Содержание
-
Презентационное сопровождение к уроку русского языка по теме: «Диалектная лексика»5 классучебник под редакцией М. Разумовской
-
В гостях у бабушки.
-
Непонятные слова.
рогач махоткапригрубок чекамас могутный поташки серушка усынка могутный щарба чирики парцменки утиральник рушник
-
махотка - горшокпригрубок – печка чекамас - окунь могутный - непоседливый щарба - уха поташки – помидоры серушка – плотва усынка – узкое место в реке чирики – обувь парцменки – домашние тапочки утиральник – полотенце для рукрушник – полотенце для гостей
-
ЗАПОМНИ!
Слова, которые употребляют жители определённой местности – МЕСТНЫЕ или ДИАЛЕКТЫ
-
Речь бывает
Устной и письменной диалекты общеупотребительные слова
-
Запиши в тетрадь!
Слова, которые используются на определённой территории, называются МЕСТНЫМИ или ДИАЛЕКТАМИ. Таким образом, ДИАЛЕКТ – разновидность общественного языка, говор.
-
Тема урока:
ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА
-
Русский язык – богатство.
«Это чистый и правильный русский язык, только не литературный, а народный…Было время, наречия резко отделялись друг от друга и не менялись веками… ведь жители разных частей нашей Родины – тверяки, псковичи, куряне – почти никогда не встречались…
-
Теперь наша жизнь стирает все языковые рубежи. Но кое-какие местные особенности всё ещё держатся. Языковеды спят и во сне видят: хоть напоследок собрать, запечатлеть, изучить эти вымирающие диалекты: не из них ли вырос и весь наш язык?!» Лев Успенский «Слово о словах».
-
Владимир Иванович Даль
-
В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах.
-
Особенности ДИАЛЕКТОВ:
1. ФОНЕТИЧЕСКИЕ; 2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ; 3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ; 4. СИНТАКСИЧЕСКИЕ.
-
ФОНЕТИЧЕСКИЕ:
* Особенности произношения: хвартук – фартук, святы – цветы; * Оканье (северное наречие): окно, корова, посад, полома; * Аканье (южное наречие): акно, карова, Кастрома; * Постановка ударения: былу - было
-
Словообразовательные:
Волчиха – волчица Спервака – сначала Быват - бывает
-
Морфологические:
* отсутствие категории среднего рода – Крылец – крыльцо, масла – масло; * Род. п., ед. ч., ж. р. на –а с окончанием –ы * Д. п.,ед.ч., ж.р. на согласный с окончанием –е(в грязе) * Т. п., ед.ч. прилагательных совпадает с П. П., ед. ч. (в большим доме)
-
Физминутка
-
Диалектология в г. Томске
-
О. И. Блинова, профессор ТГУ
-
Хозяин, не затопить ли нам печь? Отчего же не затопить? Только сначала со стола прибери.
-
Да стол то у нас чистый. А вот куда рушник девался? Посмотри на печке!
-
Да у нас печки-то нет! А самовар у нас есть?
-
Есть, есть! На столе стоит, закипает А вот стола-то у нас и нет!
-
А махотка где? Какая махотка? Та, что рушником накрыта?
-
Где же ты видишь рушник?! А ну, неси самовар! Да нет у нас самовара. Пойду ложку поищу.
-
И ложки нет. Осталась одна махотка. А теперь вещи дорогие, потешьте нас! Ты, стол, загадку загадай, а ты, печка, отгадывай.
-
Ты, рушник, расскажи скороговорку. А ложка да самовар пусть частушки поют!
-
Рефлексия Волк, кочет, утиральник, поташки, бирюк, петух, полотенце, рушник, помидоры, щарбы, пригрубок, могутный, печка, махотка, уха, непоседливый, рябуха, спервака, бывает, бульба, свекла, сначала, картофель.
-
ПРОВЕРЬ СЕБЯ ! Волк, петух, полотенце, печка, помидоры, уха, свекла, сначала, картофель. Кочет, поташки, утиральник, бирюк, рушник, щарба, пригрубок, могутный, махотка, непоседливый, рябуха, спервака, бульба.
-
Домашнее задание.
« На местных диалектах никто не пишет ни книг, ни документов. Они живут только звуча, только в устах говорящих. И учёным, которые охотятся за словами, приходится пускаться в далёкие, порою нелёгкие странствия». Лев Успенский.
-
Вы можете выступить в роли исследователей.
Поговорите с соседями, родными, вспомните слова, которые употребляют жители нашего посёлка или других деревень, где вы бывали. Составьте 2 – 3 статьи с диалектными словами по образцу:
-
Диалектные слова обычно записывают на словарные карточки.
Гутарить – говорить. Давай гутарить про наряды. с. Доброе, Липецкой области, А. М. Корнев, 1977 г.
-
Живое русское слово заслуживает нашего внимания. Чтобы речь наша была богаче, ярче, образнее мы не должны пренебрежительно относиться к носителям диалектной речи и к ней самой. Наоборот, надо по КРУПИЦАМ собирать её, так как речь сегодняшняя засорена. ДАВАЙТЕ ЖЕ БУДЕМ БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К БОГАТСТВУ НАШЕЙ РЕЧИ.
-
Спасибо!
Учитель русского языка и литературы МОУ «Мирненская СОШ» Томского района Тетерина С. П. 2011г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.