Содержание
-
Стилистическое использование имени прилагательного
Учитель начальных классов АОУ гимназии «Российская школа» Грибкова Е. М.
-
Стили речи русского языка Разговорный официально - деловой художественный публицистический научный Книжные:
-
Показать богатство русского языка помогает стилистика частей речи. Неоценимый источник выразительности художественных описаний по своим стилистическим функциям представляют имена существительные, прилагательные, числительные, местоимения. Стилистика частей речи
-
самая живописная часть речи. Русский язык выделяется богатством «качественных слов», по количеству прилагательные уступают только существительным. Прилагательное –
-
-
Имена прилагательные используются во всех стилях речи: разговорном, художественном, официально-деловом, публицистическом, научном . Прилагательные в речи
-
Сам Моргунок, как все, сперва не верил в дедовы слова (А.Т.Твардовский); Минут через двадцать эти соседи были созваны в старухину избу (А.Казакевич) Разговорный стиль речи В разговорном стиле речи часто используются притяжательные прилагательные.
-
«… - Постой, - Отвечает ветер буйный, - Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора…» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Художественный стиль речи В художественном стиле речи имена прилагательные необходимы для описания предмета, явления. Часто авторы используют прилагательные в переносном значении – в роли эпитетов: «буйный», «тихоструйной»
-
«В минувшую субботу Магнитогорская таможня двадцатый раз отметила профессиональный праздник. Современная таможня - один из важнейших государственных институтов. От того, как организована её работа, во многом зависит эффективность многих отраслей отечественной экономики, качество внешнеэкономических связей России и, в конечном счёте, уровень жизни россиян…» Газета «Магнитогорский металл», октябрь 2014 год Публицистический стиль речи
-
Публицистический стиль речи В публицистическом стиле применимы качественные, относительные, притяжательные прилагательные, необходимые для описания, изложения фактов, могут использоваться слова высокой окраски, могут быть употребляться прилагательные в переносном значении и в различных степенях сравнения.
-
ЛОДКА, лодочка, лодчонка ж. – гребное судно вообще; небольшое судно для речного и прибрежного плавания. Канонерская лодка – военное мелкое судно, с одною или двумя пушками большого калибра. Набойная лодка – с набоями, насадами, поднятыми бортами. В.И. Даль «Толковый словарь русского языка» Научный стиль речи В научном стиле прилагательные чаще употребляются в прямом значении, так как предназначены передавать точную информацию. Прилагательные делают научные сведения более конкретными, точными.
-
Прибытие следующего рейса автобуса ожидается в 18.00 местного времени. В настоящий момент транспортное средство задерживается на въезде в населённый пункт. (из объявления по радио) Официально-деловой стиль речи В официально-деловом стиле речи прилагательные чаще употребляются в прямом значении, так как предназначены передавать точную информацию. Лексика официально-деловой речи максимально обобщена.
-
Результаты использования прилагательного в речи
-
Имена прилагательные используются в речи при описании внешности героя, создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинныйзеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах (А.С.Пушкин). Описание внешности героя
-
В русской художественной литературе традиционно имена прилагательные используются в различных описаниях, и прежде всего в пейзажных зарисовках: Появилась луна, обливая море серебряным блеском. Большая, кроткая, она медленно плыла вверх по голубому своду неба, яркий блеск звезд бледнел и таял в ее ровном, мечтательном свете (Максим Горький). Описание природы
-
Указывают на более (или менее) интенсивное проявление качественного значения, что делает их экспрессивными: Можно краше быть Мери, но нельзя быть милей(А.С.Пушкин); Молчалин прежде был так глуп! Жалчайшеесозданье! (А.С.Грибоедов) Степени сравнения имени прилагательного
-
Стилистика – это наука, которая изучает язык на разных его уровнях и выразительные средства, которыми располагает язык. Культура речи – понятие, обладать которым должна речь каждого человека. Стилистика и культура речи Воспитывая культуру речи стилистического использования имени прилагательного необходимо помнить типичные ошибки, допускаемые при употреблении этой части речи.
-
В качестве однородных сказуемых выступают, как правило, или только полные, или только краткие формы прилагательных. Недопустимо, например, такое предложение: «Он добрый, но слабоволен». Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретный признак: «Мысли ясны». Полная форма указывает на постоянный признак, краткая – на временный: Девушка красивая (вообще). Девушка красива (в данный момент). Полные и краткие прилагательные
-
Возможны книжный и разговорный варианты простой формы сравнительной степени: бойче – бойчее (разг.) звонче – звончее (разг.), ловче – ловчее (разг.) Со словами более и менее не могут сочетаться формы простой сравнительной и простой превосходной степеней сравнения. Нельзя, например, сказать: более скромнее, более длиннейший, менее красивейший. 3. Со словами наиболее, наименее и самый не следует употреблять формы простой сравнительной и простой превосходной степеней сравнения. Нельзя, например, сказать: наименее откровенный, самый опаснейший. Степени сравнения прилагательных
-
Стилистическое использование имени прилагательного
Итак, следует уделять особое внимание стилистическому употреблению существительных и прилагательных. Это поможет сделать русскую речь правильной, соответствующей литературным нормам.
-
Использованная литература
Стилистика русского языка. Голуб И.Б., М.: 2010. Журнал «Начальная школа. Русский язык.» (на сайте образовательный портал) http://ext.spb.ru: Бочкарева К.Е., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с.Дачное», Корсаковский р-н, Сахалинская область Формирование универсальных учебных действий на основе комплексного анализа текста Зотова Надежда Павловна, учитель начальных классовГБОУ СОШ №285 Санкт-Петербурга Словарно-орфографическая работана уроках русского языка в начальной школе Михайлова Ольга Павловна, учитель начальных классовГОУ СОШ №172 Калининского района Санкт-Петербурга Общие сведения об имени прилагательном Форсилова М.В.учитель начальных классов школы №391 Санкт-Петербурга Имя прилагательное как часть речи
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.