Презентация на тему "Формулы речевого этикета" 4 класс

Презентация: Формулы речевого этикета
Включить эффекты
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Формулы речевого этикета" для 4 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 17 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Формулы речевого этикета
    Слайд 1

    Формулы речевого этикета, этикетные слова, и стиль общения детей 9-11 лет 2010год Работу подготовила: Иванова Арина ученица 4 «А» класса МОУ «Гимназия №19»

  • Слайд 2

    Введение

    Тема о формулах речевого этикета, этикетных словах, и стиле общения детей 9-11 лет показалось очень важной в современной жизни школьников. Сейчас культура детей и подростков своеобразна и необычна. В наше время ребята не задумываются об этикете, о правилах поведения и культуре общения. Старшее поколение не совсем понимает культуру и имидж молодёжи… Им кажется это не правильно. В наше время существует множество молодежных направлений. Каждое молодежное течение несёт в себе своеобразную культуру поведения и этикет, принимаемый только в своём кругу.

  • Слайд 3

    Цель: выявить специфику общения детей 9-11 лет, употребление формул речевого этикета. Задачи 1.Изучить специфику речевого этикета детей 9-11 лет 2. Составить таблицу, классифицирующую языковые единицы, ведущие к культурному диалогу общения. 3. Понять – «стилистику общения». 4. Разработать этические рекомендации детям во время общения. Объект исследования:Этикет Предмет исследования: Речевой этикет детей 9-11 лет Методы: изучение научно - теоретической литературы, практический – опрос (анкетирование) детей, метод наблюдения, метод классификации, метод анализа. Гипотеза: Исследование носит поисковый характер, поэтому гипотезу мы не формулируем. Выборка: Всего 10 учащихся Из них: Мальчики-5 Девочки-5 9 лет- 3 человека 10лет- 4 человека 11 лет – 3 человека

  • Слайд 4

    Афоризмы об этикете

    Сколько ни учи своих детей хорошим манерам, они все-таки ведут себя так, как отец с матерью. Неизвестный автор Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Антон Павлович Чехов

  • Слайд 5

    Что такое речевой этикет?

    Речевой этикет - принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. А простыми словами, речевой этикет – это слова и выражения, которые люди употребляют при встрече, расставании, при извинении и т.д. Эти слова произносятся с определённой интонацией, чтобы речь была вежливой.

  • Слайд 6

    История возникновения речевого этикета.

    Современный этикет унаследовал обычаи и традиции народов практически всех стран и времен от самой древности до наших дней. Первым сведениям об этикете насчитывается примерно пять тысяч лет, однако в обиход сам термин был введен только в 17 веке при дворе Людовика XIV. В то время этикетками называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел или кого заставляли предстать перед королем. На этикетках было написано то, как человек должен обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова произносить.

  • Слайд 7

    Основные языковые единицы, ведущие к продуктивному диалогу

    Формулы обращения. Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь. Есть 3 вида обращения: Официальное (Гражданин, Господин). Дружеское (Старина, Дорогой друг). Фамильярное, т.е. допустимое среди близких людей. К старшим по возрасту и к незнакомым ровесникам нужно обращаться на «Вы». На «Ты» обращаются только к самым близким людям. Обращение - один из важнейших и необходимых компонентов речевого этикета. Обращение используется на любом этапе общения, на всём его протяжении, служит его неотъемлемой частью. Правила этикета при обращении

  • Слайд 8

    Формулы приветствия. Одни из самых употребительных формул вежливости - формулы приветствия. Приветствие - обращение к кому-нибудь с приветом; речь с выражением привета. Приветствие - одно из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливают контакт общающихся, определяют отношения между людьми. Поэтому не владеть формулами приветствия - это значит быть чужим, не уметь общаться. Недаром в русских народных сказках одним из признаков дурака является то, что он путает приветствия. Перестать здороваться - означает прервать добрые отношения, прекратить знакомство. И наоборот: здороваясь с человеком, с которым мы раньше не общались, мы выражаем доброжелательное к нему и намерение вступить с ним в контакт. Поэтому, входя в школу или в дом, сначала нужно поздороваться.

  • Слайд 9

    Как начать беседу В людном месте просьба о помощи является хорошим началом разговора. В магазине можно попросить рассказать о товаре, в библиотеке осведомиться о наличии той или иной книги, в спортивном зале обратиться с помощью, показать, как правильно пользоваться тем или иным тренажером, на улице – попросить указать дорогу к тому или иному дому. . Как продолжить беседу Для того, чтобы продолжить разговор, собеседнику допустимо задавать самые разные вопросы, можно поинтересоваться его вкусами и увлечениями. Эти разговоры помогут установить общий круг интересов, а также преодолеть застенчивость. Смело можно поделиться каким-либо забавным или необычным случаем, произошедшим с вами, увидеть реакцию собеседника и вместе обсудить эту историю. Как закончить беседу Делать это нужно вежливо, но решительно, чтобы не обидеть партнера. Когда вы понимаете, что беседа исчерпана, не пытайтесь удержать собеседника, выискивая новые темы. Лучше попрощаться с достоинством, закрепив хорошее впечатление о себе предыдущим разговором.Прощаясь, уместно будет применить фразы: «Приятно было познакомиться!», « С вами интересно общаться, нам непременно нужно встретиться еще раз» и т.д.

  • Слайд 10

    Искусство ведения беседы 1. По-настоящему воспитанный человек будет стараться затрагивать только те темы, которые будут интересны всем участникам беседы. 2. Слово – достаточно сильное средство. Поэтому не стоит хватать собеседника за руку, хлопать по плечу. Нужно учиться привлекать внимание словами, а не жестами. Чрезмерная жестикуляция смешна. 3. Также не стоит изображать то, что рассказываешь, если тебе не смешно, гримасничать. Даже над самой удачной шуткой не стоит громко смеяться. Не зря говорят: сдержанность – лучшая из манер. Очень неприлично привлекать к себе всеобщее внимание.

  • Слайд 11

    4. В общем разговоре о присутствующих стоит говорить по имени, неприлично употреблять слова «он» и «она». 5. Говорить надо четко, не повышая и не понижая голос, не бормотать, не торопиться, не глотать слова. 6. Когда в обществе и или группе Вам захочется сказать другу какую-либо информацию, касающуюся только Вас двоих, то не стоит шептать ему на ухо. Остальные могут не то подумать и зря обидеться, лучше отложите Ваш разговор на более позднее время.

  • Слайд 12

    Стилистика общения Нам редко удается взглянуть на себя со стороны, а ведь у каждого существует излюбленная манера общения, то, что обычно называют стилем. Стилистика общения – это наука о стилях речи, которая изучает индивидуальные манер общения. Непринуждённая обстановка общения обусловливает большую свободу в выборе эмоциональных слов и выражений: шире употребляются слова разговорные (глупить, ротозей, хихикать, гоготать), просторечные (заржать, растрёпа), жаргонные (родители — предки, железно, клёво, супер). Помните, что человека красят не слова, а поступки. Только по разговорам нельзя составить истинный портрет человека, нужно постараться узнать его ближе.

  • Слайд 13

    А теперь, практическая часть!

    Второй этап исследования опрос детей 9-11 лет. В анкетировании принимало участие 10 человек.

  • Слайд 14

    Вопросы для анкетирования: 1. Назовите формулы обращения и этикетные слова, произносимые Вами в школе, во дворе или других общественных местах. 2. Нуждаетесь ли Вы в формулах этикета и замечаете ли Вы, как к Вам обращаются? 3. Присутствует ли у Вас индивидуальный стиль общения? Назовите слова и выражения, наиболее распространенные в Вашем стиле.

  • Слайд 15

    Результаты анкеты

    В речи опрошенных ребят преобладают препозитивные обращения, так как мы привыкли, разговаривая с человеком, сначала обращаться к нему, а потом излагать свою информацию. В ходе исследования выяснилось, что самыми употребительными этикетными словами являются: «Здравствуйте!», «До свидания!», «Спасибо!», «Извините!» - то есть слова, которые мы используем постоянно. Мы так привыкли к ним, что не замечаем, что произносим какие-то формулы вежливости. Вывод:Дети бывают менее вежливы, более открыты, они не очень умеют вести себя. Подростки говорят на своём языке, больше сокращений, непонятные слова. Часто употребляют грубые слова.

  • Слайд 16

    Общие выводы

    В ходе данного исследования выявлена специфика речевого этикета детей 9-11 лет, по результатам изучения литературы и опроса была составлена таблица, классифицирующая языковые единицы, ведущие к культурному диалогу общения. Кроме этого выявлены особенности речевого этикета детей. Отдельным результатом работы можно считать формирование понятия – «стилистика общения». Выделены отдельно формулы обращения, приветствия, расставания, а также благодарности, извинения и другие. Речевой этикет задает те рамки речевых правил, в пределах которых должно проходить общение. Однако даже употребление общепринятых формул требует искреннего, доброжелательного внимания к собеседнику. Как на сложном музыкальном инструменте играем мы, обращаясь к своим знакомым, друзьям, родственникам, одноклассникам, соседям, прохожим. Мы включаем тот или иной регистр общения, выбираем ту или иную тональность. Используем неисчерпаемые богатства русского языка. Стиль общения, деликатность, тактичность не формируются сами по себе. Большое значение здесь имеют социальная обстановка, в которой живёт человек, полученное в детстве воспитание. Поэтому в школах нужно открывать курсы, обучающие культуре речи. Например, школа ораторского мастерства помогла бы найти детям и подросткам свой стиль общения, научила бы нас правильно разговаривать и грамотно вести диалог. Мы бы чувствовали себя увереннее, ведь техника красивой речи и постановка речи будет применяться всю жизнь. Произносите чаще добрые приятные слова и выражения, они раскрывают необыкновенную красоту родного языка, несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить.

  • Слайд 17

    Литература

    Список используемой литературы: Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. – Л.: Лениздат, 1988. Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. Стилистика и культура речи: Учеб. Пособие.- НТООО «ТетраСистемс», 2001. Сайт «В мире прекрасного и безобразного. Эстетика и искусство», http://assamblea.kg/ Сайт «Культура русской речи», http://russian-world.info/kultura-rechi. Сайт «Библиотека электронных книг», http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/vveden/index.php. Сайт «Стилистика», http://www.stilistika.by.ru/. Сайт «Этикет от А до Я», http://www.etiket.ru/. Сайт «Учиться приятно», http://homeclass.ru/raznoe/rechevoy-etiket.html.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке