Содержание
-
ВВЕДЕНИЕ В прикладноЙ анализ поведения
Савченко И.А., к.псх.н., ст. методист ГППЦ ДОгМ 2. Поведение
-
Поведение -
это взаимодействие организма с окружающей средой, которое характеризуется передвижением его тела или частей тела в пространстве и времени, которые приводят к изменению хотя бы одного аспекта окружающей среды.
-
это любая реакция живого организма, которую можно увидеть и измерить
-
Трехкомпонентная модель поведения
А-В-С, где А – антецедент (предшествующее событие), В – поведение, С – последствие (последующее событие)
-
Антецедент
Запускает поведение Влияет на вероятность появления поведения Определяет, какое поведение произойдет 5
-
Последствие (последующее событие)
Определяет, будет ли поведение повторяться
-
Примеры поведения
-
Простое и сложное поведение
-
Топография поведения
-
Причины поведения ищем вовне!
-
Внутренние события - причины поведения?
-
Поведение функционально
Чтобы что-то получить внимание; доступ к какому-то предмету или занятию; сенсорное удовлетворение; Чтобы чего-то избежать
-
-
Важно!
Изменяем поведение, а не ребенка! Поведение можно изменить, изменяя что-то в окружающей среде! Не отменяем нежелательное поведение, а заменяем его на желательное, позволяющее достигать той же цели!
-
Критерии желательного поведения
-
Функциональная оценка поведения
Сбор информации Наблюдение Функциональный анализ (эксперимент)
-
Параметры поведения
Продолжительность Частота Повторяемость (количество) Интенсивность Латентность Топография Точность t t 0 1 n n t
-
Методы сбора информации в ПАП
Прямые (основные) Непосредственное наблюдение АВС-форма Временная сетка Косвенные (вспомогательные) Интервью Опрос Тесты
-
Интервью
анкетные данные: пол, возраст, обычная занятость в течение дня, описание проблемного поведения, как оно видится окружающим.
-
Важные вопросы о поведении:
Как поведение начинается? Есть ли какие-то предвестники поведения? Как происходит развитие поведения после начала? Постепенно или резко набирает обороты? Как поведение заканчивается? Когда поведение наблюдалось последний раз? Как часто поведение происходит (несколько раз в день, раз в день, раз в неделю, несколько раз в месяц и т.п.)?
-
Еще важные вопросы о поведении:
Сколько поведение длится, когда оно уже началось? Насколько интенсивно поведение? Приводит ли это к каким-то повреждениям кого-то или чего-то вокруг? Как поведение развивалось со временем? Когда первый раз случилось? Изменилось ли со временем что-то? Стало оно более интенсивным или наоборот? Что было сделано по поводу этого поведения? Были ли проведены какие-то коррекционные занятия, связывался сам человек или его близкие со специалистами? Наблюдается ли данное поведение у других людей этого возраста? Были ли у этого человека какие-то изменения в жизни или здоровье за последнее время?
-
Цель сбора информации:
составить как можно более точное рабочее определение поведения, выдвинуть предварительные гипотезы о причинах поведения.
-
Поведение нужно наблюдать
там и тогда, где и когда оно может произойти, а не где и когда нам это удобно.
-
Методы наблюдения частоты поведения
Полный интервал Частичный интервал Моментальный взгляд
-
АВС-форма
-
Временная сетка (таблица рассеивания)
-
Функциональный анализ поведения
Эксперимент, позволяющий проверить наличие гипотетической связи между поведением и переменными окружающей среды, посредством манипулирования переменными, предположительно дающими повод к поведению или поддерживающими его.
-
Пример: Рейчел, самоповреждающее поведение
1. Одиночество 2. Внимание3. Осязаемые блага 4. Требования 5. Игра (контрольное условие)
-
Графики
-
Диагностика РАС
C.A.R.S. (The Chaildhood Autism Rating Scale) E. Shopler, Ph.D. R.J. Reichler, M.D. B. R. Renner, Ph.D. - Оценочная шкала для определения выраженности аутистических проявлений у детей M-CHAT (The Modified Checklist for Autism in Toddlers. Robins, Fein, & Barton, 1999) - Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста
-
Диагностические методики
"Шкала адаптивных навыков Вайнленд", "ПЛАН" (CALS) - проверочный лист адаптивных навыков, VB-MAPP, ABLLS, ADOS и другие.
-
Стратегии изменения поведения:
Определение поведения Подкрепление Стимульный контроль Контроль, использующий неприятные стимулы
-
Спасибо за внимание!
И.А.Савченко, ГППЦ ДОгМ savchenko@vzaimodeystvie.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.