Содержание
-
В. Ф. Войно-Ясенецкий (св. Лука)
Жизненный путь хирурга и архиепископа
-
-
В его юности был период увлечения идеями графа Толстого: он стал вегетарианцем, работал вместе с мужиками на поле, спал на полу и т. д Войно-Ясенецкий имел способности к рисованию. Параллельно с гимназией он учится в Киевском художественном училище
-
-
После окончания гимназии настало время определять свой жизненный путь «Влечение к живописи было у меня настолько сильным, что по окончании гимназии я решил поступить в Петербургскую Академию художеств…» «…Недолгие колебания кончились тем, что я признал себя не вправе заниматься тем, чем мне нравится, и обязан заняться тем, что полезно для страдающих людей. Из Академии я послал матери телеграмму о желании поступить на медицинский факультет…»
-
Валентин Феликсович имел отвращение к естественным наукам, тем не менее в университете он учился на сплошных пятерках. Также во время учебы студент неожиданно чрезвычайно заинтересовался анатомией: "Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии... Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии".
-
Изучая кости, он рисовал их и дома лепил из глины, а своей препаровкой трупов сразу обратил внимание всех товарищей и профессора анатомии... На третьем курсе юный медик со страстным интересом занимался изучением операций на трупах
-
По окончании университета Валентин Феликсович сказал, что собирается всю жизнь быть участковым земским врачом. Однако в начале его врачебной карьеры ему была уготована другая судьба: практика хирурга началась на Дальнем Востоке во время русско-японской войны, где молодому выпускнику было поручено заведовать хирургическим отделением. Руководство в нем не ошиблось, ибо он безошибочно выполнял крупные операции на костях, суставах и черепе.
-
Первый отряд Красного Креста
-
В это время он женился на сестре милосердия Анне Васильевне Ланской До встречи с Войно-Ясенецким руки Анны Ланской просили еще 2 врача, но она им отказала и дала обет девства. Выйдя замуж за молодого Валентина Феликсовича, она нарушила этот обет, за что, по мнению св. Луки, была наказана Богом невыносимой патологической ревностью
-
После войны Войно-Ясенецкий начинает заниматься делом своей жизни – земской медициной. Несмотря на бедные, плохо оборудованные больницы, Валентин Феликсович начинает широко оперировать, и с каждой удачной операцией растет его слава как хирурга, а особенно как мастера глазных операций.
-
Однажды к Войно-Ясенецкому прибежала девочка, неся на руках задыхавшегося ребенка, сказала, что он поперхнулся сахарным кусочком. Валентин Феликсович решил сделать трахеотомию, хотя из операционного оборудования у него были перочинный нож, кусок ваты и немного раствора сулемы, вместо трахеостомической трубки – гусиное перо. Операция была выполнена успешно, однако ребенок погиб, так как инородное тело застряло ниже.
-
В 1916 г. Войно-Ясенецкий защищает докторскую диссертацию на тему «Регионарная анестезия», его оппоненты проявляют немалый интерес к работе, также их внимание привлекают четкие и изящные иллюстрации, выполненные самим доктором В 1917 г. в связи с болезнью жены (туберкулез легких), семья Войно-Ясенецких переезжает в Ташкент, где Валентину Феликсовичу полагалось место главного врача
-
В Ташкенте время было тревожное. Нести суточные дежурства приходилось через двое-трое суток. В 1917–1920 годах в городе было темно. На улицах по ночам постоянно стреляли Валентин Феликсович оказался прекрасным руководителем. Сослуживцев поражало внутреннее спокойствие, невозмутимость, которыми главный врач встречал любые жизненные и профессиональные испытания. В 1919 г. Войно-Ясенецкий был арестован по доносу одного служителя морга. Если бы в тот день он не встретил видного партийца в зале суда, его бы расстреляли.
-
В 1918 г. из-за острой нехватки мед. кадров Войно-Ясенецкий вместе с коллегами открывает среднемедицинскую школу, где сам профессор преподает анатомию. Студентов набралась масса, и они с жадностью набросились на учебу, помогая всем, чем могли, молодому факультету. Так кости для занятий по анатомии раздобывали на старых кладбищах и в окрестностях Ташкента. На гектографе перепечатывали оттиски книг с тех, что имелись у руководителей, Войно-Ясенецкий выполнял художественные таблицы по анатомии. Ботаник собирал травы и на них обучал слушателей…
-
Главные знания ученики приобретали на операциях профессора. Даже промахи во время операций у такого учителя, как Валентин Феликсович, оказывались поучительными (однажды он поранил внутреннюю яремную вену, однако быстро ее перерезал и выпустил воздух)
-
Осенью 1920 года в Ташкенте открылся Государственный Туркестанский университет. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий занял на медицинском факультете кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии. Пока профессор Войно-Ясенецкий лечил и учил, старательно готовился к лекциям и, не считаясь со своим покоем и отдыхом, спасал человеческие жизни, другие люди превращали жизнь горожан в страшный, бессмысленный, невыносимый кошмар.
-
Ученый не был противником советской власти, однако не понимал, почему она выступает против религии. В то время , когда многие верующие становятся атеистами, а священники отрекаются от своего сана, Валентин Феликсович все активнее участвует в церковных делах.
-
В январе 1920 года Войно-Ясенецкий на епархиальном съезде духовенства произносит речь, после которой епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий предложил ему стать священником, и Войно-Ясенецкий согласился: «…Я чувствовал, что мой долг – защищать проповедью оскорбленного Спасителя нашего»
-
В один из первых дней февраля 1921 года Войно-Ясенецкий появился в больничном коридоре в рясе священника с большим крестом на груди. Он, как обычно, прошагал в кабинет, снял там рясу и в халате явился в предоперационную мыть руки. Предстояла операция. И никто в отделении не улыбнулся, никто не посмел задать вопросы, не имеющие отношения к больничным делам. И сам он не спешил объясняться. Только ассистенту, который обратился к нему по имени-отчеству, ответил , что Валентина Феликсовича больше нет, а есть священник отец Валентин.
-
В дальнейшем у главного врача сложилась традиция: в операционной на тумбочке стояла икона, а возле нее зажженная лампада; после подготовки операционного поля Войно-Ясенецкий ставил на теле больного йодом крест…
-
В 1922 г. появились так называемые «живоцерковники», которые не признавали патриарха Тихона, но приветствовали любые требования Советов. Живая церковь с ее доносами и подобострастием к властям была противна Войно-Ясенецкому, также он презирал антицерковную кампанию (разорение и разрушение храмов, издевательства над верующими)
-
-
Его посадили в тюрьму по нелепому обвинению – в связях с контрреволюционными казаками и англичанами одновременно. Но даже находясь в тюремных условиях, ученый продолжал работать над «Очерками гнойной хирургии», для этого ему разрешили занимать тюремную канцелярию.
-
Вскоре великая монография была готова, ее даже одобрили в издательстве, однако выпускать отказались из-за просьбы Войно-Ясенецкого: он хотел, чтобы на обложке книги рядом с именем автора обозначен был его духовный сан. В 1923 г. такого «безобразия» советские власти никак не могли допустить.
-
Чтобы избавиться от «опасного» священника, его отправляют в долгую ссылку в Сибирь. Отцу Валентину дали сутки на сборы и прощание с семьей: всю ночь его квартира была полна прихожанами, а утром, когда поезд уже тронулся несколько десятков верующих легли на рельсы, они не желали отпускать своего пастыря.
-
Во время пути на север врач обнаружил у себя первые симптомы сердечной болезни, которая неустанно прогрессировала. Единственное лекарство (настойку валерианы) он получил во время остановки в Тюмени. Бандиты иногда проявляли к «батюшке» некоторое уважение, но чаще над ним глумились, его оскорбляли и даже били. В глухих сибирских деревнях Войно-Ясенецкий жил в нелегких бытовых условиях, однако все тяготы ссылки профессор переносил без ропота, он продолжал лечить, проповедовать, служить в церкви. Желая избавиться от непослушного священника, власти отправляли его все дальше на север.
-
Из Туруханска уполномоченный ГПУ отправил св. Луку «на Ледовитый океан». Дорога была крайне тяжелой: на ослабленных оленях по жестокому морозу, Войно-Ясенецкий с конвоиром прошли 400 км. Место ссылки находилось «на краю света» и представляло собой станок, состоящий из 3 изб и 2 больших груд навоза. Даже внутри избы врача не оставлял холод, в углу лежала куча снега, вода покрывалась толстым слоем льда…
-
После возвращения из 1й ссылки в Ташкент Войно-Ясенецкий продолжает помогать страдающим людям. Он посылал свою помощницу Шуру искать по городу больных, нуждающихся в помощи и материальной поддержке…Так врач спасал жизни многих бедняков. «Главное в жизни – всегда делать людям доброе…»
-
6 мая 1930 года В.Ф.Войно-Ясенецкого арестовали – обвинение по «делу Михайловского», которому в дальнейшем была предана политическая окраска — об участии церковников в убийстве профессора-материалиста
-
Целый год профессор провел в тюрьме, лишенный книг, передач с воли, свидания с близкими. Владыка Лука мерзнет и задыхается в своей до отказа переполненной камере, лежит после сердечного приступа в тюремной больнице, умоляет своих гонителей не лишать его возможности заниматься наукой… Наконец, решено сослать ученого в архангельскую область, где ему разрешалось вести приемы, консультировать на операциях, однако запрещалось оперировать самому, отчего он очень страдал.
-
После возвращения профессора в Ташкент (1934 г.) в печать, наконец, выходят «Очерки гнойной хирургии» в урезанном виде. Войно-Ясенецкий ждал с нетерпением этого момента. В этот скромный томик была вложена почти вся его жизнь.
-
Вот «старик огромного роста и богатырского сложения вошел, пошатываясь, в амбулаторию Ардатовской земской больницы» - этот пациент с карбункулом нижней губы из 1907 г. А «Илья Ж., ученик, 16 лет, был ранен на улице Ташкента 28 октября 1917 г. разорвавшейся над ним шрапнелью…». Товарищи по медицине и науке оценили эту монографию как одну из самых блестящих произведений хирургической мысли. До эпохи антибиотиков, когда не было другой возможности бороться с гноем, кроме хирургической, любой молодой хирург, имея эту книгу, мог осуществлять операции в тяжелых условиях провинциальной больницы
-
В 1936 г. Войно-Ясенецкий становится руководителем третьего корпуса Института неотложной помощи. Его ученики жадно стремятся перенять опыт учителя. Профессор долго не допускал молодых врачей до операции. А когда разрешил оперировать, то сам был ассистентом. Войно-Ясенецкий мог выйти из себя, когда слышал, что врачи не в полной мере боролись за жизнь больного… Сам он мог даже оставить службу в церкви и прийти на помощь страдающему.
-
-
-
В 1940 г. Войно-Ясенецкий находится в ссылке в Красноярском крае – в Большой Мурте. Никакого почета ссыльному профессору не предполагалось. Работал он в районной больнице почти бесплатно (ему выписывали 200 рублей за счет пустовавшей ставки санитарки), по утрам молился в березовой роще, питался благодаря добрым людям. Во время Великой отечественной войны ссыльный профессор Войно-Ясенецкий переводится в г.Красноярск для работы консультантом в многочисленных госпиталях, имевших более 10000 коек.
-
В Красноярске Войно-Ясенецкий снова бедствует, голодает, однако, привыкнув к таким условиям жизни, он пишет, что «полюбил страдание, так удивительно очищающее душу». Профессор продолжает оперировать (по 9-10 ч.), учить молодых врачей. Его ученики вспоминают, что с каждым раненым учитель вступал как бы в личные отношения. Как и всегда очень тяжело Войно-Ясенецкий переживал потерю больного.
-
Патриотизм верующих заставили Сталина и правительство изменить отношение к Русской православной церкви. Это сразу же отразилось на положении Войно-Ясенецкого — его переселили в лучшую квартиру, обеспечили хорошей одеждой и питанием. В марте 1943 года была открыта первая маленькая церковь, и ссыльный епископ Лука был назначен красноярским епископом. Он снова свободно произносит проповеди, и одновременно читает лекции в госпитале
-
После окончания ссылки профессор перебрался с частью эвакогоспиталя в Тамбов и возглавил тамбовскую епархию. За такие труды как «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» Войно-Ясенецкому присуждена Сталинская премия 200000 руб., из которых 130 000 руб. Лука пожертвовал на помощь сиротам.
-
Здоровье Войно-Ясенецкого все больше и больше ухудшается, слабеет зрение. Он уже не в состоянии выполнять сложные и длительные операции. На склоне своих лет великий хирург переезжает в Симферополь
-
В курортном крае тогда было не до отдыха – на улицах много бедных, все разрушено… Св. Лука стал получать по 10 000 руб. архиерейского жалованья – все эти деньги владыка распределял на восстановление разоренной епархии, посылал своей многочисленной родне, помогал, как мог, беднякам.
-
В доме епископа всегда готовы были оказать помощь нуждающемуся. На его кухне обед всегда готовился на 15-20 персон, так как приходило много голодных детей, одиноких старых женщин и других бедняков. Сам св. Лука ел только насущное, ходил в чиненных рясах с прорванными локтями… Продолжает Лука бороться и за религию: наказывает и лишает сана распоясавшихся священников (неопрятных, стригущих волосы, бреющих бороду, пьющих, курящих).
-
Во время жизни в теплом Крыме епископ Лука пишет книгу «Дух, душа, тело», в которой в удивительной взаимосвязи выражены материальные и духовные идеи. Но время идет и в 1956 году Войно-Ясенецкий полностью теряет зрение и отдает всего себя религиозному служению
-
Начало 1960 г. – очередное гонение на церковь, отныне священник переставал быть главой прихода. Это была коренная ломка всего приходского уклада, а у Валентина Феликсовича кончались силы для борьбы. Лука угасал… Он стал сильнее уставать от служб, от проповедей, от разговоров… Владыка бледнел, отказывался от пищи…
-
11 июля 1961 года (день всех святых на земле Русской просиявших) Валентин Феликсович закончил сложный и трудный, но всегда честный и отданный человечеству жизненный путь. ... В 1994 г. Св. Лука (Войно-Ясенецкий) был причислен к Лику Святых.
-
Огромное наследие оставил этот великий человек и в медицине, и в Русской Православной церкви. Он спасал людей от телесных и душевных недугов, всегда был готов помочь нуждающемуся, охотно делился своим опытом и знаниями с молодым поколением; он до конца боролся за веру, без ропота переносил все тяготы жизни. Это был «ученый божьей милостью».
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.