Содержание
-
Семинар подготовила логопед Оборина Е.В. Игры для речевого развития детей раннего возраста
-
Грудной возраст – подготовительный этапв развитии речи
Цель: формировать психическую базу речи. И являются основой для формирования речи. Организуя их, взрослый подготавливает почву для развития речи. Слуховое восприятие Зрительное восприятие
-
Игровые упражнения для развития зрительного восприятия
Учить удерживать взгляд ребенка на неподвижном предмете или на лице взрослого. Учить следить за движущейся игрушкой, медленно перемещающейся вправо и влево (2-3 раза). Учить зрительно узнавать близкого взрослого: над лежащим ребенком поочередно, с интервалом в 3-5 сек., наклоняются знакомый, а затем незнакомый взрослый и ласково говорят с ним. Учить поворачивать голову в сторону невидимого источника звука и находить его глазами.
-
Игровые упражнения для развития слухового восприятия
Успокаивать ребенка, сосредотачивая его слуховое внимание на сильном звуке: напр., во время беспокойного состояния ребенка, взрослый, находясь вне поля зрения ребенка, начинает ласково говорить с ним или звенеть погремушкой. Учить на слух различать строгую и ласковую интонацию, по-разному реагировать на нее (менять интонацию с интервалом в 5 сек). («Идет коза рогатая») Через интонацию взрослого у грудного ребенка формируются основы понимания речи: ласковая, веселая интонация взрослого у ребенка вызывает «комплекс оживления» (улыбку, звуки гуления, движения ножками и ручками). Строгая интонация - недовольство, настороженность, плач. Учить различать и по - разному реагировать на свое и на чужое имя (с 6 месяцев): взрослый, находясь вне поля зрения ребенка, называет его имя 2 раза и после паузы (10 сек) – чужое имя. Развивать слуховое восприятие посредством музыкальных игр-песенок, учить малышей по-разному воспринимать и реагировать на них: плясовая мелодия вызывает радостное настроение и «комплекс оживления». При прослушивании спокойной колыбельной мелодии - ребенок успокаивается (мелодии надо чередовать с паузой в 15-30 сек.). Под ритмичную музыку можно обучать малыша манипулятивно-предметным действиям (стучать погремушкой, хлопать в ладоши).
-
«Звуковые игры -переклички» для стимуляции голосовых реакций в грудной группе
Взрослый ласково, медленно и с частыми паузами произносит звуки «а, агу, гу», широко открывая рот, для того чтобы ребенок мог видеть артикуляцию и, давая возможность ребенку «подключится» к разговору; если реакция задерживается то повторить звук, побуждая ребенка к подражанию (стремиться вызвать более длительное и протяжное произнесение звуков). Спонтанно вызывать голос во время вибрационного ручного массажа грудной клетки, гортани, под нижней челюстью (взрослый произносит напевные звуки гуления). Для вызывания громкого смеха и ответных реакций у ребенка взрослый то наклоняется, то отдаляется от него; ласково, с улыбкой произносит его имя или звуки гуления и лепета (гу, гы, бу, ма).
-
1 средняя группа – «Лепетушки»
Игры для развития способности понимать речь взрослого помогают устанавливать связь между предметом и словом его обозначающим; между словом и выполняемым действием. Интонацией голоса взрослый продолжает помогать ребенку в осмыслении речи. В этот период малыш должен часто слышать от взрослого вопросы «Где?», «Что это?», «Кто пришел?».
-
Для развития понимания речи проводятся следующие игры и игровые упражнения:1. «Где…?» (ляля, ко-ко, …)
-
Игровое упражнение «Где Юлька?»
-
«Узнай знакомые предметы и игрушки на картинках»
-
Учить по слову выполнять игровые действия и поручения: «Дай» (руку или знакомый предмет), «Иди ко мне», «Пока», «Прятки», «Догоню-догоню», «Сделай ладушки».
Обучение действиям по слову взрослого проходит в три этапа: сначала применяют метод пассивных движений (взрослый действует руками ребенка), затем по показу взрослого («Делай как я»), а потом по словесной просьбе взрослого («Сделай ладушки»).
-
Развитие предпосылок активной речи
Необходимо сделать общение с ребенком обоюдным, носящим двусторонний характер. Сначала взрослый, поддерживая речевую активность малыша, повторяет за ним те звуки, которые он уже произносит, а затем взрослый начинает побуждать ребенка к повторению за ним, т.е. к подражанию. Подражание является одним из способов освоения нового. Недостаточное речевое подражание взрослому является настораживающим фактором неблагополучия в речевом развитии ребенка.
-
Побуждать к лепету и произнесению облегченных слов
На этом возрастном этапе нужно наполнять активный словарь детей названиями предметов и действий. И учить обозначать их звукоподражаниями и лепетными словами (бах, тю-тю). У детей с ЗРР звуки появляются с трудом, затруднения вызывают даже произношение гласных звуков. Поэтому работу по вызыванию звуков речи начинаем с гласных звуков. Вводим вызываемый звук в звукоподражание, слово и в элементарную фразу. Хорошо использовать в работе с детьми игры по договариванию звуков и слогов в небольших стихотворениях.
-
3 средняя группа – «Слова и словосочетания» (элементарная фраза)
Побуждать замену слов-звукоподражаний полными словами, пользоваться местоимениями, наречиями (там, туда), предлогами (в, на), прилагательными (большой, маленький, красивый), учить задавать вопросы (кто? Где?). В целях поддержания речевой активности в общении с ребенком допускается употребление облегченных слов, но обязательно в сочетании с полными словами. Игра: «Веселый кубик» (учит соотносить, узнавать и называть предметы или движения, производимые одним объектом).
-
1 старшая группа – «Фразовая речь»
Учить говорить предложениями (простыми, сложными), правильно согласуя слова в предложениях. При построении предложения, учить подбирать нужные слова, выбирать грамматические формы, находить слову место в предложении («Фразовый конструктор») Упражнять в употреблении существительных во мн.ч. (мяч-мячи), согласовании слов с предлогами (в, на, под, над, из), глагола в прошедшем и будущем времени. Учить пользоваться всеми частями речи: существительными, глаголами, прилагательными, наречиями(здесь, там, сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, далеко, близко, низко, высоко, рядом, много, мало).
-
СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Логопедический массаж (самомассаж). Артикуляционная гимнастика. Воспитание слухового внимания и фонематического слуха (фонетическая ритмика). Развитие речевого дыхания. Развитие понимания речи. Развитие активной речи. Развитие мелкой моторики. Развитие речи в процессе выполнения действий с предметами. Развитие речи в процессе ознакомления с сенсорными понятиями: использование карточек-схем для усвоения слов, обозначающих качества предметов - прилагательных.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.