Содержание
-
Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказапо серии сюжетных картин
-
Связная речь — это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах— диалоге и монологе.
-
Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико: 1. от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика.2. без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
-
Связная речь ребенка – итог его речевого развития.Базируется связная речь на:1. обогащении и активизации его словарного запаса2. формировании грамматического строя речи3. воспитании её звуковой культуры.
-
Одним из средств развития связной речи является картина. Учить ребенка рассказывать по картинам - это значит, формировать его связную речь.
-
В дошкольном возрасте ставится задача учить детей самостоятельно составлять повествовательный рассказ по содержанию картины.Использование серий сюжетных картин, объединенных общим сюжетом, способствует:1. формированию у детей умений развивать сюжетную линию2. придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию3. соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.
-
Составление устного рассказа требует большой подготовительной работы. Педагогу необходимо помочь дошкольникам: -собрать, -систематизировать, -композиционно оформить материал, -обогатить лексический словарь детей новыми словами и синтаксическими конструкциями. Выполнению этих задач способствует работа с картиной. Красочная содержательная картина оказывает на ребенка глубокое эмоциональное воздействие, обогащает его мыслями и чувствами, побуждает к высказыванию.К.Д. Ушинский писал: «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…»
-
Дети учатся:1. рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим.2. овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец.Всеми этими умениям дети должны овладеть до поступления в школу.
-
При выборе сюжетных картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать:строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным.
-
По своему содержанию картина должна:1. соответствовать возрасту детей и уровню их развития.2. предоставлять простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов. Дети проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное, ими лично пережитое, возбуждают их воображение.Этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей.
-
На занятиях по развитию речи можно использовать картины из серий:«Мы играем» (автор Е. Батурина), «Наша Таня»(автор О.И. Соловьева)«Картины для развития речи и расширения представлений детей» (автор Б.И. Радина и В.А. Езикеева) и др.
-
Наглядность- необходимое условие развития грамотной связной речи ребенка. Громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но, во всяком случае, они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому-то картины так ценны и значение их так велико.
-
В качестве дидактического материала, для развития связной речи, можно использовать:- сюжетные картинки;- диафильмы;- иллюстрации в книге;- диапозитивы;- собственные работы детей на заданную тему и т.д.
-
Сочинения по картине делятся на три вида:- повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;- повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета;- описание картины;
-
Существует определенный порядок работы с сюжетными картинками:- рассматривание сюжетных картинок с целью усвоения содержания;- чтение воспитателем деформированного текста;- беседа, в которой выясняется, что предложенные педагогом предложения это не рассказ;- определение порядка следования предложений;- чтение педагогом текста в восстановленном виде.
-
Рассматривая сюжетную картину, ребенок все время говорит. Педагог должен:-поддерживать этот детский разговор, -сам говорить с детьми-путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком.По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития
-
Для развития связной речи рекомендовано проведение следующих видов занятий с сериями сюжетных картин:1.Занятия с использованием заданий по серии сюжетных картин, на которых изображены несколько сценок с известным детям сюжетом;2. Составление рассказов описательного характера по картинам с местом действия, предметами, событиями, изображенными на первом плане;3. Составление рассказов по сериям сюжетных картинок, на которых подробно изображено развитие сюжета.
-
В процессе работы с сюжетными изображениями используются следующие приемы:- зрительное выделение всех объектов на сюжетном изображении;- восприятие картины по плану; - выделение первого, второго, третьего планов сюжетного изображения;- детальное рассматривание одного объекта; - узнавание предметов в различных взаимозависимостях между ними; - определение взаимоположения объектов на картине и пространственных соотношений между изображёнными объектами;- моделирование картины игрушками, предметными изображениями, силуэтами, схемами, фишками; - моделирование удаленности предметов в пространстве на подставках с прорезями и перфорированных досках; - «оживление» сюжетного изображения, моделирование картины детьми;-нахождение несоответствий;- установление причинно-следственных связей; - анализ сюжетного изображения с точки зрения восприятия изображенного различными анализаторами (слухового, тактильного, вкусового и обонятельного): узнавание объектов, изображенных на картине, по информативным признакам на полисенсорной основе;-использование приёмов «вхождения» в картину (восприятие с подключением слуховых, тактильных, кинестетических ощущений);- соотнесение натуральных объектов и их деталей, эталонов цвета, формы, величины, качества поверхности с объектами изображения;- переведение объектов сюжетного изображения через кальку, по трафарету; - подбор идентичного объекта: наложи, положи рядом; − составление рассказов.
-
В дидактических играх можно научить детей способам обследования предметов и их изображений, различения, узнавания и сравнения. Таковы игры “Подбери такой же, как на картине”, “Найди такого же цвета, как на картине”, “Узнай по вкусу тот предмет, который изображен на картине” и другие, в которых дети не только учатся анализировать признаки, но и дифференцировать объекты по сходству и различию, а это способствует обогащению словаря ребенка, формированию семантической стороны речи.
-
Вниманию детей можно предложить дидактические игры, способствующие обогащению и систематизации представлений детей об объектах сюжетного изображения: «Четвертый лишний»«Найди сходства»,«Что сначала, что потом?»«Найди отличия»«Части целого» и др.В книжном и театральном уголках можно разместить плоскостные фигурки для моделирования картины на фланелеграфе, фигурки на штырьках для моделирования сюжета картины на перфорированной доске, мелкие игрушки для обыгрывания сюжета.
-
Эффективность обучения умению составлять рассказ будет зависеть также от:-соблюдения принципов: систематичности и последовательности; -связи теории с практикой;-доступности; -непрерывности;-организации процесса обучения (прохождение материала строится по -принципу: от простого к сложному, постоянно опираясь на усвоенные знания); -своевременного выявления и устранения затруднений, которые испытывают дошкольники;-сформированностиу дошкольников умения работать самостоятельно;-умения работать с серией картинок (правильно определять последовательность картинок, рассматривать, анализировать картину, подбирать заголовки к каждой картинке, понимать композицию картины, улавливать идею картины, умения составлять мини-рассказ по каждой картинке);-понимания детьми общей темы, которой объединены все картинки;-восприятия картинки как структурной части целого;-активной деятельности ребят;-сформированностимотивации;-умения воспитателя грамотно задавать вопросы и продумывать систему работы по формированию умения составлять рассказ;-умения создать благоприятные условия для использования разнообразных методов, приемов, средств, форм работы;-умения правильно организовать процесс усвоения теоретических сведений (все изучение строится на практическом уровне);-учета психологических особенностей детей дошкольного возраста и т.д.
-
В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов.В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.
-
В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) при обучении связной речи :1. широко применяются игрушки и предметы. Занятия по рассматриванию и описанию игрушек – одни из самых любимых и интересных занятий по родному языку. Обычно они проходят в эмоциональной игровой форме, очень оживлённо. Дети рассказывают об игрушке и о действиях с ней.2. рассказывание по картинке осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.
-
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) при обучении связной речи :1. на занятиях широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий. Дети учатся описывать изображенное на картине. У них формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе. Появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.2. значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей. Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы. 3. детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространённые предложения или высказывания, состоящие из 2-3 предложений.
-
В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) при обучении связной речи :1.ребёнок делает описание игрушек, уже начинает употреблять в своей речи сложные синтаксические конструкции, состоящие из двух простых предложений, связанных между собой сочинительной или подчинительной связью. Высказывания его приобретают характер рассказа. Интерес к составлению описательных рассказов становится все устойчивее. Дети учатся описывать игрушки, предметы, проявляя все большую самостоятельность и активность. 2. активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.
-
В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет-подготовительная группа) при обучении связной речи :1.продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия – дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в рассказах – описаниях. На занятиях по описанию игрушек и предметов выбор объектов для показа и составления рассказов несколько усложняется, следовательно, усложняется и языковой материал, которым оперируют дети.2. при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия, самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.3. продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи. Используются все разновидности рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ по одной картине или серии сюжетных картин. В этом возрасте очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать "додумывать" предыдущие или последующие события.
-
Дошкольники в процессе формирования умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок должны практически овладеть:- признаками текста (текст имеет тему, главную мысль; его можно разделить на части, озаглавить; предложения текста связаны общей темой);- речевыми средствами выразительности (темп, громкость, тон, логические паузы и ударения), а также о мимике, жестах – как невербальных средствах выразительности речи;- умением рассматривать, анализировать предложенные картинки;- умением видеть сюжетную линию в предложенной серии картинок, соотносить свой текст с содержанием картинок, отражать в своем тексте идею картинок;- умением озаглавливать рассказ по картинке, серию картинок и каждую в отдельности.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.