открывать направляющий аппарат или шибер дымососа таким образом, чтобы ток электродвигателя под нагрузкой не превышал допустимого значения.
-
В процессе работы дымососа и вентилятора необходимо: контролировать уровень масла в подшипниках; проверять температуру корпусов подшипников; следить за поступлением воды на охлаждение подшипников; контролировать показания амперметров электродвигателей; проверять на ощупь температуру статора электродвигателя; следить за исправным состоянием регулирующих устройств (направляющих аппаратов, шиберов)
-
Обслуживание дымососа (вентилятора)
При подготовке к пуску вентиляторов и дымососов проверяют количество и качество масла в подшипниках. В случае смены масла подшипники промывают керосином. Проверяют положение смазочных колец, а при водяном охлаждении подшипников - пускают воду. Проверяют положение шиберов (должны быть закрыты). Вручную проверяют легкость вращения роторов, исправность ограждения у муфт и положение пусковых приспособлений электродвигателя: реостат должен стоять в положении «Пуск». Если электродвигатель дымососа (вентилятора) короткозамкнутый, пуск в работу производят простым включением пускателя. Если электродвигатель имеет контактные кольца, его пуск состоит из следующих операций: опускают щетки, ставят пусковой реостат в положение «Пуск», включают пускатель и медленно выводят сопротивление реостата, поднимают щетки. Во время работы следят за температурой подшипников (температура масла должна быть не выше 70° С), исправностью масляной системы, достаточным поступлением к подшипникам охлаждающей воды (температура воды на выходе должна быть не больше 30 — 40"С), нагрузкой электродвигателя по амперметру, температурой статора двигателя, отсутствием вибрации и стуков, температурой уходящих газов и воздуха, подаваемого вентилятором. При остановке дымососа (вентилятора) переводят газ на прямой ход, снижают нагрузку перекрытием регулирующего устройства (шибера, направляющего аппарата), выключают пускатель электродвигателя и приводят его в исходное, пусковое состояние (разомкнуть короткозамыкающее приспособление, опустить щетки и поставить рукоятку реостата в положение «Пуск»). Дымосос и вентилятор должны быть немедленно остановлены при появлении сильной вибрации и стуков, сильного нагрева подшипников (до 700С и выше), задевании ротора дымососа (вентилятора) о кожух или ротора двигателя о статор или загорании не сгоревшего топлива в газоходах.
-
Неисправности тягодутьевых машин
Причинами повреждений тягодутьевых машин во время работы могут быть причины механического, электрического и аэродинамического характера. Причинами механического характера являются: -неуравновешенность рабочего колеса в результате износа или отложений золы (пыли) на лопатках; -износ элементов соединительной муфты: ослабление посадки втулки рабочего колеса на валу или ослабление растяжек крыльчатки; -ослабление фундаментных болтов (при отсутствии контргаек и ненадежных замков против отвертывания гаек) или недостаточная жесткость опорных конструкций машин; -ослабление затяжки анкерных болтов корпусов подшипников вследствие установки под ними при центровке некалиброванных прокладок; -неудовлетворительная центровка роторов электродвигателя и тягодутьевой машины; -чрезмерный нагрев и деформация вала вследствие повышенной температуры дымовых газов.
-
Причиной электрического характера является большая неравномерность воздушного зазора между ротором и статором электродвигателя.Причиной аэродинамического характера является различная производительность по сторонам дымососов с двухсторонним всасыванием, которая может возникнуть при одностороннем заносе золой воздухоподогревателя или неправильной регулировке заслонок и направляющих аппаратов.Во всасывающих карманах и улитках тягодутьевых машин, транспортирующих запыленную среду, наибольшему абразивному износу подвержены обечайки. а также всасывающие воронки улиток. Плоские боковины улиток и карманов изнашиваются в меньшей степени. На осевых дымососах котлов наиболее интенсивно изнашивается броня корпуса в местах расположения направляющих аппаратов и рабочих колес. Интенсивность износа возрастает с увеличением скорости потока и концентрации в нем угольной пыли или частиц золы. Основными причинами вибрации дымососов и вентиляторов могут быть: а)неудовлетворительная балансировка ротора после ремонта или разбалансировка во время работы в результате неравномерного износа и повреждения лопаток у рабочего колеса или повреждения подшипников; б)неправильная центровка валов машин с электродвигателем или расцентровка их из-за износа муфты, ослабления опорной конструкции подшипников, деформация подкладок под ними, когда после центровки оставляется много тонких некалиброванных прокладок и т.п.; в)повышенный или неравномерный нагрев ротора дымососа, вызвавшего прогиб вала или деформацию рабочего колеса; г) односторонний занос золой воздухоподогревателя и т.п.
-
Вибрация возрастает при совпадении собственных колебаний машины и опорных конструкций (резонанс), а также при недостаточной жесткости конструкций и ослаблении фундаментных болтов. Возникшая вибрация может повлечь за собой ослабление болтовых соединений и пальцев муфты, шпонок, нагревание и ускоренный износ подшипников, обрыв болтов крепления корпусов подшипников, станины и разрушение фундамента и машины.Предупреждение и устранение вибрации тягодутьевых машин требует комплексных мероприятий.Во время приема - сдачи смены прослушивают дымососы и вентиляторы в работе, проверяют отсутствие вибрации, ненормального шума, исправность крепления к фундаменту машины и электродвигателя, температуру их подшипников, работу соединительной муфты. Такая же проверка производится при обходе оборудования во время смены. При обнаружении дефектов, угрожающих аварийной остановкой, сообщают старшему по смене для принятия необходимых мер и усиливают наблюдение за машиной.Вибрации вращающихся механизмов устраняют путем их балансировки и центровки с электроприводом. Перед балансировкой производят необходимый ремонт ротора и подшипников машины.Основным видом повреждения рабочих колес и кожухов дымососов является абразивный износ при транспортировке запыленной среды из-за больших скоростей и высокой концентрации уноса (золы) в дымовых газах. Наиболее интенсивно изнашиваются основной диск и лопатки в местах их приварки. Абразивный износ рабочих колес с загнутыми вперед лопатками значительно больше, чем колес с лопатками, загнутыми назад. При работе тягодутьевых машин наблюдается также и коррозионный износ рабочих колес при сжигании в топке сернистого мазута.Зоны износа листовых лопаток необходимо наплавить твердым сплавом. Износ лопаток и дисков роторов дымососов зависит от сорта сжигаемого топлива и качества работы золоуловительных установок. Плохое действие золоуловителей ведет к их интенсивному износу, уменьшает прочность и может стать причиной разбалансировки и вибраций машин, а износ кожухов ведет к неплотностям, пылению и ухудшению тяги.Снижение интенсивности эрозионного износа деталей достигается ограничением максимальной частоты вращения ротора машины. Для дымососов частота вращения принимается около 700 об/мин, но не более 980. Эксплуатационными методами уменьшения износа являются: работа с минимальным избытком воздуха в топке, устранение присосов воздуха в топке и газоходах и мероприятия по снижению потерь от механического недожога топлива. Это уменьшает скорости дымовых газов и концентрацию в них золы и уноса.
-
Основными причинами повышения температуры подшипников являются: -загрязнение, недостаточное количество или вытекание смазки из подшипников, несоответствие смазочного материала условиям работы тягодутьевых машин (слишком густое или жидкое масло), чрезмерное заполнение смазкой подшипников качения; -отсутствие в корпусе подшипника осевых зазоров, необходимых для компенсации температурного удлинения вала; -малый посадочный радиальный зазор подшипника; -малый рабочий радиальный зазор подшипника; -заедание смазочного кольца в подшипниках скольжения при очень высоком уровне масла, которое препятствует свободному вращению кольца, или повреждение кольца; -износ и повреждение подшипников качения: дорожки и тела качения выкрашиваются, трещина на кольцах подшипника, внутреннее кольцо подшипника неплотно сидит на валу, смятие и поломка роликов, сепараторов, что сопровождается иногда стуком в подшипнике; -нарушение охлаждения подшипников, имеющих водяное охлаждение; -разбалансировка рабочего колеса и вибрация, резко ухудшающие условия нагрузки подшипников.
-
Во время монтажа или ремонта тягодутьевых машин нельзя применять подшипники, если у них обнаружены: -трещины на кольцах, сепараторах и телах качения; -забоины, вмятины и шелушение на дорожках и телах качения; -сколы на кольцах, рабочих бортах колец и телах качения; -сепараторы с разрушенными сваркой и клепкой, с недопустимыми провисанием и неравномерным шагом окон; -цвета побежалости на кольцах или телах качения; -продольные лыски на роликах; -чрезмерно большой зазор или тугое вращение; -остаточный магнетизм.
-
Обслуживающему персоналу следует: следить по приборам, чтобы температура уходящих газов не превышала расчетную; производить по графику осмотр и текущий ремонт дымососов и вентиляторов со сменой масла и промывкой подшипников, если это требуется, устранением неплотностей, проверкой правильности и легкости открытия шиберов и направляющих аппаратов, их исправности и т.д.; закрывать всасывающие отверстия дутьевых вентиляторов сетками производить тщательную приемку запасных частей, поступающих для замены во время капитального и текущего ремонтов тягодутьевых машин (подшипников, валов, крыльчаток и т.п.); производить опробование тягодутьевых машин после монтажа и капитального ремонта, а также приемку отдельных узлов в процессе монтажа (фундаменты, опорные рамы и т.п.); не допускать приемку в эксплуатацию машин с вибрацией подшипников 0,16 мм при частоте вращения 750 об/мин, 0,13 мм - при 1000 об/мин и 0,l мм- при 1500 об/мин.
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.