Содержание
-
Подготовила Бут НатальяАлександровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ»Действительные причастия настоящего и прошедшего времени (урок русского языка в 6 классе)
-
Цели урока:
познакомить со способами образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, с правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего и прошедшего времени; формировать умение находить и применять изучаемую орфограмму; предупреждение орфоэпических ошибок
-
Повторение пройденного материала
Выписать причастия в два столбика: действительные / страдательные Ученик, выступающий на собрании; школьники, помогающие убрать урожай; модель, сделанная ребятами; посаженное юннатами дерево; борющиеся за первенство спортсмены; ярко освещенный зал; заполняемый сосуд; сверкающий на солнце снег; залитый пол; падающий с небес; растаявший снег; растворившийся в стакане; размытая дождем; подписанные мастером; подписавшие документ; прилетевшие птицы; унесенные ветром; озаряющий вершины; озарённые солнцем
-
-
Синтаксическая пятиминутка
Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Б...гря(н,нн)ая л..ства П..крытая м..розною р..сою Шуршит в а(л,лл)ее (под)моей н..гою... (И.Бунин.) — Какие средства выразительности использованы поэтом? - Устно переделайте предложение, заменив причастный оборот придаточным предложением. Сравните, какое из предложений более яркое, динамичное? За счет чего? ВЫВОД: способность причастий передавать признак предмета по действию является выразительным средством в художественном тексте
-
Повторение правописания безударных личных окончаний глагола
Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая условия выбора орфограммы. Определите вид и переходность глаголов. Стро..т дом, бор..тся за мир, леч..т людей, се..т рожь, вид..т насквозь, тревож..т людей, ненавид..т ложь, стел..т постель, кле..т обои.
-
пестре ют -ЮЩ- пестреющий Настоящее вр., несов. вид 1спряжение
-
вед ут -УЩ- ведущий Настоящее вр.,несов. вид 1 спряжение
-
лет ят -ЯЩ- летящий Настоящее вр.,несов.вид 2спряжение
-
молч ат -АЩ- молчащий Настоящее вр.,несов.вид 2спряжение
-
Действ.прич. наст.вр. УЩ,ЮЩ от 1 спр. АЩ, ЯЩ от 2спр.
-
кле ящ ий клею клеить 2спр та ющ ий таю таять 1 спр
-
опа л -ВШ- опавший Прошедшее вр.
-
нес ла -Ш- несший Прошедшее вр.
-
Действ.прич.прош.вр. -ВШ-, -Ш-
-
се я ть - се я вший обид е ть - обид е вший муч и ть - муч и вший
-
Гласная + ТЬ = Гласная + ВШ
-
Суффиксы причастий
-
Комментированное письмо
Кол..щая лед; спе..щая ягода; маш..щая крыльями; бор..щийся за первенство; стро..щийся стадион; беспоко..щаяся о здоровье сына мать; пиш..щий письмо; дремл..щий в тиши; кле..щиеся обои; видне..щиеся вдали; пен..щиеся струи фонтана; чувств..ющий холод; леч..щий врач; на та..щем снегу; бушу..щего моря; колебл..щиеся языки пламени; чин..щие сети рыбаки; прекраща..щийся ливень; вид..щие во тьме; слыш..щие шум.
-
От каких глаголов образуются действительные причастия? (От переходных и непереходных.) От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий настоящего времени?(От спряжения глагола)
-
Словарный диктант
Объяснить написание глагольных суффиксов в действительных причастиях прошедшего времени Слыш..вший шорох, прав..вший конями, обид..вший ребёнка, раста..вший снег, увид..вший паука, направ..вший пешехода, постро..вший дом, ла..вшей собаки, рассе..вший сомнения, отта..вшая земля, завис..вший от обстоятельств, ненавид..вший врагов.
-
От чего зависит выбор гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени? (от гласной перед –ть- в глаголе неопределённой формы)
-
Итог урока
Достигнуты ли нами цели урока? Расскажите о суффиксах действительных причастий настоящего и прошедшего времени.
-
Источники:
Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе. М.Просвещение.2003 Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 7 класс.М. «ВАКО» 2009 Учебник для 6 класса под ред. С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова М. «Просвещение» 2009 г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.