Содержание
-
Урок русского языка в 7 классе( урок повторения с элементами исследования)
Тема урока: Ъ и Ь знаки и их функции в языке Учитель русского языка и литературы ГБОУ Лицей 244 Смирнова И.Н.
-
Актуализация знаний
История братцев Еря и Ера Сегодня я расскажу вам нашу историю, то есть историю братца Ера и Еря. В очень давние времена мы возникли – буквами и обозначали гласные звуки.Да-да гласный звук. А вовсе не знаками, как называют нас сейчас. Чем вообще буква отличается от знака? Первое различие уже сказано: буква имеет звук. Второе: мы, гласные, образовываем слоги. В древности был установлен такой закон - закон открытого слога, то есть любой слог должен был кончаться на гласный, и как только возникала необходимость (очень часто!), Ер и Ерь -тут как тут. Особенно в конце слов.
-
При рождении русского языка нас писали очень часто. Полюбуйтесь: отьць, коньць, къто, кънига, шъпътъ... Пара строчек из Остромирова евангелия (1056-57 гг): Читаем? Вы... яко овьча (ерь) посредевлъкъ (два ера). В то время нас писали скрупулёзно. Итак, мы были гласными, а гласные тянутся, поются и не встречают во рту препятствия… Еръ и Ерь образовывались точно так же, как О и Е соответственно, и разница заключалась лишь в долготе произношения. Еръ - это сверхкраткое О, Ерь - сверхкраткое Е. Теперь нас называют знаками. твердым и мягким, а какие у нас обязанности!?
-
Постановка учебной задачи
- О каких буквах современного алфавита идет речь в тексте? -Скажите, что нового вы узнали из текста? -Что вас удивило в истории Ера и Еря больше всего? -Что надо сделать, чтобы дописать историю «Братцев»?. Определить роль букв Ер и Ерь в древнерусском языке Исследовать функции Ъ и Ь в современном языке
-
Открытие новых знаний
Ер и Ерь гласные звуки звуки разной долготы в сильной позиции О и Е, в слабой- постепенно исчезали Ер был разделителем слов Ер обозначал грамматическую форму мужского рода
-
Исследование.
Вставьте пропущенные буквы. Из данных слов составьте и запишите предложения. 1)На, полях, необ...ятных, грачи, пасутся. 2) Бродят, по, сороки, сем…ями, дорогам. 3) Росинки, на, с…ёжились, лист…ях, дерев…ев, осенних. Какую роль играют в данных примерах Ъ и Ь? Объясните графически употребление ъ и ь. Сформулируйте правило. Проверьте выполнение задания друг у друга. Есть ли ошибки? Исправьте.
-
Открытие новых знаний
Прочитайте текст. Обратите внимание на слова с Ь знаком В нашем лесу осенью много грибов. Если отправиться за грибами ранним утром, то найдешь и беленький, и красненький, и подберезовик. Спустишься к ручью, перейдешь на другую сторону и собирай. Грибы не любят тень, густые заросли: все в природе тянется к свету. Впишите в таблицу слова в той форме, в какой они стоят в тексте в соответствующие графы
-
Из данных предложений, принадлежащих перу И. А. Крылова, выпишите примеры слов, в которых Ь является показателем грамматической формы. Укажите эти формы Всё кажется в другом ошибкой нам, А примешьсяза дело сам, Так напроказнишь вдвое хуже.(«Обоз») Орлам случается и ниже кур спускаться, Но курам никогда до облакне подняться!(«Орёл и Куры») Оставьте предков вы в покое: Им поделом была и честь, А вы, друзья, лишь годны на жаркое! («Гуси»)
-
Что с нами стало? Теперь мы знаки: у нас нет звуков, мы не образуем слоги. Да, я, Ерь, указываю на мягкость согласной. И это первая моя работа. Вторая моя обязанность - конечно, разделение согласного и гласного. А мой братец Ера, служит только разделителем. Иногда нас ставят по традиции, где мы в современном языке не играем роли, если не считать, что обозначаем некоторые грамматические свойства слов: например, то, что перед вами существительные третьего склонения (как "мышь"). Но когда-то у нас была бурная, активная жизнь. А с Ером боролись как с настоящим преступником. Матросы революционной армии врывались в типографии и уничтожали буквуСтоит заметить, исчезновению Ера в конце слов многие и многие порадовались. Хотя бы потому, что он не играл роли, а места на бумаге занимал преогромное количество. Вроде бы одна маленькая буква, но коль она используется постоянно, то тратит целые полотна. "Война и мир" в старой орфографии занимала гораздо больше страниц. А с другой стороны, было сложно переходить на другое правописание сразу, резко. Текст казался очень непривычным, не было знака, который показывал бы конец слова, сам текст выглядел не таким весомым.
-
Почему?
Как вы объясните данное стихотворение, почему поэтесса считала, что в имени Блок – 5 букв? Имя твоё — птица в руке, Имя твоё — льдинка на языке, Одно-единственное движение губ, Имя твоё — пять букв.
-
Рефлексия
1. Что узнали нового? 2. Как работали на уроке ? 3. Какое настроение?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.