Содержание
- 
              
            Добрый день!Мы начинаем! 
- 
              
            В мире математики
- 
              
            Иградлязрителей:«Турецкийкупецискалкомпаньона. Емупредлагалисвоиуслугидвакандидата: умный и глупый. Последолгогоразмышлениякупецрешилотдатьпредпочтениеумному. Нокакузнать, ктоизнихумнее? Купецпридумалтакоеиспытание: привелобоих в помещениебезокон и зеркал. Тамоноткрылкоробку и сказал: «Здесьпятьфесок, двекрасногоцвета и тричёрного. Сейчас я выключусвет. Каждыйизвасвозьмётоднуфеску и наденетеё. Кактолько я опятьвключусвет, выдолжнысказать, какогоцветафесканавашейголове. Ктопервыйугадает, тот и будетмоимкомпаньоном». Так и былосделано. Кактолькозажёгсясвет, обапретендентаувидели, что у купцанаголовекраснаяфеска. В тужесекундуодинизиспытуемыхвоскликнул ...». Чтоонвоскликнул? 
- 
              
            Домашнее задание:«Для чего нужна математика?» 
- 
              
            Второй тур:«Биатлон» 
- 
              
            Вопросы первой команде:Какназываетсяотношениепротиволежащегокатета к гипотенузе? Синус 1% отрубля? 1 копейка Перваяроссийскаяженщина-математик,докторфилософии. С. В. Ковалевская 
- 
              
            
 Пять десятков умножить на пять десятков. Сколько получится десятков? 250 Чему равна сумма всех чисел от -200 до 200? 0 
- 
              
            Вопросы второй команде:Как называется отношение прилежащего катета к гипотенузе? Косинус Может ли при умножении получиться 0? Да Что больше: сумма чисел от 0 до 10 или их произведение? Сумма 
- 
              
            
 Кто«подчинил»алгебругеометрии, т.е. вывелгеометриюнапервоеместо? Евклид Чем в математикевыражаютрезультатсчетаилиизмерения? Числом 
- 
              
            Третий тур:«Взаимосвязи» 
- 
              
            География.Этотгородбылизвестенещёдонашейэры. С нимсвязаноимяизвестногочеловека. НаходитсяоннаостровеСицилия. Назовитеэтотгород. 
- 
              
            Подсказки.Именно в этом городе на 75 году жизни был убит римским воином известный математик, изобретатель, физик, инженер. Этот ученый был горячим патриотом своей родины и города, в котором жил. В течение двух лет с помощью своих машин он с успехом защищал родной город от мощи римской армии, которой командовал Марк Клавдий Марцелл, один из самых крупных военачальников того времени. 
- 
              
            
 Вот в какихсловахпередаетдревнегреческийписательПлутархвзятиегородаримлянами: «Марцеллвполнеполагалсянаобилие и блесксвоеговооружения и насобственнуюсвоюславу. НовсеоказалосьбеспомощнымпротивАрхимеда и егомашин. КогдакораблиМарцеллаприблизилисьнарасстояниеполётастрелы, тоАрхимедвелелприблизитьшестигранноезеркало, сделанноеим. Наизвестномрасстоянииотэтогозеркалаонпоместилдругиезеркалапоменьшетакогожевида. Этизеркалавращалисьнашарнирахприпомощиквадратныхпластинок. Лучисолнца, отраженныеотэтихзеркал, произвелистрашныйпожарнакораблях, которыебылиобращены в пепелнарасстоянии, равномполётустрелы». 
- 
              
            
 Этот рассказ, по словам профессора М.Е.Ващенко-Захарченко, долгое время считался басней, пока известный учёный Бюффон в 1777г. Не показал на опыте, что это возможно. С помощью 168 зеркал он в апреле зажёг дерево и расплавил свинец на расстоянии 45 м. 
- 
              
            Сиракузы.
- 
              
            Геометрия.Этутеоремуизучают в 8 классе и называют«теоремойневест». Сформулируйтетеорему и объясните, почемуеётакназывают. 
- 
              
            Подсказки.Эту теорему считают важнейшей теоремой курса геометрии. Её используют очень часто при решении планиметрических и стереометрических задач. Ученый, сформулировавший данную теорему, родился на острове Самосе. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов. 
- 
              
            
 Этомуучёному, кромеданнойтеоремы, приписываетсяещёрядзамечательныхоткрытий, в томчислетеорема о суммевнутреннихугловтреугольника. В строительнойпрактикеегиптянеиспользовалитакназываемый«египетскийтреугольник» - треугольниксосторонами 3, 4 и 5. 
- 
              
            
 Теорема Пифагора. Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов. ВоФранции и некоторыхобластяхГермании в средневековьетеоремуПифагораназывали«мостомослов». У математиковарабскогоВостокаэтатеоремаполучиланазвание«теореманевесты»засходствочертежа с пчёлкой, бабочкой, чтопо-греческиназывалосьнимфой. Припереводе с греческогоарабскийпереводчик, необративвниманиеначертёж, перевелслово “нимфа” как«невеста», а не«бабочка». 
- 
              
            Искусство.Какназываютсяархитектурныесооружения, являющиесяоднимизчудесдревнегомира, сохранившимсядонашихдней? 
- 
              
            Подсказки.Этисооруженияпостроены в XXVIII в. дон.э. В сознаниилюдейпоследующихпоколенийониотождествляютсясовсемискусствомстраны, гдеонипостроены, с еёприродой и обликом. Этихсооруженийтри. Каждоеизсооруженийпредставляетсобойгеометрическоетело, в основаниикоторогонаходитсяквадрат, а егобоковыеграни – равнобедренныетреугольники. 
- 
              
            
 Однимизсеми«чудессвета»называлипирамидыфараоновХеопса, Хефрена и Микерина, высящиеся в Газе (Египет). Возведённыесредипустыниизсветлогокамня, онисуровы и строги, наиболееграндиознаяизних – пирамидаХеопса. Еёвысота 146,6 м., длинаоснования 233 м. 
- 
              
            Музыка и пение.Мывсезнаемэтупесню: «У попабыласобака. Онеёлюбил. Онасъелакусокмяса. Онеёубил. И в землюзакопал. И надписьнаписал: «У попабыласобака. Онеёлюбил...» и т.д. 
- 
              
            
 Какаясуществуетсвязьмеждупесней и математическимпонятием, являющимсяоднимизсвойствфункции? 
- 
              
            Подсказки.Обратите внимание на повторяемость текста. Какую букву ни возьми, она обязательно повторится через 89 букв. Так в обыденной речи называют чуть ли не всякую повторяемость (смена времен года, колебание струны и др.) Функция, любое значение которой в точности повторяется каждый раз, когда аргумент увеличивается на определенную величину. 
- 
              
            
 Обратите внимание на повторяемость текста. Какую букву ни возьми, она обязательно повторится через 89 букв. Так в обыденной речи называют чуть ли не всякую повторяемость (смена времен года, колебание струны и др.) Функция, любое значение которой в точности повторяется каждый раз, когда аргумент увеличивается на определенную величину. 
- 
              
            
 Периодичность. Периодические функции: синус, косинус, тангенс, катангенс. 
- 
              
            История.В VII-VI вв. дон.э. в Грециижилизнаменитыемудрецы. Родоначальникамиэллинскоймудростисчиталисьсемьдревнихмудрецов. Онисчиталисьзнатокамичеловеческих и мировыхпорядков. ПовсейГрецииходилиихкраткие, нравоучительныеизречения: «Мёртвыхнехули»; «Чужойбеденесмейся»; «Знайвсемупору»; «В счастьеневозносись, в беденеунижайся». 
- 
              
            
 Ктосредисемиизвестныхмудрецовзанимал«первоеместо»? 
- 
              
            Подсказки.Учился мудрец у египетских купцов, интересовался устройством Вселенной, прославился как великий астроном. Он разделил год на 365 дней, объяснил причину солнечных затмений, предсказал знаменитое затмение 585 года, происходившее в день битвы. В геометрии есть теорема, доказанная этим мудрецом и носящая его имя. 
- 
              
            
 Но больше всего прославилось его учение о происхождении мира. Первовеществом он счёл воду, пропитывающую всё живое. Он полагал, что при сущении воды образуются твёрдые тела, а при разрежении – пар, воздух и огонь. Родом он был из Милета, называли его Милетским мудрецом. 
- 
              
            Фалес из Милета.
- 
              
            Литература.Всемизвестныпословицы: «Чемдальше в лес, тембольшедров»; «Дальшеоткумы – меньшегреха». Чем, с точкизренияматематики, отличаютсяэтипословицы? 
- 
              
            Подсказки.Представьте себе, как нарастает количество дров по мере продвижения в глубь леса: от опушек, где давно собрано, до чащоб, куда ещё не ступала нога заготовителя. Рассмотрите количество дров как функцию продвижения в лес. Какой является функция, которая показывает, как изменяется мера греха помере удаления от кумы? О каком свойстве функции идёт речь? 
- 
              
            
 Функция в первой пословице монотонно возрастает, а во второй монотонно убывает. 
- 
              
            Химия.Назовитеавтораслов: «Химия – праваярукафизики, математика – еёглаза». 
- 
              
            Подсказки.Этовеликийрусскийучёный – химик, физик, математик, философ, поэт, живший в 18 веке. В 1755 годуосновалМосковскийуниверситет. ПронегоПушкинсказал: «Онсоздалпервыйуниверситет. Он, лучшесказать, самбылпервымнашимуниверситетом». Началсвоёобразованиебудучиужеюношей, пришедшим в ПетербургизАрхангельска с обозом. 
- 
              
            Михаил Васильевич Ломоносов
- 
              
            Четвёртый тур:«Тёмнаялошадка» 
- 
              
            Внимание! Черный ящик!То, чтолежит в чёрномящике, изобрёлоченьталантливыйюноша, которыйпридумалгончарныйкруг, первую в мирепилу. ПодпепломПомпеиархеологиобнаружилимноготакихпредметов, изготовленныхизбронзы. В нашейстранеэтобылообнаруженоприраскопках в НижнемНовгороде. В ДревнейГрецииумениепользоватьсяэтимпредметомсчиталосьверхомсовершенства, а ужумениерешатьзадачи с егопомощью – признакомвысокогоположения в обществе и большогоума. Этотпредметнезаменим в строительстве и архитектуре. Замногиесотнилетконструкцияэтогопредметанеизменилась. В настоящеевремяимумеетпользоватьсялюбойстаршеклассник. 
- 
              
            Что лежит в чёрном ящике?Циркуль 
- 
              
            Внимание! Второйчёрныйящик!В 1974 годуархитекторомбылапридуманаигра, котораяявляетсянагляднымпособиемпоалгебре, комбинаторике, программированию. Этуигруназывают«игройстолетия». Еслиигратьбезсистемы, тодлядостиженияцелипотребуетсямиллионылет. Используяопределённуюсистему, можнодостичьцелиза 23 секунды. Этаигра - полезныйспутник в дороге. 
- 
              
            Что лежит в чёрном ящике?Кубик Рубика 
- 
              
            Иградлязрителей:«Турецкийкупецискалкомпаньона. Емупредлагалисвоиуслугидвакандидата: умный и глупый. Последолгогоразмышлениякупецрешилотдатьпредпочтениеумному. Нокакузнать, ктоизнихумнее? Купецпридумалтакоеиспытание: привелобоих в помещениебезокон и зеркал. Тамоноткрылкоробку и сказал: «Здесьпятьфесок, двекрасногоцвета и тричёрного. Сейчас я выключусвет. Каждыйизвасвозьмётоднуфеску и наденетеё. Кактолько я опятьвключусвет, выдолжнысказать, какогоцветафесканавашейголове. Ктопервыйугадает, тот и будетмоимкомпаньоном». Так и былосделано. Кактолькозажёгсясвет, обапретендентаувидели, что у купцанаголовекраснаяфеска. В тужесекундуодинизиспытуемыхвоскликнул...». 
- 
              
            Игра для зрителей.Чёрная. «Еслибы у менянаголоветожебылабыкраснаяфеска, томойсоперникувиделбыдвекрасные и сразужесказалбы: «У менячёрная!». Ноонмолчит, значит, чёрнаянамне». 
- 
              
            До новых встреч!
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.