Содержание
-
МБДОУ «Детский сад № 391»Арт-терапевтические технологии в логопедической работе с детьми со стертой дизартрией.ЛАКТИОНОВААнастасия Владимировнаучитель - логопед
Апрель, 2017 г., г. Самара
-
1. ДИЗАРТРИЯ. Диагноз. Лист 1. 1 . Определяет врач и другие специалисты: консультация учителя - логопеда; консультация невропатолога; консультация ортодонта, отоларинголога. Постановка диагноза негативные факторы в период беременности и родов; педагогическая запущенность (не только отсутствие занятий детей с ребенком, общения в семье); ПП ЦНС (различные по происхождению поражения головного мозга до (во)-время или после родов); частые болезни, инфекции, черепно – мозговые травмы до 3 лет; наследственные факторы; снижение слуха; анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата. Причины Рождение ребенка с асфиксией Плохая экология Стрессовые ситуации Вредные привычки и болезни родителей (курение, алкоголизм, наркомания) Низкий балл по шкале Апгар при рождении Родовыетравмы Инфекции матери во время беременности, особенно в 1 триместре Пусковой механизм развития дизартрии у детей.
-
1. ДИЗАРТРИЯ. Рекомендации. Лист 2. 2 . Для детей с ранним органическим поражением ЦНС: осмотр и наблюдение у узких специалистов; медикаментозное лечение (по назначению врача); общий массаж при повышенном и пониженном тонусе; лечебная гимнастика (например, на фитболе); физиопроцедуры; ежедневные утренние и вечерние прогулки, закаливание; продолжительное кормление грудью; общение с мамой и близкими; ранняя стимуляция моторного развития способствует предупреждению речевых нарушений; комплексы упражнений по развитию мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, упражнения по формированию пальцевого захвата, пальчиковое рисование). Возраст ребенка Патологическая доречевая симптоматика не выявляется в психомоторном развитии, так как до настоящего времени не введено в практику скриннинговое обследование психомоторных функций детей, как следствие не проводится психолого-педагогическое и коррекционно- логопедическое сопровождение детей младенческого возраста с ПЭП. Особенности Специалист Рекомендации Педиатр Невролог Лор-врач Окулист Психиатр До 1 года Тесты, предложенные Н.И. Озорецким, Л.Я. Бондаревским, М.В. Серебровской. Что использует в работе логопед Нейросонография, УЗИ головного мозга. Методы исследования
-
1. ДИЗАРТРИЯ. Рекомендации. Лист 3. 3 . - Развитие речи по методике Р.Е. Левиной. Развивать общую моторику, мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр); Посещение ДОУ; Логопедический массаж (ручной, зондовый, смешанный); Общий массаж; Медикаментозное лечение (по назначению врача невролога); ЛФК; Рефлексотерапия; Физиотерапия; Прогулки на свежем воздухе; Закаливание; Бассейн; Хождение по теплому речному, морскому песку Возраст ребенка У детей со стертой дизартрией и в связи с нарушениями ЦНС и нарушением иннервации мышц речевого аппарата не формируется необходимые кинестезии вследствие чего спонтанно не формируется произносительная сторона речи. Особенности Специалист Рекомендации Педиатр Невролог Остеопат Учитель-логопед Окулист Педагог-психолог 1-3 лет
-
1. ДИЗАРТРИЯ. Рекомендации. Лист 4. 4 . - Посещение логопедической группы детского сада; - Прогулки на свежем воздухе, закаливание, бассейн; Включать в коррекционную работу элементы арт – терапии (музыкотерапию, кинезиотерапию, песочную терапию; логоритмику, хореографию, психогимнастику); Логопедический массаж (ручной, зондовый, смешанный); Медикаментозное лечение (по назначению врача невролога); Развитие мелкой моторики рук (песочная терапия, игра на музыкальных инструментах, пальчиковый театр (би – ба – бо, перчаточные куклы); Дыхательные и голосовые упражнения (элементы вокалотерапии); Пение (обучение основам нижнереберного диафрагмального дыхания); Гимнастика Стрельниковой. Возраст ребенка К 4-5 годам мозг ребенка обладает значительной пластичностью и высокими компенсаторными резервами и теряет большую часть симптоматики, но может оставаться стойкой нарушение звукопроизношения и просодики. Регулярные занятия с логопедом, качественное выполнение домашнего задания, своевременное посещение узких специалистов и вовремя замеченная речевая проблема родителями ребенка благоприятно отразится на развитии ребенка с дизартрией. Особенности Специалист Рекомендации Учитель-логопед Невролог 4-5 лет
-
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. Лист 1. 5 . Арт-терапия – терапия с помощью искусства и художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализовано-игровой и их сочетаний) обеспечивает коррекционно-направленный процесс художественного развития детей с особыми потребностями. Определение Инновация в логопедической работе с детьми-дизартриками имеет способность встраиваться в целенаправленный логопедический процесс (методику коррекционной работы). Цель применения положительный эмоциональный настрой в группе. облегчает процесс коммуникации со сверстниками, учителем логопедом, другими взрослыми. способствует преодолению языкового барьера в многонациональных группах детских садов, школах. создаёт условия для использования с кинетическими и зрительными ощущениями, стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга. Позитивные феномены совокупность теоретических и практических идей, новых технологий, составляющих его сущность. многообразие связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями. относительная самостоятельность (обособленность) от других состояний педагогической деятельности. собственная история возникновения и развития. способность к интеграции. Признаки трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессия. неадекватное поведение. нарушенная адаптация. трудности в обучении. Показания
-
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. Лист 2. 6 Знания педагога (учителя-логопеда) Система арт-терапии Учат определенным техникам и приемам работы с детьми Стабильные определенные результаты в коррекционно-логопедической работе Методика воспитания Методика обучения Коррекционная работа Самостоятельная творческая деятельность детей Индивидуальная работа Групповая работа Прогулка в детском саду Задания на дом (домашняя работа)
-
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. Лист 3. 7 Методы арт-терапии развитие речи в процессе игры развитие познавательной деятельности развитие двигательной сферы ребенка развитие общей и мелкой моторики рук активизация деятельности сохранных анализаторов активизация моторной деятельности развитие приперцептивной чувствительности у детей направленные на коррекцию различных видов речевых нарушений, влияющих на формирование других сторон психики гармоническое развитие ребенка с проблемами Не имеет возрастных ограничений в использовании нет противопоказаний участию тех или иных людей средство невербального общения средство свободного самовыражения и самопознания вызывает положительные эмоции ИЗОТЕРАПИЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ ИМАГОТЕРАПИЯ ПЕСКОТЕРАПИЯ ВОКАЛОТЕРАПИЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ МУЗЫКОТЕРАПИЯ КИНЕЗИТЕРАПИЯ Виды арт-терапии Направление коррекционной работы РЕЗУЛЬТАТЫ Внедрение современных методов и технологий в коррекционную работу Повышение темпа развития речи в целом за счёт включения детей в творческую деятельность Раскрытие творческого потенциала дошкольника Речевое раскрытие ребенка несмотря на имеющиеся у него речевые возможности Позитивное взаимодействие детей, педагогов, родителей.
-
3. Арт-терапевтическое воздействие при дизартрии. 8 Наглядные методы Упражнение: творческое (сочини свой танец); двигательные (для передачи походки человека). 2. Игры: игры с песком и водой; игры со льдом; проигрывание сказок; сценки-этюды; игровые задания на развитие ориентирования в пространстве. Наблюдение. Рассмотрение рисунков, картин, макетов. Просмотр диафильмов, мультфильмов, видео. Прослушивание музыкальных произведений. Показ образца. 1. Рассказ из личного опыта 2. Пересказ сказки 3. Беседа: предварительная; итоговая; обобщающая. 4. Чтение сказок, рассказов, стихов, поговорок. Словесные методы Практические методы
-
4. Механизмы арт-терапевтического воздействия. 9 Учитель-логопед Арт-педагог Группа Члены группы Ребенок – участник арт-терапии Учебно-образовательные продукты
-
5. ВИДЫ АРТ-ТЕРАПИИ.
Песочная терапия акватерапия криотерапия 1. Игротерапия 2.1. Активная музыкотерапия Музыкопсихотерапия (решает задачи психоэмоционального состояния); Музыкосолаготерапия. 2.2. Пассивная музыкотерапия: Вокалотерапия (пение); Танцетерапия; Хоротерапия; Коррекционная ритмика; Психогимнастика; Инструментальная музыкотерапия. 2. Музыкотерапия Куклотерапия Образно-ролевая драмтерапия; Психодрама; Сказкотерапия; Либропсихотерапия; Библиотерапия. 3. Имаготерапия Лепка Нетрадиционное рисование Изготовление коллажей Живопись Зентал Дудлинг рисование (простых элементов, закорючек) коллаж 4. Изотерапия 10
-
6. Схема арт-терапевтического воздействия. 11 РАБОТА С РУКОВОДИТЕЛЕМ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ Кинезиотерапия; Танцы; Упражнения на мышечную релаксацию РАБОТА С ПСИХОЛОГОМ Сказкотерапия (снятие тревожности при негативном настрое на занятия (особые случаи) РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЕМ: Игровая терапия; Песочная терапия; Куклотерапия; Изотерапия; Сказкотерапия РАБОТА С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ Логоритмика Вокалотерапия Музыкотерапия Кинезитерапия УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД Коррекция речевых нарушений, использование арт-терапевтических методик на этапах логопедического воздействия Ребенок с дизартрией
-
7. Вокалотерапия. Преимущества.
12 Гласные звуки оказывают воздействие на различные органы: И – колебание в голове Э – глотка, гортань, щитовидная и паращитовидная железы А – верхние доли легких О – средняя часть груди ОУ – нижняя часть легких, сердце, печень, желудок О – диафрагма, печень желудок П – почки ОО – ИИ - сердце Коррекция ЗПР и нарушений речи Работа с гласными звуками (громкость, внятность, красота речи ребенка) Речевая гимнастика (развитие речевого дыхания, голоса, дикции, развитие фонематического слуха) Развитие навыка (звукового, звукосилового, звукобуквенного анализа, подготовка к общей грамоте)
-
8. Изотерапия. Особенности.
13
-
9. Музыкотерапия. Особенности.
14
-
10. Музыкотерапия.
1. Технология проведения Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо); Использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям; Лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной). 2. Сюжеты должны быть правдивы, жизненны, соответствовать возрасту, интересам и общему развитию ребенка. Задания: Игра «Изобрази…» Цель – развитие способности к творчеству. 1. Ребенок ищет движения для передачи походки шагающего медведя, тяжело ступающего медведя, резво прыгающего зайчика. 2. Игры с водой. 3. Галоп и высокий бег (музыка Д. Кабалевского). 4. Бабочки Задания: 5. Сочини свой танец 6. В магазине игрушек 7. Танец цветов 8. В гостях у царя (двигательная импровизация или движения по подражанию действий взрослого). Элементы музыкотерапии: Прослушивание песен Во время проведения логопедического массажа (сед. И тон. воздействие) «Русалки и крабы», «Морской бриз» - упражнения на свободные «языком в произвольных движений» и снятие мышечных зажимов. Результаты: Облегчают установление контакта между людьми. Повышает тонус коры головного мозга. Стимулирует дыхание и кровообращение. Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывает временную ориентировку (то есть способность уложить свои движения во времени). Логопедическая ритмика способствует развитию фонематического восприятия. Танцевальная терапия способствует взаимодействию полушарий. ЦНС и мышечная система преобразуют музыкальные ритмы в формы движения – традиционное восприятие мира. Нормализация просодической стороны речи (тембр, темп и др.) Седативный и активизирующий эффект достигается в музыкальном оформлении игр и музыкальной релаксации. 15
-
11. Имаготерапия. Особенности.
16
-
12. Песочная терапия. Особенности.
17
-
18 Арт-терапевтические технологии в логопедической работе с детьми.ЛАКТИОНОВА Анастасия Владимировна. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.