Содержание
-
Выступление по теме :« Актуальность формирования речевой культуры»в рамках межрайонного семинара : « Проблемы формирования культуры речи обучающихся»
подготовила учитель- логопед ГБОУ №698 прогимназии « Пансион» Синявская Виктория Александровна Санкт-Петербург 2014 год
-
В связи с изменяющейся концепцией образования, профессиональная деятельность педагога предполагает :
освоение нового содержания образования, овладение инновационными технологиями; внедрение таких методов воспитания и обучения, которые учитывали бы социальные и культурные изменения , характерные для России XXI века.
-
Перестройка в Отечественной Системе Образования предполагает повышение ряда требований к самому педагогу, а именно :
возрастают требования к его профессиональным и личностным качествам; возрастают требования к творческому потенциалу ; возрастают требования к педагогическому мастерству ; возрастают требования к формированию речевой культуры .
-
В современном мире одной из проблем развития можно считать снижение уровня культуры речи . Такой факт обусловлен разными обстоятельствами :
стало модным применение ненормативной лексики; использование без разбора заимствований из других языков; проживание на территории РФ мигрантов стран СНГ, которые не владеют в полной мере русским языком; демонстрация в средствах массовой информации стилистической небрежности.
-
Речевая культура проявляется в трех аспектах , взаимосвязанных между собой :
Нормативный аспект – предполагает охрану норм литературного языка , так как литературный язык является одним из факторов , объединяющих нацию в единое целое. Коммуникативный аспект – выбор языковых средств . которые с максимальной точностью и эффективностью выполнят поставленную задачу. Развитие данного аспекта не предполагает диктатуры в любом её проявлении. Этический аспект – общепринятые в обществе нормы поведения, которые в рамках культуры речи определяются как речевой этикет ( тесная связь речи с её содержанием).
-
Правила, которым должны следовать педагоги в обучении детей дошкольного возраста в процессе формирования их речевой культуры:
Речь должна быть грамотной и правильной , понятной для обучающихся. Речь говорящего должна быть правдивой и искренней , не нарушающей общепринятые нормы поведения и нравственности. Выбор языковых средств педагога должен быть свободным и самостоятельным, осознающим цель своей речи. В процессе общения необходимо соблюдать культуру слушания.
-
Речь должна отвечать определенным требованиям :
Правильность - это соблюдение норм современного литературного языка- грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи. Ясность- это доступность речи для понимания другими. Чистота- свободная от лексики , находящаяся за пределами литературного языка. Точность – значение слов и словосочетаний , употребленных в речи , полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи. Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение интонацией , выбором слов , построением предложений действовать на адресата. Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли , отсутствие однообразия , повторения одних и тех же слов и конструкций.
-
Таким образом , можно сделать вывод о том , что формирование речевой культуры обучающихся должно начинаться и совершенствоваться с самого педагога.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.