Содержание
-
ВВЕДЕНИЕ В прикладноЙ анализ поведения
Савченко И.А., к.псх.н., ст. методист ГППЦ ДОгМ 1. Что такое прикладной анализ поведения?
-
Философская основа – бихевиоризм (от англ. behavior – поведение)
-
Бихевиоризм в психологии
Иван Петрович Павлов Джон Б. Уотсон
-
Основа любого поведения – рефлекс?
S R Стимул Реакция
-
Недостаток:
Бихевиоризм Дж. Уотсона не может объяснить произвольное и сложносоставное поведение
-
Беррес Фредерик Скиннер – родоначальник современного бихевиоризма
Закон подкрепления: поведение, которое получило подкрепление, повторится с большей вероятностью, чем то, которое не подкреплялось. Skinner, B.F. (1938). The Behavior of Organisms: An Experimental Analysis
-
Анализ поведения (или поведенческий анализ) -
Естественная наука, экспериментальное (лабораторное) исследование законов поведения Философская основа - бихевиоризм
-
Прикладной анализ поведения
(или прикладной поведенческий анализ) - приложение знаний о законах поведения к решению практических социально значимых проблем
-
Применения прикладного анализа поведения
-
Новые сферы применения поведенческого анализа
-
Анализ поведения включает :
1. Бихевиоризм, как философию науки о поведении. 2. Экспериментальный анализ поведения. 3. Прикладной анализ поведения, как практику применения знаний о законах поведения.
-
Особенности анализа поведения
селекционистский подход к сложности, исключительная опора на экспериментальный анализ как источник принципов для понимания поведения, фокус на поведении индивидуумов (а не групп) как на собственном предмете психологии и существенный интерес к применению науки для улучшения условий человеческого существования
-
Селекционизм:
Результирующее поведение состоит только из поведений, которые поощрялись.
-
Индивидуальный подход
Поскольку условия развития и существования у разных людей разные, то и причины их поведения будут разными, а значит, изучать нужно индивидуальные закономерности поведения
-
Основные методологические принципы прикладного анализа поведения
-
Прикладной анализ поведения
это дисциплина, которая изучает факторы окружающей среды, изменяющие поведение
-
Аутизм - это
врожденное первазивное («всепроникающее») расстройство развития, Диагностируется в течение первых 3-х лет жизни ребенка Аутизм связан с патологическими биологическими, химическими и неврологическими процессами работы головного мозга
-
Причины аутизма
К настоящему времени окончательно не выявлены. Аутизм связывают со следующими факторами: • Генетические факторы: o Генные мутации (примерно на 10 генах) o Наследственность • Патологические химические и биологические механизмы работы головного мозга • Факторы, связанные с окружающей средой Материал сайта
-
Триада симптомов аутизма
• Недостаток социальных взаимоотношении • Нарушение взаимной коммуникации • Стереотипное поведение и ограниченность интересов
-
Диада симптомов аутизма по DSM-5
Дефициты социальной коммуникации и социального взаимодействия Ограниченное и повторяющееся поведение, интересы и занятия
-
Нарушение социальных взаимоотношений
• Отсутствие совместного внимания: o Не делится впечатлениями • Нестабильный глазной контакт • Отсутствие понимания того, что другие люди могут иметь свои мысли и чувства • Конкретное восприятие информации
-
Задержка в развитии игровой деятельности: Не имитирует Предпочитает играть один Манипуляторные и ритуалистические игры Воображаемая и ролевая игра не развиваются Задержка в развитии эмоциональной сферы: Сложности интерпретации эмоций других Отсутствие симпатии
-
Нарушение взаимной коммуникации
Речь развивается медленно и может вообще отсутствовать Понимание речи затруднено Не может просить предметы Не называет предметы или действия Заменяет местоимения 1-го лица 3-м лицом Отвечает на вопрос повторением самого вопроса Не следует инструкциям
-
Ребенок разговаривает об определенных и интересующих только его вещах В разговоре не ориентируется на собеседника Не может начать разговор Не может присоединиться к разговору Дает ответы, не относящиеся к вопросам Не может переключиться с одой темы разговора на другую
-
Ограниченность интересов
Ребенок предпочитает выполнять одно и тоже занятие (печатать столицы городов в алфавитном порядке) Жестко следует определенному распорядку занятий или маршрутам Играет в однообразные манипуляторные игры Имеет очень узкие интересы, но может знать очень много на интересующую его тему
-
Носит только определенный вид одежды Ест обед в определенном порядке и в определенное время Кладет пищу на тарелку так, чтобы разные продукты не касались друг друга Ходит в школу и в магазин только определенной дорогой Книжки должны стоять на полке в определенном порядке и т. д.
-
Стереотипичноеповедение
Моторные стереотипии (повторяет одно и тоже движение) Потряхивания руками Раскачивание тела Кружение Прыжки Перебирание пальцев перед глазами и т. д. Вокальные стереотипы Повторение одного и того же звука Повторение одной и той же фразы
-
Восприятие сенсорной информации
Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам Визуальные стимулы (непереносимость яркого света) Аудиальные стимулы (непереносимость громких звуков) Тактильные стимулы (непереносимость физического контакта, прикосновений, одежды) Вкусовые стимулы (непереносимость вкуса, текстуры пищи) Обонятельные стимулы (непереносимость запахов)
-
Пониженная чувствительность к болевым ощущениям Дефицит восприятия мультимодальной информации Ребенок слушает, не глядя в глаза Не может находиться в общественных местах, где много народа
-
Контроль эмоций и планирование событий
Проблемы с удержанием одной информации, пока работаешь с другой информацией Ребенок не умеет планировать на день вперед Не умеет ставить краткосрочные цели Ребенку сложно контролировать эмоции и поведение Ребенку сложно переключаться с одного задания на другое
-
Поведение
Тревожность Интенсивные реакции на изменения в заведенном порядке Социально-неприемлемые поведения, с помощью которых ребенок добивается того, что он хочет
-
Память
Хорошая память на Маршруты и карты Музыку События (календарь) Распорядок дня
-
Визуальное восприятие
Преобладает в развитии Пазлы Сбор конструктора Рисование Сортировка/Подбор картинок Визуальные последовательности
-
Группа аутистического спектра (Общие расстройства психологического развития (F84))
-
Прогноз
Прогноз зависит от тяжести аутизма, сопровождающих заболеваний, уровня коррекции поведения и обучения навыкам При осложненных формах аутизма и наличии умственной отсталости ребенок будет требовать коррекционного вмешательства на протяжении всей жизни Нормальное когнитивное развитие, ранняя диагностика аутизма (до 3-х лет), применение эффективных способов обучения навыкам в течение нескольких лет может привести к значительным улучшениям и даже потере диагноза аутизма Программа коррекции должна быть интенсивной (до 40 часов в неделю)
-
Что читать об аутизме и АВА
АппеФ. Введение в психологическую теорию аутизма. – М.: Теревинф, 2012. БарбераМ.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014 ВолкмарФ., Вайзнер Л. Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. – Кн. 1-3. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. ШраммР. Детский аутизм и АВА. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013
-
Что читать об АВА
Альберто П, Траутман Э. Прикладной анализ поведения. Учебно-методическое пособие для педагогов, учителей-дефектологов, психологов. – М.: Оперант, 2015. Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. – М.: Оперант, 2015. Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС – М.: Оперант, 2015. Мелешкевич О. Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА). - Самара: Издательский Дом "Бахрах-М", 2014 Фрост Л., Бонд Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов / Лори Фрост и Энди Бонд - М.: Теревинф, 2011. Шаповалова О. Введение в прикладной анализ поведения. - М.: Триумф, 2015.
-
Спасибо за внимание!
И.А.Савченко, ГППЦ ДОгМ savchenko@vzaimodeystvie.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.