Презентация на тему "Формы и приёмы обучения подбору аргументов на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе"

Презентация: Формы и приёмы обучения подбору аргументов на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе
Включить эффекты
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Формы и приёмы обучения подбору аргументов на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 37 слайдов. Также представлены другие презентации по русскому языку. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    37
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Формы и приёмы обучения подбору аргументов на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе
    Слайд 1

    Формы и приёмы обучения подбору аргументов на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе.

  • Слайд 2

    Основные вопросы Что такое аргументация? Каким должен быть аргумент? Особенности аргументативных текстов. Проблемы обучения аргументации. Речевое оформление аргументативных высказываний школьников

  • Слайд 3

    Что такое аргументация? Аргументация – это система утверждений, иерархически связанных друг с другом; Аргументация – этопроцесс, следовательно, нужно расположить утверждения, аргументы в определенной продуманной последовательности. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «потому что…».

  • Слайд 4

    Каким должен быть аргумент? Наилучшие аргументы – те, которые основаны на четких и логичных рассуждениях, на хорошем знании деталей и обстоятельств.

  • Слайд 5

    Базовые элементы аргументации Тезис Доводы (факты, явления, теоретические положения), которые подтверждают или опровергают тезис Общий вывод, демонстрирующий связь тезиса и доводов.

  • Слайд 6

    Аргументативные тексты Рассуждение Доказательство Объяснение.

  • Слайд 7

    Рассуждение Задача рассуждения – показать, как выводится то или иное утверждение. Рассуждая, учащийся строит умозаключение: анализируя признаки тех или иных явлений, формулирует правила, определения, заключения, обобщения. Структура текста –рассуждения: аргумент-аргумент - аргумент -тезис (вывод).

  • Слайд 8

    Рассуждение (Приехал) вчера – вчера обозначает признак действия: (приехал) когда? вчера; слово вчера не изменяется (приехала, приехали) вчера; в предложении выполняет функцию обстоятельства; значит, слово вчера – наречие.

  • Слайд 9

    Рассуждение Второй пример текста рассуждения взят из учебника «Русский язык. 5 класс», авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов.

  • Слайд 10

    Доказательство Предполагает обоснование правильности того или иного утверждения. Структура доказательства такова: тезис - аргумент- аргумент Доказательство используется в таких учебных ситуациях, в которых нужно объяснить выбор написания или постановку знаков препинания; квалифицировать языковое явление (определить часть речи, вид односоставных предложений, стилистическую окраску текста)

  • Слайд 11

    Объяснение Цель объяснения - подтверждение мысли, всесторонняя её демонстрация, интерпретация. Структура объяснения: тезис – аргумент – аргумент – вывод. В определённой последовательности используются аргументы разного характера: фактологические, экспериментальные, теоретические.

  • Слайд 12

    Коммуникативная природа аргументативных высказываний: доказать, обосновать, раскрыть. Процесс обучения школьников созданию аргументативных текстов имеет одну методическую основу – обучение аргументации, то есть обучение формулировке тезиса, подбору аргументов, их расположению, использованию средств языка.

  • Слайд 13

    Проблемы обучения аргументации Умение строить логическое рассуждение относится к метапредметным результатам освоения школьной программы. Школьники должны уметь: четко формулировать тезис; приводить аргументы согласно логическим правилам; приводить развернутые и сжатые аргументы; подводить аргументативный текст к заключению; подбирать языковые средства, в том числе речевые стереотипы, помогающие сделать вывод в соответствии с коммуникативным намерением и индивидуальным стилем говорящего; связывать вывод с основным тезисом.

  • Слайд 14

    Затруднения учащихся вызваны тем, что они не умеют: отобрать необходимые аргументы оформить высказывание (правильно расположить аргументы, связать их) проанализировать примеры.

  • Слайд 15

    Формы и приёмы обучения подбору аргументов Учитель, объясняя, доказывая, рассуждая,должен демонстрировать образцы подобных высказываний Внимательно следите за тем, как я рассуждаю: с чего начинаю, как анализирую примеры, как делаю выводы. Слушая объяснение, выделите в нём доказательство… Сколько аргументов я привела?

  • Слайд 16

    Образцом аргументативных высказываний могут быть письменные тексты из учебников, научно-популярной литературы, подобранные учителем.

  • Слайд 17

    Чтобы школьники успешно создавали подобные аргументативные тексты, необходимо: обращать внимание на формулировку основного тезиса научить школьников подбирать аргументы для организации высказывания (примеры, факты, теоретические положения) показать, какие средства языка используются для создания рассуждения.

  • Слайд 18

    Одна из основных трудностей при создании аргументативных текстов связана с неумением учащихся пользоваться средствами языка. АРГУМЕНТ Рассмотрим (приведём) пример… Возьмём слово… Обратите внимание… ВЫВОД Таким образом Следовательно Итак Из этого следует

  • Слайд 19

    Композиционные особенности текста-рассуждения Тезис (положение, которое надо доказать) Аргументация (доводы, доказательства Аргументами являются пословицы, поговорки; цитаты; факты, события; примеры из личной жизни; примеры из художественной литературы 3. Вывод (общий итог)

  • Слайд 20

    Пример

  • Слайд 21

    Задания Продолжите текст так, чтобы у вас получилось: а) повествование; б) рассуждение Похолодало. Земля укрылась снежным одеялом. Птицы зимой нуждаются в человеческой заботе. 2. Докажите, что: а) прыгать – это глагол; б) прилагательные изменяются по числам; в) в слове количество букв и звуков может не совпадать. 3. Запиши сначала слова и предложения, используемые для связи тезиса и доказательства, а затем для связи доказательства и вывода: Докажем это. Это можно доказать так. Обобщим всё сказанное. Таким образом,... Это объясняется следующим. Следовательно, … 4. Измени порядок частей, чтобы получилось рассуждение: тезис – доказательство – вывод. 5. Полезны задания, требующие создать новый текст на основе исходного: изложить подробно (сжато) ту или иную часть текста, написать к тексту вводную (заключительную) часть, дополнить текст примерами.

  • Слайд 22

    Задания Подберите к тезисам рассуждений доказательства (аргументы), продумайте их последовательность. Природу надо беречь.Книга – источник знаний. Закончи формулировку вывода. Напиши сочинение-рассуждение на тему: «Почему людям надо помогать?» Докажи справедливость пословицы. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Хлеб – всему голова. Под лежачий камень вода не течёт. 5. Докажи справедливость (или актуальность) морали басни И.А.Крылова.

  • Слайд 23

    Задания Соотнеси аргументы и тезисы. Отбери аргументы, которые не доказывают тезис. Придумай к тезису различные виды аргументов: логический, ссылка на авторитет, иллюстративный. К какому тезису данный пример, цитата, факт, пословица могут послужить аргументом? Хороший товар сам себя хвалит. Ученье и труд всё перетрут.

  • Слайд 24

    Подберите примеры из читательского опыта к следующим тезисам: “Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством” (В.Г. Белинский). “Нравственность – это разум сердца” (Гейне). “Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком” (И.В. Гёте). “ Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?” (Конфуций)

  • Слайд 25

    Задания к текстам найди часть, в которой содержится доказательство, пример и его пояснение определи, какие средства используются для перехода от одной части к другой составь композиционную схему текста

  • Слайд 26

    Текст 1 Дадим мир планете Земля! Мир – это твердая уверенность отцов и матерей, что их дети вырастут здоровыми и счастливыми Мир – это поля, покрытые не черным пеплом, золотом спелых колосьев. Мир – это смех детей и молчание пушек. Пушки мы оставим только для праздничных салютов. Дадим мир планете Земля!

  • Слайд 27

    Задания к тексту Определить тип речи. Докажите правильность своего выбора. Измените текст а) так, чтобы он начинался с тезиса; б) используйте вводные слова для последовательного изложения аргументов (во-первых; во-вторых; в-третьих и т. п.) В качестве тезиса учащиеся могут предложить такую фразу: «Главное на планете Земля мир» 3. Можете ли вы привести свои аргументы к данному тезису?

  • Слайд 28

    Текст 2 Процесс создания текста – это всегда творчество, одновременно и радостное, и мучительное. Именно с этим связано понятие «муки слова». Особенно это относится к началу текста (зачину). Горький говорил: «Труднее всего начало, именно первая фраза. Она, как в музыке, дает тон всему произведению, и обыкновенно ее ищешь весьма долго…» Другой писатель XX века, М. Осоргин, вспоминал, как мучительно он искал то слово, то предложение, которое помогло бы ему «развязать клубок мыслей и стать началом рассказа» (обратим внимание на точно найденный образ – клубок мыслей). Именно об этом писал и И. А. Бунин: «Первая фраза имеет решающее значение. Она определяет… звучание всего произведения в целом. И вот еще что. Если этот изначальный звук не удастся взять правильно, то неизбежно или запутаешься и отложишь начатое, или отбросишь начатое, как негодное».

  • Слайд 29

    Задание к тексту. Прочитать текст выразительно. Какова роль цитирования в тексте? Продумайте, как можно этот текст продолжить. Напишите заключительную часть текста (так, чтобы она содержала вывод и соотносилась («перекликалась») с началом текста.

  • Слайд 30

    Текст 3 Нетрудно заметить, что художники всех времен и народов, создавая свои пейзажные картины, почти никогда не изображали на холстах природу, лишенную признаков человеческой деятельности. Там мостик, там часовенка, церковь, прясло, замок, деревенька, лодка, всадник, тропинка, дорога, маяк, парусное судно, пасущиеся коровы, вспаханное поле, сад, ветряная мельница, водяная мельница, дымки над крышами… Какие бы то ни было признаки человеческой деятельности. Отчасти это объясняется тем, что землю и правда чаще всего мы видим затронутой человеком. Главное же в том, что человеческая деятельность до определенного рубежа оживляла и облагораживала красоту земли, привносила такие штрихи и детали, которые делали красоту земли одухотвореннее, ближе нашему сердцу и – если не бояться такого вовсе уж не научного слова – милее. (В. Солоухин. Цивилизация и пейзаж)

  • Слайд 31

    Задания к тексту. Определите проблему текста. (Учащиеся должны знать, что проблема – вопрос ,который требует исследования.) Прокомментируйте эту проблему (т. е. подумайте о том, насколько актуально то, о чем пишет автор, кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой). Выразите свое согласие или несогласие с автором текста. Аргументы запишите в тетрадь, обсудите их с одноклассниками.

  • Слайд 32

    Текст 4 Я ц…ню книгу. Без книги (н…) мыслю н… жизни н… работы. Каждая прочита(н, нн)ая книга (не) пр…енно дает толч…к для работы раздумий оставляет след в душе. Это одна из форм разговора с умным человеком, когда рождаются новые мысли, очень важные, пр…ясняющие некоторые вопросы над которыми мучаеш(?)ся и как писатель и как человек. Поэтому чтение для меня (не) обходимо, имеет просто практическое значение. Писатель для меня это собеседник, в споре ли, в согласи… с которым проясняются собстве(н, нн)ые мысли, занов… рождаются и углубляются. (Ф. Абрамов)

  • Слайд 33

    Задание к тексту Объяснить орфограммы и пропущенные знаки препинания. Сформулируйте тезис, выделите аргументы, найдите в тексте вывод, который делает Федор Абрамов.

  • Слайд 34

    Памятки № 1 Как писать сочинение-рассуждение № 2 Правила хорошей аргументации № 3 Типы аргументов № 4 Ошибки аргументации № 5 Речевое оформление аргументированного высказывания.

  • Слайд 35

    № 5 Речевое оформление аргументированного высказывания. Шаблоны и фразы ТЕЗИС • Автор убежден, что… • Автор считает: «…» • Автор утверждает… • Позиция автора такова… • Автор уверен в том… • По мнению автора… • Автор говорит… • Позиция автора текста такова… • Автор приходит к выводу, что … СВЯЗКА • Я полностью согласен с автором, утверждавшим… • Нельзя не согласиться с автором… • Я полностью разделяю точку зрения автора, утверждающего… • ….. Я согласен (не согласен) с позицией автора … с мнением автора, потому что … • Моя позиция близка авторской. • …ведь… АРГУМЕНТЫ • Во-первых, … • Также… • Мне кажется… • По моему мнению…

  • Слайд 36

    Таким образом, обучение школьников созданию аргументативных высказываний при освоении курса русского языка – это трудоёмкий процесс, требующий пристального и каждодневного внимания учителя. Умение создавать аргументативные высказывания – необходимое общеучебное умение, которое является базой для развития мышления и речи школьников. …Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. Р. Декарт

  • Слайд 37

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке