Содержание
-
Активные методы обучения русскому языку Подготовила: Пусикова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы ОГКОУ «Школа – интернат №92» г. Ульяновска
-
Главная цель обучения русскому языку -
Развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем запасомлексических и грамматических ЗУН, которыми они владеют на активном уровне
-
Причины снижения активности учащихся:
Дети часто не осознают, зачем им вообще учиться; Не понимают, как использовать полученные знания в практической деятельности; Устаревшие методики, используемые учителями, не отвечают потребностям детей
-
Три составляющих активности:
Мотивация; Целеполагание; Инструментарий (методы)
-
Мотивация активности
Стремление самостоятельно решать интересные задачи; Попытаться завоевать авторитет в глазах сверстников; Рассмотреть свою деятельность с точки зрения её пользы для себя и людей
-
Целеполагание
Правило №1: прежде чем ставить цели, нужно мобилизовать ребят на деятельность (через сравнение, группирование, классификацию лингвистического материала); Правило №2: Функцию постановки целей урока нужно отдать детям!
-
Пример целеполагания:
Сгруппировать между собой слова , в которых пропущены одинаковые орфограммы: Пос… дить Чу…ствительное Пор…жаться В т…плице Сер…це Вс..гда
-
Пример целеполагания
Определить, какая синтаксическая единица у нас получилось Посадить в теплице; Чувствительное сердце; словосочетание Всегда поражаться Сформулировать тему урока
-
Что вы ждёте от урока? На какие вопросы нужно ответить, чтобы изучить эту тему? Что мы с вами уже знаем? Какую цель к уроку мы с вами поставим? ?
-
Инструментарий учителя - словесника
Активные методы обучения Моделирова- ние ситуаций Деловые, имитац. и ролевые игры Лингвистиче- ский эксперимент Текстоцент-рич. подход Эвристиче- ские(пробл.) задачи Алгоритми- зация и структури- рование Тренинго- вые технологии Проектно – исслед. деятельность
-
Метод алгоритмизации и структурирования
72 орфографических правила 14 блоков Краткий, чёткий алгоритм (не 3 – 4 шагов)
-
Алгоритм «Ь после шипящих»
Определи часть речи глагол кр. прилаг. существ. наречие прич. Ь Ь она,одна он,много Ь Ь
-
Структурирование при работе с учебником
Составление плана; Тезисы; Схема; Таблица; Словарь ключевых слов; Приём инсерт
-
Пролистайте параграф Какие структурные элементы вы можете выделить? Какой материал отличается по цвету, как вы думаете, почему? Зачем материал представлен в виде таблицы (схемы, алгоритма)? Почему задания предлагаются в такой последовательности? Можем мы сначала поработать с последним упражнением, а затем вернуться к первому?
-
Приём инсерт
Ученики самостоятельно производят анализ теоретического материала: Я это знаю и с этим согласен; Я не согласен с этим; Это ново для меня; ? Не совсем понятно, хотелось бы поподробнее
-
Приём инсерт как этап урока
Тема «Главные члены предложения» (5 кл.) Фронтальный опрос Инсерт Традиционный Компетентностный
-
Заполнить 1 графу таблицы самостоятельно: САМОДИАГНОСТИКА
-
Заполнить 1 графу таблицы совместно с классом: Сравнение своих достижений с уровнем одноклассников СТИМУЛ
-
Дифференцированная работа над 2 графой: Сильные: прочитать материал учебника и заполнить графу самостоятельно. Слабые: поработать над конкретными примерами, прочитать материал, обсудить, что нового узнали, заполнить графу
-
Совместно заполнить 3 графу проблемными вопросами и заданиями: Например, всегда ли подлежащее выражено существительным или местоимением? Приведите трудные случаи согласования главных членов.
-
Структурирование при работе с правилами
Морфемика Предложить самостоятельно сформулировать правило правописания морфем, используя схему или алгоритм. Добавить примеры (записаны на доске в произвольном порядке) Морфология Дать правило и попросить составить по нему схему или алгоритм. Затем рассказать правило, опираясь только на свою схему, а не на учебник
-
Структурированиепри работе с правилами (шаг 1)
-
Структурирование при работе с правилами (шаг 2)
На основе матрицы ошибок ученик готовит нетрадиционную форму защиты, в которой отрабатывает свою «проблемную» группу ошибок: Викторина; Ребус; Кроссворд; Игра
-
Шаг 3: Письмо другу (индивидуальная письменная работа) Дорогой друг, сегодня получил свою контрольную работу и хочу поделиться с тобой ……………, потому что получил…….. А ошибок всего……….. Ты знаешь, оказывается, слово…………. пишется с буквой…......., так как……………………………. А ещё я допустил ошибку в слове ………….., но теперь запомнил, что………..
Представляешь, такое простое слово как, ………. Я написал с ошибкой из – за собственной невнимательности. Несколько ошибок я допустил на правило…………, а вот слова…….. Мне следует запомнить. Думаю, что в следующей работе я учту все замечания и напишу её на…….
-
Тренинговая технология
Позволяет ученику находиться в позиции деятеля. Тренинги воссоздающего воображения: Зрительные; Слуховые; Ассоциативные
-
Лингвистический эксперимент
Цель– объяснить выбор языковых средств и установить между ними взаимосвязь. Виды: Устранение данного языкового явления; Замена языкового элемента синонимичным; Распространение текста другими языковыми элементами; Свёртывание текста; Перестановка слов.
-
Моделирование проблемных ситуаций
Светает. Настя и Митраша собираются за клюквой. Девочка берёт с собой корзинку. Митраша вспоминает про компас отца. В пути ребят ждёт много приключений. Найдите в предложениях глаголы, определите их синтаксическую роль. Среди найденных глаголов назовите тот, который имеет только одно лицо, одно число, один род, но все три формы времени. МНОЖЕСТВО ВЕРСИЙ
-
Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем? Какова будет тема сегодняшнего урока? «БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ» (5 класс)
-
Мотивирующий приём «яркого пятна»
Чем отличается дом от домика, домик от домища, домище от домины? «ЗНАЧЕНИЯ СУФФИКСОВ» (5 класс)
-
Эвристические задачи
Цель – научить обосновывать свою точку зрения Фонетика: Найдите два русских слова, различных по написанию, но одинаковых по происхождению; Лексика: Можно ли, не заглядывая в словарь, предположить, откуда к нам пришли слова «матрос», «мачта», «палуба»? Морфемика: Что общего между капустой и капитаном, румянцем и рудой, огородом и городом?
-
Проектно – исследовательская деятельность
Самостоятельная поисковая работа в информационном пространстве; Умение работать в команде; Приобщение к культуре исследования; Саморазвитие через самообучение; Адекватная самооценка; Умение представить продукт своей деятельности
-
Ролевая игра при создании проекта
Цель – составление словарной статьи (по теме «Лексика) Лексема – любовь Распределение ролей: – энциклопедист (защищает проект), – архивариус (работает со словарём , находит значение слова), – лексиколог (находит синонимы и антонимы данного слова), – этнограф (вспоминает пословицы, поговорки с данными словами), – искусствовед (вспоминает названия фильмов, картин, песен рекламных роликов, например, со словом любовь)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.