Презентация на тему "Зарождение и развитие педагогической традиции в Древней Руси и Московском государстве (x-xvi вв.)"

Презентация: Зарождение и развитие педагогической традиции в Древней Руси и Московском государстве (x-xvi вв.)
Включить эффекты
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Зарождение и развитие педагогической традиции в Древней Руси и Московском государстве (x-xvi вв.)". Презентация состоит из 35 слайдов. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.24 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    35
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Зарождение и развитие педагогической традиции в Древней Руси и Московском государстве (x-xvi вв.)
    Слайд 1

    Зарождение и развитие педагогической традиции в Древней Руси и Московском государстве (X-XVI вв.)

    Презентацию подготовила учитель МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова» Ларионова Е.А.

  • Слайд 2

    Воспитательные традиции Древней Руси.

  • Слайд 3

    За длительное время своей истории славяне выработали свою практику воспитания, создали свою культуру, которая выросла из глубин трудовой жизни народа.

  • Слайд 4

    Труд- основа жизни славян. Детей рано включали в трудовую деятельность, воспитывали трудолюбие, развивали трудовые умения и навыки.

  • Слайд 5

    Забота о здоровье и физическом развитии детей имела особое значение. Средства физического воспитания: - закаливание; - подвижные игры; - физический труд.

  • Слайд 6

    Исторические предания, легенды, былины воспитывали гордость за своё отечество, формировали патриотическое сознание. В подвигах героев подрастающее поколение находило проявление лучших духовных качеств человека.

  • Слайд 7

    Педагогическое наследие древних славян- устное народное творчество. Песни Потешки Сказки Загадки Пословицы Былины Глубочайший нравственный смысл этих произведений служит фундаментом, на котором строится эстетический мир ребенка.

  • Слайд 8

    Первые нравственные заповеди детства:

    -почитание старших; - главенствующая роль отца; -уважение к матери; -осознание сыновнего долга; -обязанность беречь достоинство; - быть благодарным людям.

  • Слайд 9

    Византийское влияние. Принятие христианства.

  • Слайд 10

    Важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера ( дата крещения Руси 988г.). Она определила нравственный характер народной жизни. Христианская вера сообщила религиозно-церковное направление русской жизни.

  • Слайд 11

    Владимир Равноапостольский ставил по городам церкви и повелел отдавать детей «на учение книгам». Ярослав Мудрый покровительствовал учению книжному. При нём начинаются на Руси монастыри с училищами.

  • Слайд 12

    Первоначальные русские школы имели две цели: приготовить для церкви сведущих служителей и научить русских людей догмам веры и христианской нравственности. Обучение велось и в мужских, и в женских монастырях. В монастырях получали христианское воспитание и «книжное образование» сироты и дети бедных родителей.

  • Слайд 13

    Школы получили значение как христианские, педагогические и благотворительные учреждения. Внутреннее устройство школ и училищ соответствовало византийским образцам, первые учителя были, по преимуществу, греки.

  • Слайд 14

    Дисциплина в древнерусской школе была разумная и кроткая. Учителя назывались книжниками, уставодержателями, учительными людьми. Учитель был не то, что специалист по части обучения, а близкий народу человек, влиятельное лицо, наставник. Учебные предметы: псалтырь, церковное пение и письмо.

  • Слайд 15

    Учебные пособия: патерики (жизнеописание разных святых); изборники; повести и рассказы полуисторического, полусказочного содержания; хождения по святым землям; пчелы – сборники отрывочных научных сведений, поучений, афоризмов, замечаний мудрецов и поэтов; азбуковники – род энциклопедий, лексиконов и справочных книг по всевозможным отраслям знаний.

  • Слайд 16

    Первый педагогический памятник – «Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах (1053-1125) – внук Ярослава Мудрого, Великий Киевский Князь, государственный деятель, писатель Древней Руси.

  • Слайд 17

    Владимир Мономах в «Поучении» выделяет три идеи: отношение к Богу, отношения между властью и её подданными , отношения человека к самому себе и взаимоотношения между людьми. Главное средство воспитания детей Мономах считал образование: « Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь».

  • Слайд 18

    Мономах считал, что успех воспитания зависит от совокупности многообразных воспитательных средств , включающих этикет, манеры и тон поведения. Князь разработал систему военно-физического воспитания, которая развивает волевые и нравственные качества человека. Владимир Мономах призывал помнить, что лишь добрые дела спасут людей.

  • Слайд 19

    Развитие образования в Московском государстве.

  • Слайд 20

    Татарское нашествие истребило первые успехи образованности и христианского общежития, повсеместно принизило дух русских людей.

  • Слайд 21

    В монастырях притаились остатки книжного образования и нравственных сил, которые поддерживали в русских людях бодрость и надежду на спасение. С XIV в. летописцы совершенно не упоминали о школах и училищах.

  • Слайд 22

    Русь, отрезанная татарами от Византии, а Польшей- от образованной Европы всё больше и больше усваивала черты азиатских нравов. Уменьшилась грамотность не только в простом народе, но даже в духовенстве и среди князей и бояр. В XV в. невозможно было получить образование , так как не было училищ.

  • Слайд 23

    С XV в. в борьбе с татарами окрепла Москва и понемногу сделалась новым средоточием политической силы. В северо- восточной Руси начинаются решительные попытки выйти из долгого невежественного застоя.

  • Слайд 24

    Новгородский епископ Геннадий хлопочет об учреждении начальных училищ, чтобы обучать священников. В 1499 г. Геннадий собирает и составляет полный список книг Святого Писания.

  • Слайд 25

    Максим Грек (1480-1556) исправляет испорченные безграмотными писцами богослужебные книги и старается исправить нравы духовенства. Князь Андрей Курбский убеждает московских бояр не чуждаться науки и не бояться книг.

  • Слайд 26

    Царь Иван Васильевич на Стоглавом соборе (1551) повелевает: -по всем городам ставить грамотных и нравственно-благонадёжных священников, у которых в домах и завести училища, чтобы все правильные христиане отдавали им своих детей в учение; -завести грамотных писцов, дурные списки отобрать, сверить с хорошими переводами, переписать без ошибок и разослать по всем церквам.

  • Слайд 27

    В 1553 году, благодаря энергичному ходатайству перед царем митрополита Макария, появляется первая типография в Москве.

  • Слайд 28

    Одним из выдающихся произведений русской литературы XVI в., являвшегося основным сводом нравственных норм и правил многих поколений, была «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину – и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам», - таково полное название этого уникального труда.

  • Слайд 29

    «Домострой» вобрал в себя многовековой уклад, традиции, опыт русской семьи, сохранил немало ценного, практически полезного для современного человека, семьи, общества.

  • Слайд 30

    Юго-западная Русь, составившая с Литвою Великое Княжество Литовское, опередила северо-восточную Русь в образованности. В связи с близостью к Польше и Европе, юго-западная Русь легко заимствовала оттуда научное образование и европейские понятия и обычаи.

  • Слайд 31

    С 1569 года начало решительно проявляться польское влияние – в смысле порабощения русской народности, подчинения русского языка польскому, а православия – католицизму. Одиночные усилия не могли остановить поработителей. Понадобились другие средства – общественные.

  • Слайд 32

    Церковные братства: Львовское, Киевское, Луцкое и др. стали заводить училища (братские школы) и в них стали давать такое знание, с помощью которого можно было подготовить надежных противников враждебной православию религии.

  • Слайд 33

    Первое из этих училищ было основано в Остроге князем Константином Острожским в 1580 году. В 1580-1581 гг. в типографии при училище была напечатана первая полная славянская Библия.

  • Слайд 34

    В 1589 году было учреждено высшее училище «Школа эллино-славянского и латино-польского письма» при Богоявленской церкви в Киеве. Здесь главным деятелем был митрополит юго-западной Руси Пётр Могила. В 1631 году школа стала называться Киево-Могилянской академией, а с 1701 года – Киевской академией.

  • Слайд 35

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке