Содержание
-
ВОЛЯ
-
Структура занятия
Общая характеристика воли Ступени волевого действия Развитие воли у младших школьников
-
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: непроизвольные и сознательные (волевые). НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕДЕЙСТВИЯ. Выразительные и рефлекторные движения : стискивание зубов при гневе, приподнимание брови при удивлении;сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т.п. Импульсивные и неосознанные действия; Действия, возникающие в состоянии аффекта.
-
Пример непроизвольного действия: От резкого испуга у человека может вырваться крик, сильно расширяются глаза, меняется выражение лица. Пример волевого действия: Несмотря на погоду, тяжелую амуницию, альпинист продолжает свой тяжелый путь наверх, так как его осознанная цель – достигнуть вершины. Он шел к этой цели совершая множество других действий - тренировался, собирал снаряжение, выбирал маршрут.
-
Воля – это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, которая проявляется по отношению к себе и направлена на достижение целей и преодоление трудностей.
Основная функция воли – регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека.
-
Характеристики воли
Выдержка и самообладание – умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, умение владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие. Целеустремленность и настойчивость – сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата. Инициативность – способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.
-
Самостоятельность – способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Решительность - отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Последовательность, самоконтроль и самооценка - все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное.
-
Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, имеющий свою структуру :
Постановка цели – ожидаемый и предполагаемый результат действия ; определение цели заканчивается принятием решения действовать Мысленное планирование – как и с помощью каких средств добиться поставленной цели Исполнение, совершение действия – выявляется сила или слабость человека
-
Схема этапов волевого действия
-
Борьба мотивов
Столкновение нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.
-
Специфика волевой сферы :
Воля – продукт общественно – исторического развития человека, её формирование связано с появлением и развитием трудовой деятельности Воля – не врожденная или генетически заданная способность, она формируется прижизненно в реальной деятельности человека, требующих определенных волевых качеств и навыков волевой регуляции Воспитание воли осуществляется через совместную деятельность в коллективе и связано с формированием системы потребностей, ценностей и целей личности
-
Развитие воли у младших школьников
Развитие воли начинается в условиях реальной жизни человека с момента рождения и связано с выполнением требований взрослых, за которыми стоят потребности и нормы общества Чем выше уровень требований и большая четкость и постоянство их предъявлений (в пределах возрастных и индивидуальных возможностей) – тем значительнее и надежнее результаты воспитания Важный этап развития произвольного поведения и воли ребенка – поступление в школу ; волевое поведение школьника развивается под влиянием учебной деятельности, предъявляющей ребенку все новые и более серьезные требования и способствует развитию произвольности познавательных процессов – произвольного восприятия, произвольной памяти, произвольного внимания и пр.
-
Произвольное поведение в учебной деятельности не должно формироваться только на основе требований взрослых, оно должно быть мотивировано самой учебной деятельностью, поэтому с самого начала обучения ребенка в школе учебная деятельность должна быть для него интересной и он должен понимать. Зачем ему лично это все нужно Неизбежные трудности учебной деятельности должны обернуться для младшего школьника личностно значимой для него стороной ; преодолевая их, он должен чувствовать себя сильнее, умнее, значительнее, интереснее, взрослее Такое преодоление трудностей будет способствовать формированию позитивной самооценки и развитию чувства собственного достоинства
-
Такое преодоление трудностей будет способствовать формированию позитивной самооценки и развитию чувства собственного достоинства : «Я учусь, потому что сам хочу учиться, а не учусь потому, что меня заставляют, от меня этого требуют» Для воспитания такой внутренней позиции школьника необходимы большое терпение и желание взрослых, их руководство и организация деятельности детей. В которой они учатся делать волевые усилия Необходим акцент педагогического внимания на развитии собственной произвольной активности ребенка Младшие школьники очень хотят стать волевыми, но не знают как это сделать.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.