Презентация на тему "Язык программирования Паскаль"

Включить эффекты
1 из 45
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Язык программирования Паскаль". pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    45
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Язык программирования Паскаль
    Слайд 1

    Язык программирования Паскаль

    Лекция 2

  • Слайд 2

    План

    Общие сведения Алфавит языка Структура программы на языке Паскаль Типы данных Выражения Организация ввода/вывода Операторы Литература

  • Слайд 3

    Литература

    Касторнов А.Ф., Евстратова Г.А. Язык программирования Паскаль : учебное пособие для вузов. - Череповец : ГОУ ВПО ЧГУ, 2010. - 117 c. - Библиогр.: С.114. Электронный учебник по языку программирования Паскаль /http://pascal.guti.ru План

  • Слайд 4

    Общие сведения

    Паскаль (англ. Pascal) — язык программирования общего назначения. Язык назван в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля, который создал первую в мире механическую машину, складывающую два числа.

  • Слайд 5

    Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в 1968-69 годах. Позиционировался как эффективный язык, основанный на технологии структурного программирования. Объектное расширения языка Паскаль было разработано в 1986 году фирмой Apple, язык получил имя Object Pascal. Особенностями языка являются строгая типизация и наличие средств структурного (процедурного) программирования. Наиболее известной реализацией языка Object Pascal, обеспечившая его широкое распространение и развитие, является среда программирования TurboPascal фирмы Borland, выросшая затем в среду Delphi, в которой были внедрены значительные расширения языка. План

  • Слайд 6

    Алфавит языка

    Язык программирования Паскаль использует следующий набор символов: английские и русские буквы, которые могут быть как строчными, так и прописными арабские цифры знаки операций и знаки, входящие в составное обозначение операций:+ - * / = <> < > <= >= := ограничители: . , ' ( ) [ ] { }.. : ; специальные символы: $ # ^

  • Слайд 7

    Идентификаторы (имена переменных, констант программ, модулей, функций, процедур) записываются с помощью допустимых в Паскале символов и должны удовлетворять следующим правилам: имя должно состоять только из английских букв, цифр и символов подчеркивания; строчные и прописные буквы не различаются; имя может начинаться только с английской буквы или символа подчеркивания; длина идентификатора может быть любой, но значимыми являются только первые 63 символа.

  • Слайд 8

    Слова, употребляемые в большинстве языков программирования, в том числе и в Паскале, делятся на три группы: служебные (зарезервированные, ключевые) слова; предопределенные имена; идентификаторы, определяемые программистом.

  • Слайд 9

    Служебные слова – это слова языка программирования, которые имеют специальное, раз и навсегда закрепленное за ними значение. В программе нельзя использовать идентификаторы, совпадающие по написанию ключевыми словами (например, нельзя обозначить переменную именем begin). Служебные слова языка программирования Паскаль:

  • Слайд 10

    Предопределенные (стандартные) имена также имеют специальный (заранее заданный) смысл. Однако программист может обходить закрепленные за ними значения и использовать их в качестве имен, определяемых программистом. Если программист не определит явно, для каких целей применяется то или иное стандартное имя в программе, оно будет восприниматься в присущем данному имени предопределенном смысле (например, предопределенными являются имена Integer, Writeln и др.). Пользовательские имена определяются программистом и должны быть явно объявлены в программе. План

  • Слайд 11

    Структура программы на языке Паскаль

    Программа состоит из заголовка, раздела описаний и раздела операторов. Каждый из разделов может содержать комментарии, которые представляют собой произвольную последовательность символов, расположенную внутри фигурных скобок {}.

  • Слайд 12

    Заголовок программы

    В заголовке указывается имя программы и список параметров. Общий вид заголовка: program name (input, output, x, y,…);  где name– имя программы; input – файл ввода; output – файл вывода; x, y – внешние файлы, используемые в программе. Заголовок может не иметь параметров.

  • Слайд 13

    Раздел описаний

    Блок программы состоит из шести разделов, следующих в строго определенном порядке: раздел подключаемых модулей (библиотек) (uses); раздел меток (label); раздел констант (const); раздел типов (type); раздел переменных (var); раздел процедур и функций. Каждый из первых пяти разделов начинается с соответствующего ключевого слова (uses, label, const, type, var), которое записывается один раз в начале раздела и отделяется от последующей информации пробелом, либо концом строки, либо комментарием.

  • Слайд 14

    Раздел подключаемых модулей (библиотек) (uses)

    Данный раздел содержит имена подключаемых модулей (библиотек). Их имена отделяются друг от друга запятыми, в конце описания ставится знак «;» Общий вид: uses unit1, unit2, unit3…; где unit1, unit2, unit3 – имена модулей (библиотек). Например: uses CRT, Graph;

  • Слайд 15

    Раздел меток (label)

    Любой оператор в программе может быть помечен меткой. Имя метки задается по правилам образования идентификаторов. В качестве метки также могут использоваться произвольные целые числа в диапазоне от 0 до 9999. Все метки, используемые в программе, должны быть перечислены в разделе описания меток.

  • Слайд 16

    Общий вид: label l1, l2, l3…; где l1, l2, l3 – метки. Пример: label 5, 10, 100; Метка отделяется от оператора двоеточием. Пример: Пусть оператор a:= b имеет метку 20, тогда этот оператор выглядит так: 20: a:= b;

  • Слайд 17

    Раздел констант (const)

    Константа – это идентификатор, обозначающий некоторую неизменную величину определенного типа. Все константы, используемые в программе, описываются в разделе const, в разделе операторов могут использоваться только имена констант. Это делает программу более наглядной и удобной при отладке и внесении изменений. Общий вид: const a1 = c1; a2 = c2; … где a1 – имя константы, c1 – значение константы.

  • Слайд 18

    В Паскале используются следующие стандартные типы констант: Целочисленные константы. Могут быть определены посредством чисел, записанных в десятичном или шестнадцатиричном формате данных. Это число не должно содержать десятичной точки. Вещественные константы. Могут быть определены числами, записанными в десятичном формате данных с использованием десятичной точки. Символьныеконстанты. Могут быть определены посредством некоторого символа (заключенного в апострофы). Строковые константы. Могут быть определены последовательностью произвольных символов (заключенных в апострофы). Типизированные константы. Представляют собой инициализиованные переменные, которые могут использоваться в программе наравне с обычными переменными. Каждой типизированной константе ставится в соответствие имя, тип и начальное значение.

  • Слайд 19

    Пример: const pi = 3,1415926535; e = 2.718281828459; {вещественные константы} symb = '?'; {символьная константа} year: integer = 2001; {типизированная константа}

  • Слайд 20

    Раздел типов (type)

    Если в программе вводится тип, отличный от стандартного, то этот тип описывается в разделе type. Общий вид: typet1 = описание_типа; t2 = описание_типа; … где t1 и t2 – идентификаторы вводимых типов. Пример: type color = (red, yellow, green, blue);Здесь описан тип color, задаваемый перечислением значений.

  • Слайд 21

    Раздел переменных (var)

    Переменной называют элемент программы, который предназначен для хранения, коррекции и передачи данных внутри программы. Пусть в программе встречаются переменные v11, v12,…; все они должны быть описаны следующим образом: var v11, v12,…: type1; v21, v22,…: type2; … где v11, v12,… - имена переменных; type1 – тип переменных v11, v12,…; type2 – тип переменных v21, v22,…. Пример: var k, i, j: integer; a, b: real; Каждая переменная должна быть описана до ее использования в программе и отнесена к одному и только одному типу.

  • Слайд 22

    Раздел процедур и функций

    В этом разделе приводится описание пользовательских процедур и функций.

  • Слайд 23

    Раздел операторов

    Эта часть программы начинается с ключевого слова begin и заканчивается словом end, после которого должна стоять точка. Раздел операторов – это непосредственно выполняемая часть программы, состоящая из операторов. План

  • Слайд 24

    Типы данных

    Тип данных определяет: возможные значения данных; внутреннюю форму представления данных в ЭВМ; операции, которые могут выполняться над данными.

  • Слайд 25

    В Паскале выделяют следующие типы данных: Простые Порядковые Целые Логические Символьные Перечисляемые Интервальные Вещественные Структуированные Массивы Строки Множества Записи Файлы Указатели

  • Слайд 26

    Порядковые типы, выделяемые из группы простых типов, характеризуются следующими свойствами: все возможные значения порядкового типа представляют собой ограниченное упорядоченное множество; к любому порядковому типу может быть применена стандартная функция Ord, которая в качестве результата возвращает порядковый номер конкретного значения в данном типе; к любому порядковому типу могут быть применены стандартные функции Pred и Succ, которые возвращают предыдущее и последующее значения соответственно; к любому порядковому типу могут быть применены стандартные функции Low и High, которые возвращают наименьшее и наибольшее значения величин данного типа.

  • Слайд 27

    Рассмотрим некоторые типы данных:

  • Слайд 28

    План

  • Слайд 29

    Выражения

    Выражение задает правило вычисления некоторого значения. Выражение состоит из констант, переменных, функций, знаков операций и скобок.

  • Слайд 30

    Математические операции

  • Слайд 31

    Логические операции

    Над логическими аргументами в Паскале определены следующие операции: NOT – логическое отрицание («НЕ») AND – логическое умножение («И») OR – логическое сложение («ИЛИ») XOR – логическое «Исключающее ИЛИ»

  • Слайд 32
  • Слайд 33

    Операции отношения (сравнения)

    К операциям отношения в Паскале относятся такие операции, как: равно (=); не равно (<>); больше (>); меньше (<); больше или равно (>=); меньше или равно (<=). В операциях отношения могут принимать участие не только числа, но и символы, строки, множества и указатели.

  • Слайд 34

    Приоритет операций

    Порядок вычисления выражения определяется приоритетом содержащихся в нем операций. В языке Паскаль принят следующий приоритет операций: унарная операция not, унарная операция -  *  /  div  mod  and  +  -  or  xor  =  <>  <  >  <=  >=  Переопределить порядок выполнения операций можно с помощью скобок.

  • Слайд 35

    Некоторые стандартные функции

    План

  • Слайд 36

    Организация ввода

    Для ввода исходных данных чаще всего используется процедура ReadLn: ReadLn(A1,A2,...,AK);   Процедура производит чтение значений исходных данных и присваивает эти значения переменным А1, А2, ..., АК. Переменные, образующие список ввода, могут принадлежать к целому, вещественному, символьному, строковому типам. Чтение исходных данных логического типа в языке Паскаль недопустимо. При вводе данных происходит преобразование из внешней формы представления во внутреннюю, определяемую типом переменных.

  • Слайд 37

    Значения вводимых данных могут отделяться друг от друга пробелами и нажатием клавиш табуляции [Tab] и [Enter]. Не допускается разделение вводимых значений запятыми. Если процедура ReadLn указана без параметров, она ожидает нажатия пользователем клавиши [Enter].

  • Слайд 38

    Организация вывода

    Для вывода результатов работы программы на экран используются процедуры: Write(A1,A2,...,AK); WriteLn(A1,A2,...,AK);  где А1, А2, …, АК – величины или выражения целого, вещественного, логического или символьного типов, а также строки. Write производит вывод значений величин А1, А2,..., АК в одну строку. WtiteLnпроизводит построковый вывод. Для величин вещественного типа элемент списка вывода может иметь вид А:К:М, где А – величина или выражение вещественного типа, К – ширина поля вывода, М – число цифр в дробной части. К и М – константы целого типа. План

  • Слайд 39

    Операторы

    Под оператором в языке Паскаль подразумевают описание действия. Операторы отделяются друг от друга только точкой с запятой. Если оператор стоит перед until или else, то в этом случае точка с запятой не ставится.

  • Слайд 40

    Оператор присваивания

    Общий вид: v:= a; где v – переменная, a – выражение, := операция присваивания. Выражение может содержать константы, переменные, названия функций, знаки операций и скобки. Пример: f := 3 * C + 2 * sin(x); В операции присваивания переменная v и выражение a должны иметь один и тот же тип, а для интервального типа – одно и то же подмножество значений. Замечание. Разрешается присваивать переменной типа real выражение типа integer. Нельзя присваивать переменной типа integer выражение типа real.

  • Слайд 41

    Составной оператор

    Если при некотором условии надо выполнить определенную последовательность операторов, то их объединяют в один составной оператор. Составной оператор начинается ключевым словом begin и заканчивается словом end. Между этими словами помещаются составляющие операторы, которые выполняются в порядке их следования. После end ставится точка с запятой, а после begin – только пробел (либо комментарий). Слова begin и end играют роль операторных скобок.   Пример: begin i:=2; k:=i/5end;

  • Слайд 42

    Пример

    Определить расстояние на плоскости между двумя точками с заданными координатами M1(x1,y1) и M2(x2,y2). Решение задачи Математическая модель: расстояние на плоскости между двумя точками M1(x1,y1) и M2(x2,y2) высчитывается по формуле:

  • Слайд 43

    Составим схему алгоритма, а затем уточним содержимое блоков «Вычисление расстояния» и «Вывод расстояния».

  • Слайд 44

    Переводим блок-схему на язык Паскаль: programexample1; var x1, x2, y1, y2: Integer; d:Real; begin Writeln('Эта программа вычисляет расстояние между двумя точками на плоскости'); Writeln('Введите координаты двух точек:'); Write('x1= '); Readln(x1); Write('y1= '); Readln(y1); Write('x2= '); Readln(x2); Write('y2 ='); Readln(y2); d:=sqrt(sqr(x2-x1)+sqr(y2-y1)); Writeln('d= ',d:6:2); Writeln('нажмите [Enter] для завершения работы программы'); Readln; end.

  • Слайд 45

    Проверим работу программы на нескольких тестах: С учетом округления при выводе, результаты ручных и машинных вычислений совпадают на выбранных наборах данных, что позволяет предположить правильность составления программы по выбранному алгоритму. План

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке