Содержание
-
Тема 17. Правовые основы защиты государственной тайны. Нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны
Учебные вопросы: Информация и ее правовая защита. Служебная и коммерческая тайна. Ответственность за нарушения в сфере информационной безопасности Государственная тайна и ее правовая защита. Ответственность за разглашение государственной тайны Литература: Гражданский кодекс РФ ФЗ от 20 февраля 1995 г. № 24 – ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485 – 1 «О государственной тайне» Мазуров А.В. Правоведение с.230 – 238 Уголовный кодекс РФ Кодекс об административных правонарушениях 1
-
Основные термины и их определения
Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Информация о гражданах (персональные данные) – сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2
-
Информационные ресурсы как объект правоотношений
Информационные ресурсы являются субъектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами. Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими: порядок документирования информации; право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах; категорию информации по уровню доступа к ней; порядок правовой защиты информации. Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством РФ. Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. 3
-
Категории доступа информационных ресурсов
Государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. 4
-
Информация о гражданах (персональные данные)
Перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов РФ, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне федерального закона. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан РФ. Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями, владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации. 5
-
Защита информации
Защита информации – комплекс организационных и правовых мероприятий, обеспечивающий ее закрытость от несанкционированного доступа. Целями защиты информации являются: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства; предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности; защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах; сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством; обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. 6
-
Служебная и коммерческая тайна
Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК РФ и другими законами. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. 7
-
Ответственность за нарушения в сфереинформационной безопасности
За нарушение правил защиты информации, незаконную деятельность в области защиты информации и разглашение информации с ограниченным доступом, служебной или коммерческой тайны устанавливаются следующие виды юридической ответственности: дисциплинарная имущественная административная ст. 13.12. Нарушение правил защиты информации ст. 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации ст. 13.14.Разлашение информации с ограниченным доступом 4. уголовная ст. 183. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну ст. 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации 8
-
Основные понятия, используемые в законе «О государственной тайне»
Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Носители сведений, составляющих государственную тайну, – материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством. 9
-
Перечень сведений, составляющих государственную тайну
Государственную тайну составляют: 1) сведения в военной области; 2) сведения в области экономики, науки и техники; 3) сведения в области внешней политики и экономики; 4) сведения в области разведывательной, контрразведыва- тельной и оперативно-розыскной деятельности; 10
-
Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «Особой важности», « Совершенно секретно» и «Секретно». Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ. Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870. Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается. 11
-
Органы защиты государственной тайны
К органам защиты государственной тайны относятся: межведомственная комиссия по защите государственной тайны; органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ); Служба внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах; органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны. 12
-
Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне
Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает их согласие на ограничение их прав, проведение в отношении них проверочных мероприятий, а также предоставление льгот. 2. Устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. В соответствии с законом по ряду оснований (ст. 22) должностному лицу или гражданину может быть отказано в допуске к государственной тайне. 13
-
Уголовная ответственность за нарушение режима сохранения государственной тайны
Раздел X. Преступления против государственной власти Глава 29. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства ст. 275. Государственная измена наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет ст. 276. Шпионаж наказывается лишением свободы на срок от 10 до 12 лет ст. 283. Разглашение государственной тайны наказывается арестом на срок от 4 до 6 месяцев либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового ст. 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового 14
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.