Содержание
-
История происхождения и значение школьных терминов. Исследование провела: ученица 3 А класса МОУ «Яксатовская СОШ» Бондаренко Снежанна.
-
Тема моего исследования: «История происхождения и значение школьных терминов». Цель работы – выяснить значение и происхождение некоторых учебных предметов, вещей и понятий, связанных со школой. Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1. Провести опрос школьников с целью выяснения знаний о происхождении и значении школьных терминов. 2. Определить источники информации, которые помогут выяснить значение и происхождение школьных терминов. 3. Выяснить значение и происхождение терминов: школа, каникулы, парта, портфель, тетрадь, карандаш, пенал, альбом, библиотека, цифра.
-
Результаты опроса Результат опроса показал, что только 25 процентов знает значение таких часто употребляемых слов.
-
Школа (греч.) «схолэ» -досуг, отдых, праздность. Для древних греков учеба очень приятное и полезное занятие. Под досугом они представляли не безделье, а беседы мудрецов – философов со своими учениками о разных науках. Вначале проводились беседы, но позднее появились самые настоящие занятия.
-
Каникулы (латин.) «канис» - собачка. Каникулой» - собачонкой именовали римляне звезду Сириус, считая ее, охотничьим псом небесного ловчего Ориона. Когда Сириус появлялся на небосклоне, в Риме начинались самые жаркие летние дни. И тогда объявлялся перерыв во всех занятиях. Перерыв получил название каникулы. Слово перешло в русский язык, и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом. Мы знаем, что сейчас есть каникулы зимние, осенние и весенние.
-
Цифра (араб.) «сифра» - ноль, кружок. Каждый день на уроках математики мы пользуемся цифрамии знаками. Это слово пришло к нам из арабского языка. Кружочек или ноль у арабов назывался «сифра». Так и появилось слово «цифра», только им обозначали уже и другие знаки. Мы знаем свои цифры арабскими, потому что заимствовали их у арабов. А сами арабы признавали, что цифры получили от древних индийцев.
-
Все учебные принадлежности мы носим в портфеле. Слово «портфель» -французского происхождения. Первая часть этого слова - «порт» - означает «нести», вторая - «фель» - лист. Портфель назвали так потому, что в нем носят листы, бумаги, книги, тетради и все остальные школьные принадлежности.
-
Тетрадь. «Тетра» в переводе с греческого языка означает «четыре»,«сложенный вчетверо». Раньше люди писали в восковых тетрадках, которые появились еще во времена древних греков. Это были деревянные дощечки, покрытые воском коричневого или черного цвета. Их связывали шнуром в книжечку и писали палочкой, которая была одновременно и карандашом и ластиком. Один конец был заострен, а другой тупой, в виде лопаточки, им стирали все написанное. Кроме восковых в старину были и железные тетради, вернее дочечки, на которых не писали, а вырезали буквы острым резцом.
-
Карандаш (тюрк.) «кара» -черный, «таш» - камень. В конце 18 века чешский фабрикант Гартмурт, из графитового порошка начал делать стержни для письма. Однако их было неудобно держать в руке, потому что они часто ломались и пачкали пальцы. Тогда французский ученый Конте изобрел для них «деревянную одежду». И вскоре по всей Европе заработали фабрики, одевая пишущие палочки в деревянные «рубашки».
-
Пенал. Для школьника необходимая вещь в портфеле. А произошло оно от латинского слова «пенна», которым называли перо. Поэтому ящичек для хранения перьев назвали пенал.
-
Всем, кто любит рисовать, знаком альбом. Слово«альбом»произошло от латинского слова«альбус»,что означает«белый».Действительно, листы в альбомебелые и чистые. Альбомы бывают не только для рисования, но для марок, фотографий, почтовых открыток, гербариев, стихов. И хоть альбомы не всегда белые, но название альбом прочно обосновалось в языке.
-
Библиотека. Книги, учебники живут в школе в комнате, которая называется библиотека. «Библио» по- гречески – книга, «текос» – хранилище: книгохранилище.
-
Школьная парта - это наше российское изобретение. В конце 18 века студент Петербургского университета Пётр Коротков был сослан на Урал. Работая в школе учителем, он изобрел стол с наклонной верхней плоскостью, за которой можно было писать не горбясь.
-
А вот почему это изобретение назвали «парта» даже ученые не все ясно себе это представляют. В результате исследования, я выяснила, что слово это произошло от французского « apart» , что означает «особо»,«в отдельности», когда - то партами называли сиденья для одного или двух учеников, в противоположность длинным многоместным общим школьным столам и скамьям.
-
Исследуя выбранные источники с целью выяснения значения и происхождения школьных терминов, я пришла к выводу, что из 10 исследуемых мною школьных терминов 3 имеют латинские корни, 2 слова заимствованы из французского языка, 3 - из греческого, 1 слово арабского происхождения, 1 слово из тюркского языка. Вывод.
-
Заключение В дальнейшем я думаю продолжить исследование этой темы, так как это очень интересно и может пригодиться на уроках. Зная историю слов, легче запомнить их правописание, и разобраться, какой был их изначальный смысл. Данный материал можно использовать в работе с учащимися младших классов на занятиях в школе.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.