Содержание
-
возрождение русских традиций как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся
учитель русского языка и литературы Макеевской школы I-III cтупеней № 37 Лысяк Валентина Владимировна
-
Патриотическое воспитание – взаимодействие взрослого и ребенка в современной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств в личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» К.Д. Ушинский
-
В старину традиции (традники) являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, формировали здоровое желание быть полезным людям, обществу. В современном обществе раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, это проживание в традиции посредством вхождения в годичный праздничный круг.
-
Цикл народных традников
-
ИНтра
Интра (Змиулан, Индрик-зверь, Вындрик) — сын Земун от Дыя (Ночное Небо), брат «Ящера» и его противник. Интра является богом источников, колодцев, змей и туч. В ночь ведуны заговаривали трубы домов, через которые Навь проникал в дома. Интра — обитатель подземелья, и в преданиях славян сказано так: «Как Солнце на небе, так и Интра — в Нави».
-
Сретение
Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и само название праздника Сретения в простонародье объясняют встречей зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.
-
Комоедица-масленица
Масленица — не просто встреча весны. На Руси Масленица называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие, которое в современном календаре приходится на 20 или 21 марта, — один из четырех главных праздников года в древней языческой традиции и один из самых древних. По сути — это земледельческий Новый год. А сразу после праздника начинались тяжёлые будни, люди принимались за сельхозработы, которые продолжались все теплое время года.
-
Открытие Сварги — закликание Весны
Сварга открывается, и к людям сходит богиня Жива-Весна. Сегодня Весну кличет и славит не только человек, но и все живое на свете, празднуя победу жизни над смертью. На открытие в третий и в последний раз закликается Весна. Когда открывается Сварга ,никто не работает. Обряд закликания Весны связывали с первым прилетом птиц и началом таяния снегов. В этот день женщины «выкликают просо», поют известную песню «А мы просо сеяли, сеяли». Также все играют в обрядовую игру «Круглые горелки».
-
Ивана купала
Ивана Купалы – праздник летнего солнцеворота – солнцестояния.В ночь на Ивана Купалы в старину люди проводили много разнообразных обрядов и ритуалов. Купальская ночь и по сей день является одной из самых «сильных» ночей, которая наполнена целебными и магическими свойствами. Основными силами в эту ночь являются вода, огонь и травы. Также в ночь на Ивана Купалу распространено гадание с венками.
-
СПОЖИНКИ
К середине августа на всей славянской земле заканчивается жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон.Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. Это Велес учил праотцев наших «землю пахать, и злаки сеять, и жать на полях страдных, и ставить снопы в жилище, и чтить Его как Отца божьего». В этот день освящают мед, яблоки и зерно. После спожинок начинается веселый пир .
-
Новолетие
Новолетие, или Славянский Новый год, приходится на 14 сентября (1 сентября по старому стилю). На Руси этот день был большим праздником с множеством традиций и поверий. В связи с наступлением осени и нового года ,заканчивались многие работы в поле и начинались засидки, то есть работа в избах при огне. Кстати, накануне вечером гасили старый огонь в доме, а ранним утром зажигали «новый» с особыми приговорами.В этот день было принято обходить все поля с особыми песнями и закличками, чтобы в будущем году урожай был хорошим, а ещё - перебираться в новые дома и справлять новоселье. Также к этому дню надо было закончить все торговые и хозяйственные договоры и сделки, уплатить дани, оброки и пошлины.
-
Покров пресвятой богородицы
В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой. Своими корнями праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов, хотя точного названия праздника не сохранилось. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьезной подготовкой к зиме. Примерно с этих дней начинали топить в избах и принимались за работу пряхи и ткачихи.
-
коляда
Коляда́ — славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения. Неотъемлемыми атрибутами гуляний являлись ряженье (с использованием шкур, рогов и масок), колядование, колядные песни, одаривание колядников, молодёжные игры, гадания. Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла. Коляда — поворот Солнца на весну — праздновался в период Больших зимних святок, проходивших с 24 декабря по 5 января.
-
Щедрый вечер, щедрец
Первую часть Святок завершал Щедрый вечер или Щедрец, приходившийся на 31 декабря. С давних времен в этот день устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышались щедровки (щедровальные песни). Среди обильного праздничного угощения непременно находилось место блюдам из свинины. Наши предки считали, что они символизировли богатый урожай и плодородие. Перед щедрым пиром, как заведено, нужно было повеселить народ щедровками.
-
Составная часть традника – обряд, подчиняет поведение и действия людей единому национальному настроению, создает такой нравственно-эстетический фон, на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло. Одна из особенностей народных традников заключается в том, что, несмотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства, в процессе чего происходит передача новым поколениям идей, социальных норм, ценностей, чувств. Итак, возрождение народных традиций (традников) не только призывает формировать любовь к историческому прошлому своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.