Содержание
-
ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
-
НЕВРОЗ
более или менее длительные «хронические» функциональные нарушения высшей нервной деятельности — ее «срывы». на их основе, как правило, лежат изменения, которые касаются трех основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.
-
ПРИЧИНЫ НЕВРОЗОВ
1. Наследственная предрасположенность (наличие в семье больных с заболеваниями ЦНС, алкоголики, наркоманы и т.д.). 2. Отсутствие правильного режима (нарушение режима трудовой деятельности, сна и бодрствования, питания, переутомление и т.д.). 3. Заболевания - острые и хронические, отравление ЦНС.
-
4. Всякие длительно действующие раздражители, которые носят характер или постоянный, или сверхпороговый (длительный шум, нервные родители, подавление инициативы, насмешки со стороны окружающих, частые перегрузки информацией: посещение кино, театров, просмотры телевизионных передач, которые перевозбуждают нервную систему ребенка). 5. Отрицательные эмоции, которые могут носить постоянный характер (частые ссоры, неровное отношение к детям — быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию, бесконечные запреты, подавление инициативы и др.).
-
Нервные дети слабого типа заторможены, застенчивы, пугливы. У детей с легковозбудимой нервной системой тормозной процесс резко ослаблен: онинедисциплинированные, чрезмерно подвижны, вспыльчивы, агрессивны.
-
При неврозах у детей наблюдается не только повышенная нервность, но и расстройства функций различных органов (речи, мочевыделения, пищеварении и др.). Детям, страдающим неврозами, свойственны необоснованные страхи, нарушение сна, навязчивые движения, анорексии, рвота, энурез и т. д.
-
Особенности поведения нервных детей
повышенная эмоциональность, неустойчивость внимания, частые капризы. обидчивость, сильная реакция на шум, яркий свет, на изменения температуры воздуха, прикосновение к телу шерсти, меха. периоды возбуждения сменяются периодами апатии не умение управлять своими эмоциями: частые вспышки гнева, агрессии; заторможенность, пассивность, нерешительность, чрезмерная стеснительность.
-
Постоянные запреты у некоторых детей вызывают бурный протест (ребенок кричит, топает ногами, пытается драться), способствуют возникновению упрямства. В этих случаях дети стремятся во всем поступать наперекор взрослым: они отказываются от пищи, одевания, прогулок, бросают подаренные им игрушки, на все предложения взрослых отвечают отказом. Такое поведение ребенка называется негативизмом. Повелительный тон, насилие взрослых при проявлении ребенком негативизма не только не помогут, но и усилят это болезненное состояние. В случаях проявления упрямства лучше либо не обращать на ребенка внимания, либо переключить его па другую деятельность.
-
Страхи
У маленьких детей любая неожиданность вызывает испуг: человек в маске, внезапно выскочившая из-за угла собака, громкий звук, неожиданная потеря равновесия и пр. Такой испуг совершенно естественен и у здоровых детей быстро проходит. У нервного ребенка чувство страха может остаться надолго, иногда на всю жизнь. Такие дети боится выйти во двор, где их испугала собака, отказываются подойти к человеку, на котором они видели маску, они пугаются громких звуков (даже повторных), боятся домашних животных, безобидных насекомых, незнакомых людей, ветра, грозы. Страхи возникают у детей под впечатлением тревожных сновидений.
-
Нарушение сна
У детей с неврозами нарушение сна наблюдается довольно часто. Эти дети с большим трудом засыпают, спят очень неспокойно, часто просыпаются с жалобами на то, что у них болит рука, нога, спина, просят попить, требуют игрушек и т.д. В отдельных случаях дети ходят во время сна: встают с постели с закрытыми глазами или с отсутствующим, устремленным в пространство взглядом, ходят по комнате, производят как будто бы целесообразные, но в данный момент совершенно ненужные действия. Ребенка надо очень осторожно, чтобы не испугать, уложить в постель, не ждать, когда он в конце концов ляжет сам. Утром ребенок может ничего не помнить о случившемся.
-
Двигательные невротические состояния
При неврозе дети могут выражать свои переживания очень бурно. В момент гнева, злобы, протеста маленький ребенок изгибается на руках у матери, мышцы его находятся как бы в состоянии судорожного сокращения, тело напряжено; старшие дошкольники нередко с криком падают, беспорядочно бьются руками, ногами, головой об пол, выгибают спину. В некоторых случаях под влиянием сильных психических переживаний у ребенка может возникнуть торможение двигательной сферы — парезы, параличи конечностей, глазных мышц (косоглазие).
-
Патологические привычки
Сосание своих пальцев, ковыряние в носу, раскачивание тела, ног, онанизм и т.д. — эта привычки особенно часто наблюдаются у детей, в воспитании которых были допущены ошибки: запугивание, постоянное одергивание («Вынь пальцы изо рта!») и т. п. Неправильное поведение взрослых приводит к тому, что ребенок фиксирует внимание на этих привычках, при каждом замечании взрослого испытывает чувство страха, виноватости, отчего его невротическое состояние осложняется.
-
Расстройство речи
Заикание чаще всего возникает в период становления речи (от 2 до 3 лет), когда ребенок начинает произносить слова и фразы. При заикании дети по несколько раз повторяют первые звуки или первоначальные слоги или делают внезапную остановку в начале, в середине слова, иногда фразы. Дыхание у ребенка становится неровным, прерывистым. Речь часто сопровождается рядом непроизвольных движений: подергиванием мышц лица, зажмуриванием глаз, высовыванием языка, движениями рук и ног. Чувствуя это, ребенок боится говорить, предпочитает молчать или говорит шепотом. Иногда вместо слов он пытается объясняться жестами. Заикающиеся дети застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей.
-
Такого ребенка изолировать от детей всей группы не следует (только с крайне тяжелым заиканием ребенка переводят в логопедические группы или сады). Воспитатели должны разъяснить здоровым детям, что дефект речи у их товарища исправится, если они к нему будут хорошо относиться. Разговаривать с таким ребенком надо спокойно, не торопясь, внятно, не разбивая слова на слоги; в случае затруднения надо прийти на помощь, не говорить при нем о его недостатке. По поводу заикания необходимо посоветоваться с врачом-невропатологом, показать ребенка специалисту-логопеду.
-
Ночное недержание мочи (энурез)
сложный комплекс симптомов, складывающийся в целостный синдром, включающий в себя непроизвольное мочеиспускание во сне; изменение двигательной активности; нарушение эмоционального поведения.
-
Возраст от 1,5 до 3 лет следует считать концом физиологической нормы мочеиспускания во сне. Случаи непроизвольного мочеиспускания в ночное время у детей старше 3 лет следует рассматривать как проявление энуреза. В начале заболевания ребенок обычно мочится за ночь 1-2 раза, в запущенных случаях — 4 раза и больше. С одними детьми это случается каждую ночь, с другими — 1-2 раза в неделю. Позднее засыпание, большое количество выпитой жидкости, низкая температура помещения, где спит ребенок, могут способствовать ночному недержанию мочи.
-
Энурез оказывает отрицательное влияние на психику ребенка. Дети стыдятся своего состояния, стремятся его скрыть, болезненно реагируют на насмешки товарищей, упреки взрослых, у них развивается робость, неуверенность в себе. При появлении у ребенка энуреза ни в коем случае нельзя его упрекать, стыдить, запугивать, заставлять застирывать свое белье. Надо убедить его в том, что это явление не результат плохого поведения, а заболевание, от которого можно полностью излечиться. Ребенка следует как можно быстрее показать врачу и начать серьезно лечить.
-
Профилактика неврозов
Правильный уход за ребенком, строгое соблюдение режима сна, питания, отдыха, осуществление физического воспитания и закаливания организма, способствующего повышению сопротивляемости инфекциям. предупреждение детского травматизма. Надо помнить, что взрослые могут травмировать ребенка и словом, и несправедливым к нему отношением. Родители и воспитатели должны разговаривать с детьми спокойным тоном, без раздражения, не применять телесных наказаний, ибо они причиняют не только физическую, но и душевную боль, так как унижают, оскорбляют ребенка.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.