Содержание
-
-
Визуальное моделирование
В последнее время наблюдается общее повышение интереса ко всем аспектам, связанным с разработкой сложных программных приложений. Для многих компаний корпоративное программное обеспечение и базы данных (БД) представляют стратегическую ценность. Существует высокая заинтересованность в разработке и проверке методов и подходов, позволяющих автоматизировать процесс создания сложных программных информационных систем (ИС). Известно, что систематическое использование таких методов дает возможность значительно улучшить качество, сократить стоимость и время поставки ИС. Сегодня к этим методам можно отнести: компонентную технологию разработки моделей ИС; визуальное программирование (RAD-средства); использование образцов (patterns) при проектировании ИС; визуальное представление различных аспектов проекта (визуальное моделирование, CASE-средства).
-
Визуальные модели широко используются в существующих технологиях управления проектированием систем, сложность, масштабы и функциональность которых постоянно возрастают Построить модель корпоративной ИС до ее программной разработки или до начала проведения архитектурной реконструкции столь же необходимо, как подготовить проектные чертежи, прежде чем приступить к строительству большого здания. Хорошая модель ИС позволит наладить плодотворное взаимодействие между заказчиками, пользователями и командой разработчиков, обеспечит ясность представления выбранных архитектурных решений и позволит "охватить" систему во всей ее полноте.
-
При проектировании сложной ИС ее разбивают на части (подсистемы), каждая из которых затем рассматривается отдельно. Возможны два различных способа такого разбиения: структурное (или функциональное) разбиение и объектная (компонентная) декомпозиция.
-
-
Как создавался UML
В середине 90-х существовало более 50 различных объектно-ориентированных языков моделирования. И разработчики, и заказчики испытывали беспокойство при выборе метода проектирования ИС, который, как правило, включал в себя и собственную нотацию. Возникла насущная потребность в их стандартизации и унификации. Разработка UML была начата в октябре 1994 г. ГрэдиБучем (GradyBooch) и Джимом Рамбо (JimRumbaugh) в RationalSoftwareCorporation как унификация двух методов: Booch'93 и OMT. Первая версия унифицированного метода (UnifiedMethod 0.8) была опубликована в октябре 1995 г. Тогда же к работе присоединился Айвер Якобсон (IvarJacobson), включив в процесс унификации свой метод OOSE. Таким образом, на первом концептуальном этапе UML имел трех авторов: Буча, Рамбо и Якобсона, каждый их которых являлся идеологом своего объектно-ориентированного метода визуального моделирования*.В октябре 1996 г. вышла редакция UML 0.91, в которой были учтены многочисленные пожелания пользователей, полученные "тремя друзьями" в течение 1996 г. В это же время выяснилось, что некоторые влиятельные организации, связанные с компьютерным бизнесом, начали рассматривать UML как стратегический элемент своей деятельности.
-
Этапы проектирования ИС с применением UML
UML (англ. UnifiedModelingLanguage — унифицированный язык моделирования) — языкграфического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения. UML является языком широкого профиля, это — открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной моделисистемы, называемой UML-моделью. UML был создан для определения, визуализации, проектирования и документирования, в основном, программных систем. UML не является языком программирования, но на основании UML-моделей возможна генерация кода.
-
UML обеспечивает поддержку всех этапов жизненного цикла ИС и предоставляет для этих целей ряд графических средств – диаграмм.
На этапе создания концептуальной моделидля описания бизнес-деятельности используются модели бизнес-прецедентов и диаграммы видов деятельности, для описания бизнес-объектов – модели бизнес-объектов и диаграммы последовательностей. На этапе создания логической модели ИС описание требований к системе задается в виде модели и описания системных прецедентов, а предварительное проектирование осуществляется с использованием диаграмм классов, диаграмм последовательностей и диаграмм состояний. На этапе создания физической модели детальное проектирование выполняется с использованием диаграмм классов, диаграмм компонентов, диаграмм развертывания.
-
При визуальном моделировании на UML используются восемь видов диаграмм, каждая из которых может содержать элементы определенного типа. Типы допустимых элементов и отношений между ними зависят от вида диаграмм.
Диаграммы прецедентов (диаграммы вариантов использования, usecasediagrams) – это обобщенная модель функционирования системы в окружающей среде. Диаграммы видов деятельности (диаграммы деятельностей, activitydiagrams) – модель бизнес-процесса или поведения системы в рамках прецедента. Диаграммы взаимодействия (interactiondiagrams) – модель процесса обмена сообщениями между объектами, представляется в виде диаграмм последовательностей (sequencediagrams) или кооперативных диаграмм (collaborationdiagrams). Диаграммы состояний (statechartdiagrams) – модель динамического поведения системы и ее компонентов при переходе из одного состояния в другое. Диаграммы классов (classdiagrams) – логическая модель базовой структуры системы, отражает статическую структуру системы и связи между ее элементами. Диаграммы базы данных (databasediagrams) — модель структуры базы данных, отображает таблицы, столбцы, ограничения и т.п. Диаграммы компонентов (componentdiagrams) – модель иерархии подсистем, отражает физическое размещение баз данных, приложений и интерфейсов ИС. Диаграммы развертывания (диаграммы размещения, deploymentdiagrams) – модель физической архитектуры системы, отображает аппаратную конфигурацию ИС.
-
На рисунке показаны отношения между различными видами диаграмм UML
-
Разработка модели бизнес-прецедентов
-
Проектирование системы начинается с изучения и моделирования бизнес-деятельности организации. На этом этапе вводится и отображается в модели ряд понятий, свойственных объектно-ориентированному подходу:
-
Исполнитель (Действующее лицо, Actor) – личность, организация или система, взаимодействующая с ИС; различают внешнего исполнителя (который использует или используется системой, т.е. порождает прецеденты деятельности) и внутреннего исполнителя (который обеспечивает реализацию прецедентов деятельности внутри системы). На диаграмме исполнитель представляется стилизованной фигуркой человека.
-
Прецедент – законченная последовательность действий, инициированная внешним объектом (личностью или системой), которая взаимодействует с ИС и получает в результате некоторое сообщение от ИС. Прецедент рисуется как овал, связанный с типичными пользователями, называемыми актерами (actors), (актантами).
-
Класс — описание совокупности однородных объектов с их атрибутами, операциями, отношениями и семантикой. На диаграмме представляется прямоугольником, содержащим описания атрибутов и операций класса.
-
Ассоциация – связь между двумя элементами модели. На диаграмме представляется линией. Обобщение – связь между двумя элементами модели, когда один элемент (подкласс) является частным случаем другого элемента (суперкласса). На диаграмме представляется стрелкой.
-
-
Итак:
диаграмма прецедентов (Usecasediagram) - диаграмма поведения, на которой показано множество прецедентов и актеров, а также отношения между ними
-
общая модель деятельности центра в виде диаграммы прецедентов
-
Модель бизнес-прецедентов, составляющих обслуживание пациента
-
Для включения в диаграмму выбранные прецеденты должны удовлетворять следующим критериям: прецедент должен описывать, ЧТО нужно делать, а не КАК; прецедент должен описывать действия с точки зрения ИСПОЛНИТЕЛЯ; прецедент должен возвращать исполнителю некоторое СООБЩЕНИЕ; последовательность действий внутри прецедента должна представлять собой одну НЕДЕЛИМУЮ цепочку.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.