Содержание
-
Якутский народный героический эпос «ОЛОНХО»
Габышева В.В.
-
Цель: Узнать о значении Олонхо в нашем обществе Задачи: Ознакомиться с древним якутским эпосом Олонхо Ознакомиться с миропониманием якутского народа Рассмотретьперсонажи якутской мифологии
-
Старинный эпос Олонхо ученые называют «северной Илиадой» или «якутской Одиссеей». Такое сравнение вполне резонно: хотя сказания олонхо были записаны сравнительно недавно, они во многом напоминают мифы эллинов и других древних народов. Словом «олонхо», означающим «то, что было» (как и русское «былина»), называется как весь эпос, так и его отдельные части-песни длиной от 10 до 40 тысяч строк. Самые длинные песни олонхо, по преданию, сказители-олонхосуты исполняли без перерыва семь дней и семь ночей! Для якутов олонхо всегда было не только развлечением, но и способом познания мира. В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества. Старинный эпос Олонхо
-
Согласно Олонхо, вселенная состоит из трёх миров, образовавшихся следующим образом: в древности разгорелась длительная война между племенами Улуу тойона, Юрюнгайыы тойона и главы злых духов нижнего мира АрсанДуолайя.
-
Самый главный Бог, творец мира - ЮрюнгАйыы Тойон. Это почтенный старец, облаченный в дорогие меха. «Он создал шамана и научил его бороться со всеми бедами, он подарил людям огонь». Живя в верхнем мире, Улуу-Тойон может также спускаться на землю, воплощаясь в крупных зверей: медведя, лося, быка, черного жеребца. Верхний мир перешел к небожителям
-
На следующих ярусах живут другие Айыы: создатель человеческой души, высший судья, всего двенадцать помощников-богов. В Олонхо эти божества всегда на стороне богатыря.
-
Во время молитвы отдаются почести сначала высшим богам, а затем земным добрым духам. Древние люди обращались ко всем земным духам через огонь, потому что Якутия - холодный регион, и они не смогли бы прожить без огня.
-
Средоточием Вселенной, по якутской мифологии является средний мир, т.е. земля, на которой обитали люди и духи. ВОлонхо этот мир представляетсяширокой, вольготной и изобильной страной.
-
Наиболее почитаемой, добродетельной иччи считалась хозяйка земли – Аан Алахчын, охранявшая благополучие людей и их скота от всяких напастей. Хозяйка земли – персонифицированный образ родной земли, праматери всего живущего и растущего. Бай-Баянай Хозяйка земли (Аан Алахчын)
-
С охотой связаны духи - хозяева леса, покровители охотников. Главным среди них считался Бай-Баянай, лесной дух и покровитель охотничьего и рыбного промысла. Его изображают веселым стариком, обросшим рыжими или черными волосами, ездящим верхом на олене или бегающим по лесу. Лесной дух (Бай-Баянай)
-
Бай-Баянай богат мехами, почему и носит эпитет «баай» - богатый. По некоторым представлениям, существовало 11 братьев Баянаев. Они давали удачу на промысле, и поэтому охотник перед промыслом обращался к ним с призыванием, а после удачного промысла жертвовал им часть добычи, бросая кусочки жира в костер.
-
Рыболовство также имело своего покровителя, духа-хозяина водных глубин КюехБоллохТойоно. Он представляется добродушным стариком, одетым в рыбью чешую или сети, с волосами и бородой из водорослей. Существует поверье, что нельзя ронять в прорубь железные предметы, чтобы не поранить духа-хозяина воды. КюехБоллохТойоно.
-
По мифологическим представлениям древних якутов, своего духа-хозяина имел также огонь, играющий огромную роль в жизни северных людей. Хозяин огня считается покровителем семьи и верным защитником от всяких козней злых духов. Дух огня выступал как бы посредником между людьми и божествами. Дух огня (Уот Уххан)
-
Когда желали принести небольшую жертву другим айыы или иччи, то совершали это с помощью огня: вливали в огонь масло или другое и просили огонь донести жертву по назначению.
-
Зиму, самое тяжелое время для трудового народа олицетворяли в виде огромного белого быка с голубыми пятнами, с громадными рогами и морозным дыханием. Когда этот бык обходил просторы земли, все в природе застывало, люди и животные страдали от стужи. Бык (Эһээ Дьыла)
-
К концу января зима достигала своей вершины. За день перед концом января прилетал могучий орел, сгребал снег со своего гнезда и издавал звонкий клекот. От орлиного клекота дух земли отступал, у него поочередно ломались рога, а затем к весне отваливалась голова. В ледоход туловище быка зимы плывет вниз по Лене в Ледовитый океан.
-
С давних времен почти у всех народов мира сохранилось понятие мирового дерева, как символ жизни, плодородия. Так и, у якутов сохранилось понятие мирового дерева Аар КудукМас, как дерева соединяющего три мира, дарящее жизнь, блага серединному миру и всему живому. Дерева жизни (Аар КудукМас)
-
Его корни уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира. Это дерево является олицетворением всех светлых начал Среднего мира, местом обитания духа-Хозяйки земли
-
По представлениям якутов под средним миром был расположен нижний мир. Это сумрачная страна с особым щербатым солнцем и луной, дающими тусклый свет. Нижний мир покрыт таким не просыхающим болотом, что даже насекомые увязают в нем. Здесь растут уродливые железные деревья.
-
Нижняя страна населена особыми племенами – абаасы, духи-пожиратели, действию которых и приписывали разные болезни. В Олонхо абаасы выступают как существа, подобные людям, с человеческими страстями и потребностями. Вид у них безобразный, как правило, они одноноги или одноруки. Они враждуют с людьми, причиняют им зло, похищают женщин и девушек, напрашиваются в женихи и зятья. Злые духи (абаасы)
-
Главой племени абаасы считается старик АрсанДуолай.
-
В Олонхо по велению ЮрюнгАйыы для защиты жителей среднего мира от нападений абаасы поселились на земле могущественные богатыри. Борьба земных богатырей с богатырями абаас составляет основу сюжета героического эпоса якутов.
-
Олонхо, как все устное народное творчество обладает огромными потенциальными возможностямив деле возрождения общей духовной культуры. В Олонхо ставятся и разрешаются важные жизненные и нравственные проблемы. Главный идейный стержень – победа добра над злом.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.