Содержание
-
Работа над частью С
-
Прочитай задание, в котором излагаются требования к сочинению на ЕГЭ по русскому языку.
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский, жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
-
Ознакомьтесь с критериями оценки сочинения
К1 Сформулирована одна из проблем исходного текста – 1 балл; Не сформулирована ни одна из проблем исходного текста – 0 баллов. К2 Проблема прокомментирована – 2 балла; Проблема прокомментирована, но допущена не более одной фактической ошибки в комментариях – 1 балл; Проблема не прокомментирована или допущено более одной фактической ошибки – 0 баллов. К3 Сформулирована верно позиция автора исходного текста – 1 балл; Позиция сформулирована не верно или вообще не сформулирована – 0 баллов. К4 Выражено свое мнение по проблеме, приведено не менее двух аргументов из жизненного опыта и художественной литературы – 3 балла; Выражено свое мнение, приведен один аргумент из художественной литературы – 2 балла; Выражено свое мнение, приведен один аргумент из жизненного опыта – 1 балл;
-
Выражено свое мнение, но не приведены аргументы – 0 баллов. К5 Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения. Нет нарушений абзацного членения – 2 балла; Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью, последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, 1 нарушение абзацного членения – 1 балл; В работе просматривается коммуникативный замысел, допущено более одной логической ошибки, 2 случая нарушения абзацного членения – 0 баллов. К6 Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи – 2 балла; Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи – 1 балл; Работа отличается бедностью словаря, однообразием грамматического строя речи – 0 баллов.
-
К7 Орфографических ошибок нет (или одна негрубая ошибка) – 2 балла; Допущена одна ошибка – 1 балл; Допущено более одной ошибки – 0 баллов. К8 Пунктуационных ошибок нет (или одна негрубая ошибка) – 2 балла; Допущены одна - две ошибки – 1 балл; Допущено более двух ошибок – 0 баллов. К9 Грамматических ошибок нет – 2 балла; Допущены одна - две ошибки – 1 балл; Допущено более двух ошибок – 0 баллов. К10 Допущено не более одной речевой ошибки – 2 балла; Допущены две - три ошибки – 1 балл; Допущено более трех ошибок – 0 баллов. К11 Этические нормы отсутствуют – 1 балл; Допущены этические нормы – 0 баллов. К12 Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют – 1 балл; Допущены фактические ошибки в фоновом материале – 0 баллов.
-
-
Алгоритм работы с исходным текстом:
Понимание содержания текста. 1.1. Внимательно прочитайте текст. 1.2. Ответьте на вопрос: «О чем текст?» (определите тему текста). Необходимо помнить, что определить тему текста помогают: заглавие; ключевые слова; первое предложение текста (или первый абзац). 1.3. Ответьте на вопрос: «Что хотел сказать автор? (определите основную мысль текста, идею, авторскую позицию). Определить идею может помочь: заглавие (оно часто выражает отношение автора к тому, о чем пойдет речь в тексте); последний абзац текста. Именно в этой части обычно содержатся выводы. Иногда текст строится иначе: сначала основной тезис, а потом его доказательство или иллюстрация к нему. Тогда подсказкой становится, наоборот, первый абзац.
-
1.4. Ответьте на вопрос: «Как аргументирует (доказывает) свою позицию автор?» 1.5. Ответьте на вопрос: «Как сказал автор?» (определите стиль, тип текста, языковые особенности текста). 2. Проблематика текста 2.1. Определите проблему (проблемы) текста. Ответьте на вопрос: «Какие вопросы поднимает автор, о чем предлагает поразмышлять своему читателю?» 2.2. Вычлените среди них актуальную (актуальные). 2.3. Прокомментируйте ее (их). 2.4. Соотнесите свой комментарий с текстом.
-
Типы речи
описание рассуждение повествование Заостряет внимание читателя на наиболее важных, значимых частях предмета или явления, позволяет увидеть то, что важно автору Читатель должен проанализировать после- дотельность событий, найти узловые места, чтобы понять авторскую позицию Рассматривая определенную проблему на каком-либо частном примере, автор выдвигает тезис, аргументирует его, делает вывод. Читатель должен за конкретной авторской мыслью увидеть широкую проблему и сфор- мулировать ее
-
План работы над сочинением:
Напишите вступление, отображающее актуальную проблему прочитанного текста. Прокомментируйте сформулированную вами проблему. Опирайтесь на текст, процитируйте ключевые понятия. Сформулируйте авторскую позицию в тексте (основную мысль текста – идею). Ответьте на вопрос: «Как аргументирует (доказывает) свою позицию автор?» Выразите свое отношение к сформулированной проблеме. Аргументируйте свою позицию, соотнесите ее с авторской. (Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста). Используйте для объяснения литературный или жизненный материал. Проверьте свою работу, пользуясь «Схемой анализа».
-
Вступление сочинения -формулирует тему и проблему всей работы, настраивает читателя на восприятие дальнейшего повествования.
Возможные варианты вступления: Если знаете что-либо об авторе, можно написать несколько слов о нём или о своём знакомстве с его книгами (если автор вам известен). Написать о впечатлении, которое произвел текст. Если впечатление отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвёл впечатление, желательно написать почему. Можно обрисовать типичную (аналогичную изображённой в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что…)
-
Основная часть –должна отражать понимание исходного текста. Именно в этой части ты должен показать связь своей позиции и проблем, сформулированных автором.
1.Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблема должна быть обозначена более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (Например: проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, экологии, взаимоотношений «отцов и детей», цели и смысла (жизни, писательского труда и т. П.), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др.
-
Познакомьтесь с комментариями и попробуйте сформулировать проблемы, над которыми размышляли авторы исходных текстов.
Рассказывая об этом случае, автор обращает внимание читателя на поведение героя. Подтекст помогает понять, как часто за скромным молчанием скрывается равнодушие к окружающим, а несобственно- прямая речь позволяет понять, насколько жесток и лицемерен этот персонаж. Автор отмечает, что безразличие к судьбе собственной семьи господствует над героем, превращая его в бездушное существо, глухое к страданиям окружающих, но, с другой стороны, герой и не пытается меняться к лучшему, хотя и понимает, что душевная черствость может стать причиной разрыва с самими близкими людьми. Позиция «моя хата с краю», которую выбрал для себя персонаж рассказа, свойственна многим моим современникам. Проверь себя ( Проблема равнодушия )
-
Используя ретроспекцию, автор дал возможность читателю понять, что героя многое связывает с покинутой Родиной: детальное описание родного дома, речки, деревенских жителей позволило передать непреходящую боль человека, принявшего опрометчивое решение покинуть страну. Но, подчеркивает писатель, такое состояние испытывают многие, оказавшиеся в подобной ситуации, и кольцевая композиция создает впечатление замкнутого круга, из которого невозможно вырваться, как невозможно забыть свои истоки, все то, что когда-то наполняло жизнь смыслом и радостью. Проверь себя (Проблема ностальгии; любви к Родине)
-
Какие проблемы, исследуемые в текстах, предложенных для анализа на ЕГЭ, поднимают авторы?
Любовь к родине; Проблема интернационализма; Проблема памяти о своих истоках, о своем детстве; Проблема исторической памяти; О роли родителей в формировании личности ребенка; О роли чтения в жизни человека; Проблема семейных отношений; Проблема выбора профессии; Проблемы варварского отношения к природе; О влиянии природы на человека; Проблема социальной ответственности ученых за их изобретения; Проблемы добра и зла; Проблемы личности и власти и многие другие.
-
2.Комментарии– это «рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо». Комментарий проблемы исходного текста предполагает своего рода анализ этого текста, обращение к особенностям его композиции, к использованным автором стилистическим приемам и изобразительным средствам: именно здесь ты получаешь возможность продемонстрировать свое умение понять особенности как содержания, так и формы исходного текста, те приемы, которые помогают автору обозначить проблему ярко и эмоционально, подчеркнуть её значимость, а затем – и выразить авторское отношение к ней.
-
Синтаксические конструкции, используемые при текстуальном комментарии:
Начало комментария Продолжение комментария Проблему (чего?) автор раскрывает на примере… Этот вопрос автор раскрывает, изучая… Рассматривая проблему (чего?) на примере…, автор с (иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что… Комментируя данную проблему, хочется отметить ее (типичность; новизну; актуальность и т.д.) Проблема актуальна особенно сегодня, потому что… Автор текста обращает внимание читателя на.. Ни одна деталь не остается незамеченной автором, и поэтому… Автор так воссоздает эту историю, что…
-
Финальная часть комментария и переход к формулировке авторской позиции В читателе писатель предполагает единомышленника, и потому… Текст привлекает внимание не только композиционным построением, но и глубиной авторской мысли, … Неслучайно писатель особо подчеркивает... Писатель всем ходом повествования доказывает… Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя… Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна: … … - вот авторская позиция по данной проблеме. Автор считает, что …
-
3. Позиция автора - это основная мысль текста,то, что мы привыкли называть «идеей». Как определить основную мысль текста (позицию автора)? Она может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами или в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале текста. Основную мысль текста следует выразить кратко, одной – двумя фразами; можно привести цитату из текста, но ни в коем случае не пересказывая и, тем более, не переписывая его. В этой части сочинения также можно указать на те приёмы (изобразительные средства или синтаксические фигуры), которые помогают автору выразить свою позицию особенно ярко и убедительно.
-
Синтаксические «маркеры», используемые при концепционном комментарии:
На мой взгляд, автор одним их первых привлек внимание читателя к подобным явлениям. По мнению автора, подобные явления все чаще и чаще встречаются в нашей жизни. Автор дает прямые оценки явлениям и событиям… Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя… Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором. Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в то, что… Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры. Автор считает, что… Автору важно убедить читателя в том, что.. Автор утверждает, что…
-
Как выстроить аргументацию?
4. Аргументация– это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником. Потому что (так как)… АРГУМЕНТ 1 АРГУМЕНТ 2 ВЫВОД (Что следует из вышесказанного?) ТЕЗИС (Почему это так?)
-
-
К логическим аргументам относятся научные аксиомы; законы природы, выводы, подтвеж- денные экспериментально; показания очевидцев; примеры из жизни или художест- венной литературы; цитаты из авторитетных источников К психологическим аргументам относятся эмоциональная убежденность пишущего; примеры, вызывающие эмоцио- нальный отклик адресата; указание на положительные или негативные последствия при- нятия тезиса автора
-
Обратимся к примеру:
Тезис Аргумент 1 Иллюстрация Аргумент 2 Иллюстрация Вывод Серьезная музыка подобна чудодейственному лекарству? (Почему?) (Так как…) В самом деле, иногда любую душевную травму способна исцелить прекрасная мелодия. Так духовную музыку, благодаря ее способности облегчает боль, ученые называют анальгетиком в мире звуков. (Так как)…Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Во многих произведениях рассказывается о том, как музыка буквально спасала людей в труднейших жизненных ситуациях. Например, Петрусь, герой повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант», родился слепым. Он мог всю жизнь чувствовать себя неполноценным, однако музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом. (Что следует из вышесказанного?) Таким образом, музыка, проникая в сердце человека, оживляет его, дает исцеляющую силу.
-
Примеры литературных аргументов
(К проблеме истинной и ложной красоты) Вспомним ослепительную красавицу Элен Безухову из романа эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», которая, безусловно, является самой яркой женщиной в светском обществе. Однако её поступки говорят о том, что она безнравственна, бездуховна. Такого же плана и образ Ольги Лариной из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Она прекрасна внешне, её красоту воспевает молодой поэт Владимир Ленский. И только возмущённый бессмысленностью существования Онегин (а вместе с ним и А.С. Пушкин) замечает, что Ольга пуста, она «как эта глупая луна на этом глупом небосклоне». Хряпина Ек. (ученица 11 кл.)
-
(К проблеме исторической памяти) Русские писатели первыми стали поднимать проблему памяти в своих произведениях. Например, в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» показано, как гибель деревни, затопленной людьми, приводит к гибели духовной, когда жители деревни рушат, сжигают, уничтожают то, что было для их предков священно, и даже к гибели физической, когда люди, не нашедшие в себе сил порвать узы, связывающие с их предками, готовы уйти вместе с родным островом под воду. Скударнова Ан. (ученица 10 кл.)
-
Различают аргументы «за» и аргументы «против»Как можно изложить согласие с мнением автора?
следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений; автор убедительно доказывает, что…; в правоте авторских оценок не приходится сомневаться; не думаю, что у кого-то вызовет возражение авторское мнение о том, что; убежденность автора в правильности данных им оценок передается и читателю…; полагаю, что вряд ли у автора будут оппоненты и т.п.
-
Как можно этически корректно возразить автору, излагая свою позицию?
Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что… Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что… На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях. Авторская точка зрения, как мне кажется, довольна спорна. Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что… Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что… По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что… Автор справедливо осуждает…, однако я не могу согласиться с тем, что… Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения: …. Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что…
-
Вывод (заключение)
Как и любое высказывание, текст сочинения должен быть законченным, завершенным, то есть нужно коротко подвести итог: «Таким образом, нельзя не согласиться…» или «Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное – ….» и т.п.
-
Схема анализа своей работы:
Я написал комментарий к этой проблеме. Я объяснил авторскую позицию (идею). Я высказал собственное мнение по сформулированной проблеме и привел не менее двух своих примеров. Я определил одну проблему. Я не забыл разделить текст на абзацы, следя за логичностью рассуждений.
-
Я следил за точностью выражения моих мыслей. У меня нет орфографических ошибок. У меня нет пунктуационных ошибок. У меня нет грамматических ошибок. У меня нет речевых ошибок. Работа не содержит некорректных высказываний. У меня отсутствуют фактические ошибки на фоновом уровне.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.