Презентация на тему "Введение в специальностьАктуальность проблемы защиты информации"

Презентация: Введение в специальностьАктуальность проблемы защиты информации
Включить эффекты
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Введение в специальностьАктуальность проблемы защиты информации", состоящую из 33 слайдов. Размер файла 1.37 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    33
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Введение в специальностьАктуальность проблемы защиты информации
    Слайд 1

    Введение в специальностьАктуальность проблемы защиты информации

    ФЗ № 149-ФЗ «ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ» Заместитель начальника группы технической защиты информации«НИИ КС имени А.А. Максимова» Иван Иванович Григоров

  • Слайд 2

    Роль информации в современном обществе

    Информация как важный ресурс, обладание которым способствует приобретению множества преимуществ. Важнейшим ресурсом становится уже не капитал, контролируемый небольшой группой лиц, ставящих в зависимость себе широкие массы населения, но именно информация (данные о производстве, о новых технологиях, а также, что не менее важно, и сведения о репутации, о деятельности и о личных качествах тех или иных лиц). Проникая во все сферы деятельности общества и государства, информация приобретает конкретные политические, материальные и стоимостные выражения. 2

  • Слайд 3

    Основные определения

    3

  • Слайд 4

    Место информационной безопасности в общей системе безопасности РФ

    4

  • Слайд 5

    Структура нормативных правовых актов РФ в области защиты информации

    5

  • Слайд 6

    Нормативные правовые акты РФв области защиты информации

    (от 28.12.2010 г. №390-ФЗ) 6

  • Слайд 7

    Конституция Российской Федерации

    Конституция РФ является основным источником права в области обеспечения информационной безопасности в России. Согласно Конституции РФ: каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статья 23); сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (статья 24); каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (статья 29); каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья 42). 7

  • Слайд 8

    Федеральный закон № 149-ФЗ

    «ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ» 8 от 27 июля 2006 года

  • Слайд 9

    Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона (предмет регулирования)

    ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 9 Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: 1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) применении информационных технологий; 3) обеспечении защиты информации.

  • Слайд 10

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (1)

    10 1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; 2) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; 3) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств; 4) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; 5) обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам; 6) доступ к информации - возможность получения информации и ее использования; 7) конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

  • Слайд 11

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (2)

    11 8) предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц; 9) распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; 10) электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети; 11) документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель; 11.1) электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах; 12) оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

  • Слайд 12

    Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

    12 Правовое регулирование основывается на следующих принципах: ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

  • Слайд 13

    Статья 5. Информация как объект правовых отношений (1)

    13 1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

  • Слайд 14

    Статья 5. Информация как объект правовых отношений (2)

    14 2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется:  ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

  • Слайд 15

    Виды конфиденциальной информации(в соответствии с указом Президента РФ 1997г. № 188)

    15

  • Слайд 16

    Статья 5. Информация как объект правовых отношений (3)

    16 3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

  • Слайд 17

    Статья 6. Обладатель информации (1)

    17 ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 1. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. 3. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

  • Слайд 18

    Статья 6. Обладатель информации (2)

    18 ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 1. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. 4. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

  • Слайд 19

    Статья 7. Общедоступная информация

    19 1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. 2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. 3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации. ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

  • Слайд 20

    Статья 8. Право на доступ к информации

    20 1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. 3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. 4. Не может быть ограничен доступ к: 1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; 2) информации о состоянии окружающей среды; 3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); 4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; 5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. 6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд. 5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке… 7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством. 8. Предоставляется бесплатно информация: 1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях; 2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица; 3) иная установленная законом информация.

  • Слайд 21

    Статья 9. Ограничение доступа к информации

    21 1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. 3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. 8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами. 9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных. …

  • Слайд 22

    Статья 10. Распространение информации или предоставление информации

    22 1. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. 2. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. 3. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации. 4. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией. 5. Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами. 6. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

  • Слайд 23

    Статья 11. Документирование информации

    23 ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

  • Слайд 24

    Статья 12. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий

    1. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает: 24 1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом; 2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем; 3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей; 4) обеспечение информационной безопасности детей. ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

  • Слайд 25

    Статья 13. Информационные системы

    25 1. Информационные системы включают в себя: 1) государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов; 2) муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления; 3) иные информационные системы. 2. Если иное не установлено федеральными законами, оператором информационной системы является собственник используемых для обработки содержащейся в базах данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы. 3. Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных. 5. Особенности эксплуатации государственных информационных систем и муниципальных информационных систем могут устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных органов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принимающих решения о создании таких информационных систем. 4. Установленные настоящим Федеральным законом требования к государственным информационным системам распространяются на муниципальные информационные системы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении. 6. Порядок создания и эксплуатации информационных систем, не являющихся государственными информационными системами или муниципальными информационными системами, определяется операторами таких информационных систем в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

  • Слайд 26

    Статья 14. Государственные информационные системы

    1. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.  2. Государственные информационные системы создаются с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". 3. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления. 4. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления - Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами. 5. Если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном указанным заказчиком. 6. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать обязательные требования к порядку ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем. 7. Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности. 8. Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. 9. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий. 26

  • Слайд 27

    Статья 15. Использование информационно-телекоммуникационных сетей

    27 ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

  • Слайд 28

    Указ президента РФО МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙБЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙМЕЖДУНАРОДНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА(от 17.03.2008 № 351)

    28 В целях обеспечения информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей, позволяющих осуществлять передачу информации через государственную границу Российской Федерации, в том числе при использовании международной компьютерной сети "Интернет", постановляю: 1. Установить, что: а) подключение ИС, ИТС и СВТ, применяемых для хранения, обработки или передачи информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, либо информации, обладателями которой являются государственные органы и которая содержит сведения, составляющие служебную тайну, к ИТС, позволяющим осуществлять передачу информации через государственную границу РФ, в том числе к международной компьютерной сети "Интернет", не допускается; б) при необходимости подключения ИС, ИТС и СВТ, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, к ИТС международного информационного обмена такое подключение производится только с использованием специально предназначенных для этого средств защиты информации, в том числе шифровальных (криптографических) средств, прошедших в установленном законодательством Российской Федерации порядке сертификацию в Федеральной службе безопасности Российской Федерации и (или) получивших подтверждение соответствия в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю…

  • Слайд 29

    Статья 16. Защита информации (1)

    29 1. 2. ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

  • Слайд 30

    Статья 16. Защита информации (2)

    30 3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи. 4.

  • Слайд 31

    Статья 16. Защита информации (3)

    31 5. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям. 6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации. ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

  • Слайд 32

    Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

    32 1. Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.  3. В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги: 1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений; 2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации. ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

  • Слайд 33

    Спасибо за внимание!

    33

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке