Содержание
-
Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи.
Творческий отчетучителя-логопедаДОУ №75 Шеляг Н.М.
-
Актуальность проблемы
-
Творческое рассказывание предполагает самостоятельно продуманное содержание, логически выстроенное и оформленное в определенную словесную форму, соответствующую содержанию, создание из разрозненных фактов пусть самой скромной, но непременно завершенной картины жизни.
1 ТИП: «Описательный рассказ» ЦЕЛЬ: Обучение детей составлению описательных рассказов по картине в соответствии с общедидактическими требованиями. Виды получаемых рассказов: рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей; описание картины как раскрытие темы; развернутое описание конкретно взятого объекта; словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий поэтических образов, метафор, сравнений. 2 ТИП: «Творческое рассказывание по картине» (фантазирование) ЦЕЛЬ: Учить детей составлять связные рассказы фантастического плана по мотивам изображенного. Виды получаемых рассказов: рассказ как фантастическое преобразование содержания; фантастический рассказ об отдельно взятом объекте; рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.
-
Данная методика имеет множество преимуществ перед традиционными методами обучения детей рассказыванию по картине:
Она позволяет решать не только общедидактические, обучающие и развивающие, но и коррекционные задачи. Поощряется индивидуальность, исключительность каждого ребенка, учитывается каждое мнение. Значительно расширяется запас знаний и представлений об окружающем. Дети составляют рассказы, опираясь на чувственный опыт, используя различные анализаторы. За счет этого рассказы становятся значительно ярче, образнее. Активизируется и расширяется словарный запас детей, накопление словаря проходит в непринужденной игровой форме. Совершенствуется грамматический строй речи: дети учатся использовать предложения различной структуры, упражняются в различных способах словообразования, отрабатывается употребление предложных конструкций и т.д. Дети используют в рассказах диалогическую речь, придумывают диалоги между объектами картины, в том числе и неодушевленными. Качественно изменяются описательные рассказы детей. Возрастает мыслительная активность детей, совершенствуется ассоциативное мышление, дети учатся устанавливать логические связи, причинно-следственные и временные отношения. Значительной коррекции поддаются личностные особенности детей. Ребенок становится активнее, самостоятельнее, увереннее в себе, учится отстаивать свою точку зрения, и в то же время, уважать мнение других, находить компромиссное решение. Дети видят результат своего труда, т.к. всегда есть выход в продуктивную деятельность (рисунки, аппликации, загадки, игра-драматизация и т.д.). Этапы (шаги) данной методики можно использовать на других занятиях. Каждый педагог, работающий по этой методике, имеет возможность широко использовать собственные творческие способности, внося в занятие разнообразие и нетрадиционность.
-
Этапы работы над картиной
-
-
-
Рассказ по сюжетной картине – планом являются предметные картинки, расположенные в порядке развития сюжета
-
Описание предметав зависимости от строения предмета, пространственного расположения его частей детям предлагается определенный порядок его рассматривания и описания с опорой на отдельные рисунки с последовательной закраской частей предмета или характерных особенностей его построения
-
-
Цепной повествовательный рассказ можно представить в виде предметно графической схемы. Обозначения предметов выступают в качестве опорных точек при построении рассказа
-
Обучение дошкольников с ОНР составлению загадок.
Подготовительный этап – обучение сравнению Алгоритм работы выглядит так:
-
Использование «опоры» (таблицы) для составления загадок.
-
-
Работа по составлению загадок позволяет решить многие задачи:
-
Заключение
Используя в работе нетрадиционные методы, я ставила перед собой главную цель – поиск оптимальных средств педагогического воздействия. Включенная в общую коррекционную систему, последовательная, целенаправленная работа по обучению детей творческому рассказыванию по картине способствовала тому, что: значительно улучшилась самостоятельность, целенаправленность детских рассказов, их композиционная целостность и художественная выразительность; возрос интерес детей к творческому рассказыванию с помощью активной деятельности; сформировалось положительное отношение к рассказам товарищей, умение внимательно их выслушивать, давать оценку деятельности; дети стали значительно наблюдательнее, они широко используют свои поисковые и исследовательские способности в познании окружающего мира; значительно повысился уровень коммуникации детей, они стали гораздо общительнее, легко вступают в контакт со сверстниками и со взрослыми.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Учитель-логопед Шеляг Нина Михайловна ДОУ № 75 Приморского района fanny2004@mail.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.