Содержание
-
Повторительно-обобщающий урок в 11 классе / 2 часа/Фонетика. Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка урок разработала и провела учитель русского языка и литературы МБОУ «Самофаловскаясош»Науменко Людмила Ивановна
5klass.net
-
*обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике и орфоэпии как разделах лингвистики, о системе гласных и согласных звуков русского языка, о способах их обозначения на письме, показать соотношение звукового и буквенного (орфографического) облика слова; повторить основные правила произношения гласных и согласных звуков, нормы ударения в современном русском языке.*совершенствовать умения находить в слове основные звуковые процессы , производить фонетический разбор слова и транскрибировать слово; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка; совершенствовать навыки работы с различными видами словарей и учить извлекать необходимую информацию из справочной литературы и современных источников информации.* воспитывать в детях чувство любви к русскому языку, чувство глубокой ответственности за чистоту и правильность русской речи.
Цели урока:
-
Оборудование и учебные пособия к уроку: Таблица «Гласные и согласные звуки русского языка». Задания демонстрационных вариантов ЕГЭ-2013. У каждого учащегося на столе карточка-справочник « Особенности русского ударения и его роль в русском языке». Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы. Орфоэпические и толковые словари. Магнитофон и звукозапись к конкурсу дикторов. Мультимедийная презентация
-
ЭПИГРАФ К УРОКУ: …Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы… Бестужев- Марлинский. ЭПИГРАФ К УРОКУ: …Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы… Бестужев -Марлинский.
-
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА 1 группа * Что является предметом изучения фонетики и орфоэпии? *В чем состоит отличие между буквами и звуками? *На какие группы делятся звуки речи? Чем они отличаются друг от друга? *Что называется слогом? *Сколько звуков в русском языке? Опираясь на таблицу «Гласные и согласные звуки русского языка», которая демонстрируется в классе, ребята работают следующим образом: к доске вызывается уч-ся 1 группы, учащиеся этой группы задают ему подготовленный дома вопрос. Если отвечающий не дает верного ответа, то на поставленный вопрос отвечает тот, кто его задавал.
-
Согласные звуки
-
Обратите внимание!
Перед звонкими согласными глухие озвончаются: сбить — [з]бить;экзамен - э[г]замен. Перед глухими согласными звонкие оглушаются: всходы — [ф]сходы; подходить - по[т]ходить. Звонкие согласные оглушаютсяв конце слов: вездеход — вездехо[т], рассказ — расска[с]. Помните это, когда будете выполнять следующие задания: В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука? В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука? В каком слове все согласные глухие? В каком слове все согласные звонкие? В каком слове произносится звук [указан]?
-
Буквы Е, Ё, Ю, Я передают звуки [э], [о], [у],[а], если употребляются после мягкого согласного (см. предыдущий слайд). Два звукаэти буквы передают: В начале слова: ест — [ ЙЭст]; юноша — [ЙУноша]. После Ъ и Ь: вьюга — [в’ЙУга]. После гласного звука: приехал — [пр’иЙЭхал]. Учтите это, когда будете выполнять задания: В каком слове количество букв и звуков совпадает? В каком слове букв больше, чем звуков? В каком слове звуков больше, чем букв? В каком слове (количество указано) звуков? Не забывайте при этом, чтоЪ и Ь звуков речи не обозначают!
-
Фонетические задачи2 группа (анализ примеров)
*В каком слове звуков больше, чем букв? 1) окрестность 2) яблочный 3) разъезд 4) городской Большее количество звуков в словах могут давать буквыЕ, Ё, Ю, Я, если стоят в начале слова или после гласной.Такое слово одно — яблочный — 9 звуков, 8 букв. В слове разъезд после Ъ буква Е также дает два звука, но звука не обозначает Ъ, поэтому в этом слове 7 букв и столько же звуков. Правильный ответ — 2.
-
*В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука? 1) размять 2) входить 3) сгрести 4) вложить В этом задании речь идет о звонком согласном звуке, т.к. оглушить глухой звук невозможно. Звонкие согласные оглушаются в абсолютном конце слова или перед глухим согласным. Слабой позиции в конце слов нет, значит, ищем стык звонкого и глухого согласных. Ни в первом, ни в четвертом вариантах такого стыка нет. В третьем случае наблюдаем озвончение глухого согласного — [зг]рести. Остается второй вариант: буква «в» перед глухим [х] обозначает [ф]. Правильный ответ — 2.
-
ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ. Среди ударных орфоэпических норм существуют следующие варианты : *Слово обладает единственно правильным значением (откупорить, свекла, кухонный) *Слово предполагает 2 равноправных варианта постановки ударения (творог, августовский, колледж) *Слово наряду с современным ударением допускает устаревшую ударную позицию (ракурс – ракурс) *Ударение связано с употреблением слова в профессиональной речи ( компас – компас, осужденный – осужденный)
-
Ударение выполняет в языке смыслоразличительную функцию: *Различает формы разных слов (ношу – ношу) *Различает формы одного слова (снега – снега).
-
Изменение места ударения в слове. *Типичным является ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени. *А также в глаголах прошедшего времени. В этих случаях в женском роде ударение падает на окончание, а в мужском, среднем роде и во множественном числе на основу. (Начата, начат, начало, начаты. Поняла, понял, поняло, поняли.
-
*В современном русском языке среди кратких прилагательных активно проявляется тенденция к постановке ударения в женском роде на основу, в результате чего появляются варианты: властный – властна- властны.
-
Тренировочные упражнения
Задание 2. Словарно-орфоэпическая работа. Используя карточку –справочник «особенности русского ударения» и при затруднении орфоэпические словари, расставьте в словах ударение. Какие звуки обозначают выделенные буквы? 2 группа (средний уровень): Адекватный, антитеза, афера, камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, рефери, пустячный, феномен. 1 группа (низкий уровень): Статуя, факсимиле, форзац, украинцы, сосредоточение, пломбированный, дремота, облегчил, цыган, включит.
-
Задание 3. Подберите к данным словам омографы, расставьте ударение, составьте с полученными парами слов словосочетания, учитывая лексическое значение. Атлас, броня, пасти, замок, ледник, характерный.
-
Говорите правильно по-русски 1группа. Составить с данными словами рассказ « А у нас сегодня гости!» 2 группа. Конкурс дикторов центрального телевидения
-
Итоги урока
Индивидуальное задание. Проблемный вопрос *Нужно ли изучать фонетику и орфоэпию? Докажите свою точку зрения в публицистическом стиле, опираясь на мнения ученых и писателей.
-
* Произвол в произношении почти так же недопустим, как анархия в письме. Отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо. Р.И.Аванесов *При помощи звуков речи, музыки слов, великий Пушкин достигает в своих сказках предельной выразительности: в его стихах много значат не только каждое слово, но и каждый звук, каждый гласный и согласный. С.Я.Маршак
-
Дифференцированное домашнее задание
Самостоятельный выбор уровня Низкий уровень : *Ответить на вопросы в учебнике стр. 10-11 , упр. 8. Средний уровень: *Составить текст призыва изучать фонетику и орфоэпию в виде рассуждения, приводя аргументы в формате ЕГЭ(100 слов).
-
Сегодня на уроке я научился... я постарался... мне понравилось... мне было трудно... мне было интересно…
-
Информационные источники
А.Г.Нарушевич «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку» Г.Т.Егораева : материалы издательства «Экзамен»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.