Содержание
-
Выдающиеся психологи
-
Ананьев Борис Герасимович
АнаньевБорисГерасимович (1907-1.972) - советский, психолог. Следуя традициям В. М. Бехтерева, выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке ('Человек как предмет познания', 1969), которые группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. Ананьев выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. Интерес представляют исследования Ананьева в области сенсорных и перцептивных процессов ('Психология чувственного познания', 1960), а также педагогической психологии ('Психология педагогической оценки', 1935) и др.
-
Августин
Августин(354-430) - религиозный мыслитель. В центре учения Августина находится идея о духовной активности личности, воля которой управляет как телесными, так и психическими процессами (ощущением, памятью, мышлением и др.); физиологический субстрат этих процессов (органы чувств и мозг) используется личностью в качестве орудия познания. Согласно Августину, все истинное знание изначально заложено в душе, которая живет и движется в боге. Оно не приобретается, а извлекается из нее благодаря направленности воли на реализацию внутренних потенций субъекта. Обращаясь к себе, душа познает с предельной достоверностью как собственную деятельность, так и ее незримые продукты. В соответствии с этим представлением складывалось понятие о внутреннем опыте как о непогрешимом способе познания, обладающем высшей достоверностью, отличном от опыта (чувственного и рационального) познания внешних объектов; культивировалась интровертивная установка - человек должен оставаться наедине с собой, чтобы устремиться к всевышнему. Эти положения Августина стали основополагающими для западных религиозных учений о душе, и в ряде случаев они способствовали проявлению волюнтаризма и интроспекционизма в психологии. Документом углубленного самоанализа служит автобиография Августин "Исповедь", в которой в духе христианской теологии показан драматизм жизненного пути личности.
-
Введенский Александр Иванович
ВведенскийАлександрИванович (1856-1925) - русский философ и психолог. Развивал идеи кантианства, называя свою философскую систему 'логицизмом'. В работе 'О пределах и признаках одушевления' (1892) Введенский утверждал, что чужая душевная жизнь объективных признаков не имеет и потому недоказуема, и вместе с тем неопровержима. Исходя из этого, в сочинении 'Психология без всякой метафизики' (1914) критиковал эмпирическую экспериментальную психологию. Идеи Введенского оказали заметное влияние на рефлексологию.
-
Зельц Отто
ЗельцОтто (1881-1944) - немецкий психолог, последователь Вюрцбургской школы. В экспериментальных исследованиях репродуктивного и продуктивного мышления раскрыл детерминацию мыслительных процессов структурой решаемой задачи, представленной в виде особого 'проблемного комплекса' с элементом незавершенности, преодоление которой и составляет результат решения. Выработка 'антиципирующей схемы' результата организует процесс мышления путем актуализации определенной системы интеллектуальных операций (дополнение комплекса, абстракция и репродукция сходства) как реализующих известные методы решения, так и ведущих к открытию новых. Трактовка мышления как процесса воссоздания целостности структуры проблемной ситуации оказала влияние на изучение мышления в гештальтпсихологии, а также на целый ряд исследований механизмов творческого мышления.
-
ЗинченкоПетрИванович
ЗинченкоПетрИванович (1903-1969) - советский психолог, автор работ по психологии памяти, трактуемой им с позиции деятельного подхода ('О забывании и воспроизведении школьных знаний', 1939). На этой основе исследовал проблемы непроизвольного запоминания, продемонстрировав зависимость его эффективности от места запоминаемых объектов в структуре деятельности (их связи с мотивами, целями, способом осуществления деятельности), а также от способов смысловой обработки запоминаемого материала. Выступая против абсолютизации разграничения непроизвольной и произвольной памяти, обосновал общность их функциональных механизмов ('Непроизвольное запоминание', 1961).
-
Келли Джордж Александер
КеллиДжорджАлександер (1905-1966) - американский психолог. Автор концепции 'личностных конструктов', согласно которой организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает ('конструирует') будущие события ('Психология личностных конструктов', 1955). Человек трактовался Келли как исследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал - личностных конструктов - и выдвигающий, исходя из этого образа, гипотезы о будущих событиях. Неподтверждение этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструктов, позволяющей повысить адекватность последующих предсказаний. Келли разработал методический принцип 'репертуарных решеток', с помощью которого были созданы методики диагностики особенностей индивидуального конструирования реальности, нашедшие применение в разных областях психологии.
-
Ладыгина-КотсНадеждаНиколаевна
Ладыгина-КотсНадеждаНиколаевна (1889-1963) - советский психолог. Разрабатывая проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии на материале исследования интеллектуальных процессов у высших антропоидов (шимпанзе) и у человека на ранних стадиях его онтогенеза, пришла к выводу о том, что, несмотря на высокий уровень развития многих психических свойств животного, между психикой шимпанзе и психикой ребенка существуют коренные качественные различия ('Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях', 1935). Исследования конструктивной и орудийной деятельности шимпанзе позволили Лодыгиной-Котс выделить ряд факторов, отличающих 'пред-трудовую' деятельность антропоидов от трудовой деятельности человека ('Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян', 1959). Идеи Лодыгиной-Котс сыграли важную роль в изучении человеческой психики.
-
МакдугаллВильям
МакдугаллВильям (1871- 1938) - англо-американский психолог. Автор 'гормической' концепции, согласно которой инстинктивное стремление к цели изначально заложено в природе живого. Исходя из своей теории, Макдугалл объяснял социальное поведение людей, отстаивал на ее основании превосходство 'нордической расы'. Он выступал с критикой бихевиоризма и фрейдизма, обвиняя их в отрицании души как самостоятельной сущности; пытался доказать в противовес научной генетике, что приобретенные признаки передаются по наследству. Выдвинул ряд психофизиологических гипотез, в частности о торможении как 'дренаже', вызывающем отток нервной энергии.
-
ЛесгафтПетрФранцевич
ЛесгафтПетрФранцевич (1837-1909) - русский анатом, педагог и психолог. Обосновывая теорию физического воспитания, рассматривал ее в контексте задачи формирования целостной личности, отводя главную роль не развитию мышечного аппарата самого по себе, а умению управлять им как особой сенсомоторной способности. Первичной считалась чувственно-образная регуляция поведения, предполагающая отображение пространственно-временных отношений, в координатах которых совершается действие. Переход от элементарной чувствительности к свойственному человеку сознательному управлению поведением совершается посредством слова, включение которого в мышечные акты служит непременным условием воспитания самостоятельности поведения, достигаемого благодаря единству реальных телесных действий и оперированию словесными значениями. Разработал концепцию 'школьных типов', в основание которой легли наблюдения над различиями в поведении детей по отношению к сверстникам, взрослым, процессу обучения.
-
Мид Джордж Герберт
МидДжорджГерберт (1863- 1931) - американский философ, социолог, социальный психолог. Вслед за У. Джеймсом и Дж. Дьюи выражал идеи прагматизма, подчеркивая, что сознание имеет инструментальную природу, т. е. является средством приспособления индивида к среде. В то же время полагал, что человеческое 'Я" изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Решающее значение при этом принадлежит овладению системой символов и принятию на себя роли другого (что достигается ребенком в ходе игры), а в дальнейшем - 'обобщенного другого'. Высшей стадией социализации, согласно Миду, является формирование социального рефлексивного 'Я', отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии внешний социальный контроль 'врастает' в личность изнутри и приобретает форму внутреннего самоконтроля. Концепция Мида оказала значительное влияние на развитие социальной психологии, в частности заложив основы символического интеракционизма ('Сознание, личность и общество', 1934).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.